Владимир Кара-Мурза: Израиль погружен в траур и скорбит по погибшим школьникам религиозной школы, которые пропали сначала без вести 18 июня, а затем их тела были обнаружены в окрестностях Хеврона. Как выяснилось, они были убиты, по всей вероятности, боевиками ХАМАСа. Многие горячие головы в Израиле призывают к мести.
О том, чем может обернуться эта трагедия, мы сегодня побеседуем с дипломатом Андреем Владимировичем Федоровым, в прошлом заместителем министра иностранных дел Российской Федерации. И у нас на прямой связи будет Елена Супонина, арабист и политолог.
Указывают ли все обстоятельства убийства подростков на боевиков ХАМАСа?
Андрей Федоров: Это вполне возможно. Нельзя утверждать со 100-процентной точностью, но проблема в том, что внутри ХАМАС есть еще более радикальные силы, причем само руководство ХАМАС, которые считают, что с Израилем можно говорить только на языке террора, что Израиль является непосредственной угрозой Палестине, и что только силовые методы могут вынудить Израиль пойти на какие-то подвижки. Поэтому вполне возможно, и это всегда укладывалось в логику террора на Ближнем Востоке на протяжении многих лет. Это и захват заложников, и похищения людей, убийства... В этом нет ничего нового, другое дело, что фон, который сейчас образовался, он несколько иной, чем раньше. Но эти убитые ребята - фактически крест на переговорах между Палестиной и Израилем, и это тот самый спусковой крючок, который может взорвать ситуацию каждый день. Израиль, конечно, не оставит без ответа это, но общий фон не очень благоприятен для Израиля.
Владимир Кара-Мурза: Кто заинтересован в срыве начавшихся переговоров и в обострении ситуации в этом регионе?
Елена Супонина: Переговоры сорвались уже до этого инцидента. Эта трагедия как бы увенчала бесплодность усилий Джона Керри, госсекретаря США, который потратил более 9 месяцев на то, чтобы палестинцы и израильтяне договорились, начался этот процесс с прошлого года, а то и даже раньше какие-то усилия предпринимались, и это все преподносилось с большой помпой: историческое событие - палестинцы и израильтяне садятся за стол переговоров! Они не первый раз садились за стол переговоров, но надежды были велики. Те, кто занимаются Ближним Востоком давно и серьезно, понимали, что эти переговоры обречены на провал, но госсекретарю США надо было продемонстрировать возможности Америки. А было продемонстрировано отсутствие возможностей у Америки, отсутствие стратегии и главное - отсутствие потенциала влиять на участников переговоров, как на израильтян, так и на палестинцев.
Что касается этой драмы, разыгравшейся на наших глазах, конечно, это страшная трагедия, соболезнования семьям погибших, и понятно, в каком трауре сейчас весь Израиль. По моему мнению, ХАМАС это было невыгодно, по крайней мере политическому руководству ХАМАС совершать такое преступление было невыгодно. Возможно, те, кто пошел на это чудовищное преступление, каким-то образом связаны с ХАМАС. В любой организации есть боевики, которые не всегда подчиняются центральному командованию, а в условиях раздробленности палестинских территорий осуществлять такой контроль очень и очень сложно. Но в Палестине есть множество различных организаций, которые не подчиняются никому, эти ячейки иногда возникают спонтанно. Могут собраться 2-3 молодых человека, договориться между собой, чтобы осуществить подобную чудовищную акцию. Иногда это бывает месть за убитых родственников или что-то в этом духе. Радикалов везде хватает.
Руководители ХАМАС, которые отвечают за линию этого движения, только что договорились с правящим движением "Фатх" о создании правительства национального примирения, и это не понравилось израильтянам, это не понравилось США, но Россия приветствовала этот шаг, и вот сейчас палестинцы были очень заняты между собой подготовкой к предстоящим выборам, они были намечены на осень, дележом постов, подготовкой нового избирательного закона, и им не нужно было сейчас обострять ситуацию. Так что эта трагедия, она во вред не только израильтянам и американцам, как основным посредникам сейчас в ближневосточном процессе, но это также удар по президенту Палестину Махмуда Аббасу, который недавно был в Москве, и это сильный удар по руководству палестинского исламского движения сопротивления ХАМАС.
Владимир Кара-Мурза: С нами на прямую связь вышел Зэев Ханин, профессор политологии израильского университета Бар-Илан.
Какой из версий трагедии вы придерживаетесь?
Зэев Ханин: На самом деле, то, что этот террористический акт связан с движением ХАМАС, это доказано точно, и идентифицированы лица, которые его осуществили. Понятно, что речь идет не о полевых командирах высшего и даже среднего уровня, речь идет об активистах среднего звена, которые получили вполне конкретную ориентировку. Разумеется, речь в данном случае, скорее всего, не идет о том, что они являлись частью некого разработанного специфического плана, чтобы захватить именно этих трех выпускников средней школы. Но то, что эта компания получила вполне конкретную установку политического и военного руководства ХАМАС, это совершенно очевидно. Позвольте напомнить, что Служба безопасности Израиля в последние месяцы предотвратила порядка сотни подобного рода событий, и вот одно из этой сотни закончилось так, как закончилось.
Это ХАМАСу нужно по двум причинам. Первое - доказать арабскому миру, что, пойдя на переговоры с Махмудом Аббасом, они не сдали свои принципы, принимая во внимание, что Аббас от имени правительства заявил о том, что будет придерживаться договоренностей с Израилем. И вторая причина - это то, что идет массированное давление на Израиль, чтобы показать, что ХАМАС в состоянии сделать для палестинских арабов не меньше, например, освободить административных заключенных, которые там "голодали", продолжая принимать воду, витамины и остальное, своеобразная голодовка. Что они в состоянии договориться, как была сделка по освобождению Гилада Шалита в обмен на более чем тысячу палестинских заключенных, в том числе убийц с кровью на руках, что в этот раз они тоже в состоянии добиться не меньших результатов. То, что история пошла совсем не так, как они рассчитывали, и вместо выигрыша они получили значительнй проигрыш, это значит, что был потерян контроль над ситуацией. Но понятно, что корни - в структурах, приближенных к руководству ХАМАСа, прежде всего за границей, то есть в команде Хании и команде Халида Машера.
А как дальше будет развиваться ситуация, здесь возможны три сценария, которые дискутируются и в израильских СМИ, и в военно-политическом руководстве страны. Есть минималистский вариант: закончить ликвидацию инфраструктуры ХАМАС на западном берегу и восстановить принцип сдерживания, то есть придерживаться той идеи, которой придерживалось израильское военно-политическое руководство на протяжении последних лет, то есть управлять кризисом в Газе и диспропорционально отвечать на каждую вылазку. Второй сценарий - войти в Газу и вырвать, что называется, зубы у змеи, ликвидировать террористическую инфраструктуру в Газе, но оставить у власти руководство ХАМАС, с которым де-факто израильтяне согласились. Либо полностью демонтировать этот режим. Как будут развиваться события - зависит не столько от Израиля, сколько от поведения ХАМАСа.