Ссылки для упрощенного доступа

Узкие двери Европы


Сирийские беженцы в одном из лагерей в Иордании
Сирийские беженцы в одном из лагерей в Иордании

Число сирийских беженцев растет, но страны ЕС не готовы принять всех желающих

Несколько дней назад на Лионском вокзале Парижа была задержана группа из 85 сирийских беженцев. Более сорока из них – дети. Их заметили, когда они садились на поезд в районе швейцарской границы. Ранее они пытались попасть из Франции в Германию, но из-за отсутствия у беженцев шенгенских виз немецкие власти их "развернули". Во Франции им дали два месяца на то, чтобы покинуть территорию страны. За это время люди успеют подать запросы на предоставление им статуса беженца. Учитывая политику прошлого и нового французского правительства в отношении иммигрантов, можно предположить, что разрешение остаться в стране получат далеко не все.

За три года конфликта в Сирии погибло более 150 тысяч человек, говорят сухие данные международных организаций. По этим данным, только в соседнем Ливане число сирийских беженцев перевалило уже за миллион. Маленькое государство с 4-миллионным населением, страдающее от собственных внутренних неурядиц, находится на грани экономического краха. Ненамного лучше ситуация в Иордании, которая также приняла сотни тысяч спасающихся от войны сирийских граждан. Во всех сопредельных с Сирией странах живут сегодня беженцы из этой страны. Даже Израиль, официально находящийся с Сирией в состоянии войны, принял в свои больницы десятки раненых детей, женщин и стариков из приграничных сирийских районов.
Эйяд, 12-летний сирийский мальчик, потерявший руку при артобстреле
Эйяд, 12-летний сирийский мальчик, потерявший руку при артобстреле
Что касается европейских стран, то каждая из них установила для себя определенный лимит и жестко придерживается этих рамок, несмотря на критику правозащитных организаций. С одной стороны, страны ЕС от приема беженцев из Сирии не отказываются, а с другой – устанавливают жесткие квоты и не церемонятся с нелегалами. Эта ситуация особенно характерна для трех ведущих европейских государств – Германии, Франции и Великобритании. Именно туда устремился основной поток сирийских беженцев, не желающих оставаться в лагерях, разбитых для них в сопредельных с Сирией странах.

По различным данным, с марта 2011 года, когда в Сирии началось восстание против режима Башара Асада, до Франции своими силами добрались около пяти тысяч сирийских граждан. Примерно три тысячи из них получили статус беженца. Как рассказал в беседе с Радио Свобода Самир Айта, президент французской ассоциации "Демократия и взаимопомощь в Сирии", за три года войны в его стране Франция далеко не всегда откликалась на призывы неправительственных организаций и правозащитников предоставить помощь сирийским беженцам:

За время войны в Сирии Франция приняла 2200 сирийских беженцев, включая тех, кто прибыл сюда по обычной визе и не запрашивал политического убежища
– Официальные данные говорят о том, что за время войны в Сирии Франция приняла 2200 сирийских беженцев, включая тех, кто прибыл сюда по обычной визе и не запрашивал политического убежища. Эти люди сталкиваются здесь с многочисленными сложностями – взять хотя бы все административные процедуры, которые им приходится проходить. Лишь после прохождения определенного этапа, когда их досье уже находится на рассмотрении, беженцам полагается финансовая помощь в размере 300 евро на человека в месяц. Надо понимать, что многие из этих людей вынуждены были бежать из своей страны, бросив все, они не знают французского языка и не имеют возможности работать. А бюрократические процедуры нередко тянутся по пять-семь месяцев, и лишь по завершении этого периода они начинают получать небольшую финансовую помощь. Государство не предоставляет им жилья, но есть различные неправительственные организации, которые помогают в этом вопросе. В Парижском округе социальное жилье найти фактически невозможно, людей приходится расселять в отдаленных уголках страны. Это затрудняет интеграцию беженцев, поскольку они попадают в совершенно незнакомую среду. Те, кому удается остаться в Париже, могут общаться со знакомыми из общины выходцев из Сирии, – говорит Самир Айта.

30 сентября прошлого года Ведомство ООН по делам беженцев призвало страны Запада до конца 2014 года разместить у себя 30 тысяч сирийских беженцев, относящихся к особо незащищенным группам населения. Речь идет о женщинах, детях, стариках, инвалидах и людях, преследуемых по идеологическим причинам. Это те, кому даже в лагерях беженцев на территории сопредельных с Сирией стран грозит опасность. 17 государств откликнулись на этот призыв. До настоящего момента 18 тысяч таких беженцев уже взяты под опеку, из них около 16 тысяч – в странах ЕС. Одна Германия обязалась в этом году принять у себя 10 тысяч сирийских беженцев из этой категории.

Соответствующее предложение Парижа оказалось намного более скромным, чем инициатива Берлина. В октябре президент Франции Франсуа Олланд заявил, что в течение 2014 года Франция примет 500 сирийских беженцев, относящихся к разряду "особо уязвимых". Для реализации этого плана французское Управление защиты беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) начало операцию по выявлению и отправке во Францию людей, отвечающих заданным критериям. Для этого сотрудники этой структуры отправляются в лагеря беженцев в Ливан, Иорданию и Турцию. Последний раз подобная полевая операция проводилась французами в Косове в 1999 году.
Эвакуация жителей сирийского города Хомс, находившегося в эпицентре боев. Февраль 2014 года
Эвакуация жителей сирийского города Хомс, находившегося в эпицентре боев. Февраль 2014 года
Первые сирийские семьи прибыли во Францию в январе из Иордании. Около тридцати семей поселились в центрах социального жилья компании Adoma в портовом городе Гавр на севере Франции. На просьбу Радио Свобода описать ситуацию с приемом и размещением сирийских беженцев руководство этой компании, тем не менее, ответило официальным отказом.

По словам Самира Айты, французские власти стараются не очень афишировать свою работу на данном направлении – не желают будоражить общественное мнение. Вероятно, с этим связано нежелание государственных или частично государственных компаний говорить о своей вовлеченности в заявленный президентом проект. Разместить людей вызвались несколько провинциальных городов и сел. До сих пор сирийцы, приезжавшие во Францию самостоятельно, старались селиться поближе к своим соплеменникам, которых, как говорит Самир Айта, здесь насчитывается около пятидесяти тысяч:

– Большинство сирийских беженцев прибыли во Францию самолетом. Эти люди стараются остаться в Париже и его окрестностях, чтобы не быть отрезанными от своих соотечественников. Марсель и Лион тоже приняли немало сирийцев. Остальные живут в провинции. Подмога в плане жилья приходит достаточно быстро, особенно если речь идет о многодетных семьях. Детей сразу определяют в учебные заведения.

По данным правозащитников, до настоящего времени около 50 сирийских семей были взяты под опеку французских властей. Получив во Франции статус беженца, эти люди получают и вид на жительство сроком на десять лет, с правом на работу для взрослых и учебу – для детей.

За три года сирийского конфликта во Франции возникло несколько ассоциаций, оказывающих помощь беженцам и организующих культурные и общественные мероприятия. "Демократия и взаимопомощь в Сирии" – наиболее заметная из них. Особый упор ее руководители делают на оказание помощи студентам, которые из-за войны не имеют возможности продолжать учебу в Сирии. Говорит Самир Айта:

– Ассоциация "Демократия и взаимопомощь в Сирии" была создана два года назад. Наша цель – предоставить необходимую поддержку приезжающим сюда людям, не говорящим по-французски и сталкивающимся с большими сложностями при прохождении административных процедур. Право на убежище – не самая сильная сторона французского законодательства. Оно не работает здесь так же четко, как, например, в Швеции или Германии. Мы же стремимся помочь интеграции беженцев. Особое внимание уделяем молодежи – помогаем в изучении языка и продолжении учебы в вузах. Недавно мы совместно с администрацией департамента Валь-де-Марн и университетом города Кретей запустили специальную программу для студентов из Сирии. До начала конфликта во Францию ежегодно приезжало около 400 студентов, но сейчас эта цифра существенно сократилась. Нам удалось в марте привезти сюда на учебу 25 молодых людей.

Атмосфера вокруг иммигрантов и беженцев во Франции в целом сейчас не самая благоприятная
По словам Айты, из 400 тысяч студентов в Сирии примерно 150 тысяч из-за войны потеряли возможность продолжать учебу. Цель – позволить хотя бы некоторым из них продолжить обучение в Европе, не в статусе беженца, а по обычной студенческой визе, с необходимой стипендией. Атмосфера вокруг иммигрантов и беженцев во Франции в целом сейчас не самая благоприятная, что особенно подчеркивают результаты муниципальных выборов, большую поддержку на которых получили правые радикалы. Как считает правозащитник, французские власти должны смягчить свой подход к сирийским беженцам, и в первую очередь разрешить катастрофическую ситуацию, сложившуюся у пограничного пункта Кале, где десятки сирийцев месяцами ждут разрешения на въезд в Великобританию.

К началу нынешней гражданской войны в Сирии в Германии уже проживало 30 тысяч сирийских эмигрантов. В настоящий момент их вдвое больше – 60 тысяч. Германия принимает ежемесячно около полутора тысяч беженцев из Сирии.

Многие эксперты убеждены, что страна имеет возможности для приема еще 40 тысяч беженцев из Сирии. Но сейчас этот процесс заторможен и федеральное правительство обсуждает с землями дальнейшие шаги. В Германии конкретные возможности размещения того или иного количества беженцев определяют власти федеральных земель. Число сирийцев, которые хотят обосноваться в Германии в качестве беженцев, оказалось значительно больше ожидаемых цифр: только в землю Нижняя Саксония поступили заявления от 10 тысяч человек. Но земельные власти заявляют, что готовы принять на данный момент лишь 329 беженцев. Подобная картина и в другой федеральной земле – Шлезвиг-Гольштейн.

Земли на самом деле готовы принимать больше беженцев, но нуждаются в федеральном финансировании по этой статье – в частности, для оплаты дополнительных сотрудников, которые должны оказывать помощь новоприбывшим. Руководство нескольких земель, где у власти находятся социал-демократы, обратилось к министру внутренних дел Томасу де Мезьеру с призывом увеличить дотации на прием беженцев. От имени всех этих земель министр внутренних дел Нижней Саксонии Борис Писториус направил федеральному министру соответствующее письмо. Федеральное правительство после начала гражданской войны в Сирии выразило согласие на прием двух контингентов беженцев – по 5 тысяч человек в каждом. В начале 2013 года правительство решило вывезти в Германию из районов боевых действий еще 5 тысяч человек. В декабре последовало решение увеличить контингент вдвое. По официальным данным, из второй партии в страну въехало 3500 беженцев. Впрочем, цифры интерпретируются разными источниками по-разному, часто еще и потому, что существует и поток сирийских беженцев, которые едут с разрешения местных властей к уже живущим в Германии родственникам.

Общую картину попыталась недавно нарисовать газета "Ди Вельт". Она пишет: "После того, как Германия в начале 2014 года объявила о готовности принять дополнительно пять тысяч беженцев из Сирии, заявлений о предоставлении соответствующего статуса поступило в десять раз больше – 50 тысяч. В самой густонаселенной земле Северный Рейн – Вестфалия заявки на прием родственников подали 26 тысяч сирийцев. В Нижней Саксонии таких заявок больше 10 тысяч. В земле Баден-Вюртемберг на 1300 подготовленных мест приема беженцев поступило почти 4 тысячи заявок. В Гессене их число – 5 тысяч, и оно в 20 раз больше, чем возможности по приему". Аналогичная картина, по данным издания, и в других федеральных землях.
Раздача гуманитарной помощи сирийским беженцам
Раздача гуманитарной помощи сирийским беженцам
Власти стараются, и все же программа приема беженцев из Сирии постоянно подвергается критике. Накануне прошлогодних парламентских выборов главными критиками были "зеленые", которые напоминали, что во время войны в Югославии Германия приняла 300 тысяч беженцев. Ныне в связи с войной в Сирии федеральное правительство критикуют власти земель, управляемых социал-демократами.

Между тем Германия, давая деньги на программы ООН, помогает, по официальным данным, двум миллионам беженцев в соседних с Сирией странах – это прежде всего Ливан. Именно там и отбирает Германия "своих" сирийских беженцев. Разрешения на въезд получают в первую очередь те, кто получил тяжелые ранения, те, у кого в Германии живут родственники, и, наконец, те, кого Германия считает важными для будущего восстановления Сирии. Другие категории, получающие преимущество, – те, кто преследовался из-за религиозных убеждений, и те, кто уже бывал в Германии или владеет немецким языком.

Вначале все отобранные попадают в два временных лагеря, а затем распределяются по федеральным землям. В лагерях все проходят проверку со стороны служб безопасности. Принятые должны будут еще пройти интеграционные курсы, но они сразу получают право на работу. Разрешение на пребывание в Германии дается на два года и может быть продлено в зависимости от того, как будет развиваться ситуация в Сирии.
XS
SM
MD
LG