Ссылки для упрощенного доступа

Фишка не идет


Пошел шестой год президентства Барака Обамы. Ему самому больше не избираться. Но впереди выборы в Конгресс: в ноябре этого года будут переизбраны весь состав нижней палаты и треть Сената. По мнению наблюдателей, вероятность того, что демократы вернут себе большинство в Палате представителей, близка к нулю. Более того: они рискуют потерять контроль над верхней палатой.

В любом случае президенту придется до конца своего второго и последнего срока работать в условиях "разделенного правительства", как выражаются в Америке. Для послевоенной Америки оппозиция президента и Конгресса – скорее правило, чем исключение. Американцы находят такую ситуацию даже полезной: на то и разделение властей, чтобы ветви взаимодействовали друг с другом, искали компромисс. После принятия в 1974 году Закона о бюджете каждый президент, за исключением Джорджа Буша-младшего, сталкивался с отказом Конгресса финансировать работу федеральных ведомств. Билл Клинтон спустя два года после избрания получил полностью республиканский Конгресс и после двух полных остановок работы правительства, из которых вторая продолжалась 21 день, объявил себя центристом. Но Барак Обама на уступки идти не собирается.

Многие обратили внимание на то, что в своем ежегодном послании "О положении страны" президент пообещал действовать своей властью везде, где только можно обойтись без одобрения Конгресса. По этому случаю в Вашингтоне вспомнили выражение "имперское президентство". Его придумал и ввел в оборот историк Артур Шлезингер – так он охарактеризовал деятельность президента Ричарда Никсона, который грубо нарушил баланс между исполнительной и законодательной властью в пользу исполнительной. Но система сдержек и противовесов сработала безотказно – маятник пошел в обратном направлении, и Никсон был вынужден досрочно уйти в отставку.

Конфликт ветвей власти – не редкость в истории страны. В марте 1937 года Франклин Рузвельт вступил в жесткое противостояние с Верховным судом США, который лишил правовой силы 11 ключевых законов "Нового курса" – программы оздоровления американской экономики, пораженной Великой депрессией. В ответ президент задумал расширить состав Суда, дабы ввести в его состав своих сторонников. Конгресс отказался утвердить эту реформу, а после смерти Рузвельта принял 22-ю поправку, которая ограничила право избрания на пост главы государства двумя сроками.

Некоторые правоведы полагают, что Обама в своих действиях пошел гораздо дальше Никсона, не говоря уже о Рузвельте. Явным превышением власти они считают, например, программу тайного прослушивания телефонов. Но самым острым стал вопрос о назначениях на государственные посты в обход Конгресса. Назначения эти должен утверждать Сенат, но в Конституции есть лазейка: президент имеет право замещать вакансии, которые открываются во время сенатских каникул. Полномочия таких назначенцев продолжаются до окончания следующей сессии Сената. На практике это означает, что должностное лицо, назначенное президентским указом, занимает свой пост до конца следующего календарного года.

Наиболее острую форму принял конфликт в связи с президентскими назначениями в Национальный совет по трудовым отношениям – независимое ведомство, призванное решать споры между работодателями и профсоюзами. Четыре года назад компания Noel Canning, занимающаяся разливом в бутылки и доставкой в торговые сети пепси-колы, не смогла заключить новый коллективный договор с профсоюзом водителей грузовиков. Совет по трудовым отношениям принял решение в пользу профсоюза. Компания обжаловала его в суде на том основании, что большинство членов совета не утверждено Сенатом, а потому совет не правомочен принимать какие бы то ни было решения. В прошлом месяце тяжба добралась до последней инстанции – Верховного суда США. Решение еще не вынесено, но по вопросам и репликам судей можно сделать вывод, что оно будет негативным для президента. В частности, член Суда Елена Кэган, назначенная Обамой, сказала, что каникулярные назначения – реликт эпохи, когда законодатели передвигались на лошадях и у президента не было возможности спешно отозвать их из отпуска.

Для президента Обамы такое решение суда станет серьезным афронтом. Оно четко обозначит пределы президентской власти. А в перспективе, в соответствии с теорией Шлезингера, временно ослабит исполнительную власть и усилит законодательную. Так работает система. "Фишка дальше не идет" – табличку с такой надписью держал на своем столе в Овальном кабинете президент Гарри Трумэн. Это термин игры в покер: фишка ходит по кругу и кладется напротив игрока, которому пришла очередь сдавать карты. В переносном значении фраза означает: окончательные решения принимаются здесь. Но государственное устройство США – не покер.

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
XS
SM
MD
LG