7 июля исполняется 70 лет со дня начала освобождения Вильнюса бойцами Армии Крайовой (основной партизанской организации польского Сопротивления), которые, организовав операцию "Острая Брама", попытались выбить немцев из города еще до прихода Красной армии. Поляки мечтали освободить хотя бы один город (а Вильнюс они считали своим) собственными силами. Когда Красная армия подошла к Вильнюсу, это кончилось очень плохо для большинства польских партизан.
В Польше об итогах операции "Острая Брама", названной так по имени почитаемой всеми польскими католиками вильнюсской часовни с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской, помнят до сих пор. Весной нынешнего года небольшой польский городок Пененжно, у границы с Калининградской областью, ненадолго оказался в центре внимания СМИ в Польше и в некоторой степени также и в России. В этом местечке в начале 70-х годов XX века был установлен памятник советскому генералу Ивану Черняховскому, который погиб неподалеку от Пененжно в 1945 году.
В январе нынешнего года местные власти решили демонтировать памятник. Семеро членов городского совета Пененжно голосовали за, четверо – против, а двое воздержались, и "Декларация о намерении демонтировать памятник" была принята. Комментируя решение городского совета, бурмистр Пененжно Казимеж Кейдо заявил, что за прошедшие годы "дань памяти тем, кто заплатил наивысшую цену за свободу Польши, уже отдана".
В городском совете также подчеркивают, что хотят провести демонтаж памятника Ивану Черняховскому с соблюдением всех законов и "уважением чувств российской стороны". Ничего против демонтажа памятника не имеют и в польском правительстве, сообщил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский:
– Для россиян это солдат, который боролся за освобождение Восточной Пруссии, но для нас он одновременно является палачом этих краев. Поскольку мы являемся хозяевами своей собственной страны, то мы и будем решать, кому в общественных местах ставить памятники, то есть пример для подражания, а кому – нет.
Радослав Сикорский подчеркнул, что могилы советских солдат на территории Польши – это "совсем другое дело":
– Как страна, которая особенно заботится о могилах собственных солдат, мы с уважением относимся и к могилам других военных. Здесь действует международный договор, которого мы будем придерживаться, – подчеркнул министр.
За демонтаж памятника выступили члены Всемирного союза ветеранов Армии Крайовой. В заявлении союза говорится: "Мы считаем позором наличие в Польше памятников, восхваляющих советских оккупантов. А в особенности тех, которые имели отношение к смерти польских патриотов".
А лидер крупнейшей оппозиционной партии Польши "Право и справедливость" Ярослав Качинский сказал, что присутствие памятника генералу Черняховскому на польской территории является недоразумением:
– Речь идет о 20 с лишним годах такой политики, которая до конца не попрощалась со старой системой и была полна какой-то невиданной боязни по отношению к России и Советскому Союзу. Прошу вас не ожидать от меня соболезнований по поводу того, что к памятникам преступникам относятся неприязненно.
Связь между памятником в Пененжно и операцией Армии Крайовой "Острая Брама" самая прямая. В Вильнюсе, городе, который в период между Первой и Второй мировыми войнами принадлежал Польше и назывался Вильно, впервые встретились части Армии Крайовой и советские войска под командованием именно Ивана Черняховского.
Более 10 тысяч слабо вооруженных польских партизан попытались самостоятельно освободить Вильнюс от немецких оккупантов утром 7 июля 1944 года, и частично им удалось это сделать, однако местный гарнизон был хорошо оснащен и полностью занять город не получилось. А уже около полудня к Вильнюсу подошли части Красной армии. 13 июля Вильнюс был взят, а водруженный первоначально на Замковой горе бело-красный польский флаг через несколько часов заменили на советский. Советское командование предложило командованию Армии Крайовой создать подразделения в составе Красной армии, однако затем польского генерала Александра Кшыжановского пригласили на переговоры к Ивану Черняховскому, где и арестовали.
Части НКВД окружили польских партизан и разоружили их – вырваться из кольца удалось немногим. Около 6 тысяч бойцов Армии Крайовой были интернированы, большинство из них отказалось вступить в ряды 1-й армии Войска Польского под командованием генерала Зыгмунта Берлинга, за что их вывезли в лагеря на лесозаготовки в Калугу и Рязань.
Информация об операции “Острая Брама” долгие годы умалчивалась, причем первоначально также и на Западе, ведь к тому времени союзники уже приняли решение, что послевоенные границы Польши изменятся и Вильнюс уже не будет частью польского государства. В Польше, однако, о тех событиях помнят хорошо.