Урус-Мартановской суд Чечни огласил приговор политологу Руслану Кутаеву. За хранение трех c небольшим граммов героина руководитель Ассамблеи народов Кавказа приговорен к 4 годам колонии общего режима. Накануне ареста Руслан Кутаев провел круглый стол в честь 70-летней годовщины сталинской депортации чеченцев и ингушей. Это могло не понравиться властям, поскольку официально отмечать траур в Чечне в феврале запрещено указом Рамзана Кадырова.
Дело Руслана Кутаева было воспринято правозащитниками как политическое. Сразу после проведения несогласованной с властями конференции о сталинской депортации всех участников вызвали на беседу к герою России Магомеду Даудову – руководителю администрации главы Чечни. Это не стало неожиданностью. В этом году власти Чечни убрали памятник депортации из центра Грозного и заявляют, что 23 февраля отныне для чеченцев не день траура, а праздничный День защитника отечества, как и во всей России. Руслан Кутаев отказался приехать на беседу к чиновнику, сославшись на то, что выехал из Чечни. Однако уже 20 февраля Кутаев был задерждан в селе Гехи.
По версии обвинения, Кутаев был случайно задержан полицейским патрулем на улице, поскольку полицейским его поведение почему-то показалось подозрительным. В ходе досмотра в заднем кармане его брюк полицейские нашли пакетик с веществом бежевого цвета. Был составлен протокол личного досмотра, в котором утверждалось, что в ответ на вопрос о содержимом пакетика Кутаев ответил, что это наркотическое вещество героин, а пакетик он нашел в такси, на котором ехал из Пятигорска.
Как рассказал корреспонденту РС брат Руслана Кутаева Гебарто, сразу после конференции о 70-летии депортации, которая прошла 18 февраля, политолога вызвали на беседу к Магомеду Даудову. Кутаев отвечал по телефону, что приедет позже, так как выехал в Пятигорск, но вместо этого отправился в село Гехи, к родственникам. 20 февраля политолога увели прямо в тапочках из дома в Гехи, где собрались многочисленные свидетели. Это сделали люди, приехавшие на "Тойотах Камри" с номерами серии охраны Рамзана Кадырова ("ЕЕЕ"), утверждает Гебарто Кутаев. Некоторое время ушло на опознание политолога, которого приехавшие на задержание силовики не знали в лицо, поэтому попросили выйти всех мужчин.
Кутаева защищали адвокаты Комитета против пыток. Адвокаты Кутаева навестили своего подзащитного в СИЗО, и оказалось, что его тело покрыто крупными синяками, фотографиями и видео располагает Комитет против пыток.
Кутаев сказал адвокатам, что его избивали и пытали током, надев на голову мешок, вывезя в неизвестном направлении, поэтому он не знает точно, кто и где, но предполагает, что это были представители администрации главы Чечни в районе новой резиденции Кадырова в Грозном. Однако в материалах допросов, первоначально подписанных Кутаевым, указано, что синяки появились "от дружеской толкотни".
В ходе судебного процесса судья отклонил ходатайства адвокатов о вызове свидетелей защиты, рассказывает руководитель
Комитета против пыток Игорь Каляпин: "Все кутаевское дело, вне всякого сомнения, политически мотивировано. Не в суде принималось решение, и не в суде выносился приговор. Это было очень заметно по поведению судьи, который не оставил защите никаких шансов на то, чтобы доказать невиновность Кутаева. Суд не дал нам возможность получить данные телефонной компании, которые позволили бы нам доказать, что Кутаев не был ни в каком Пятигорске, он все время находился в селе Гехи, то есть не ездил ни в каком такси, где он якобы нашел наркотики. Но суд отказал. Суд отказал и в возможности запросить телефонные данные у сотрудников полиции и понятых, которые якобы изымали этот наркотик, чтобы мы имели возможность доказать, что их в этом селе вообще не было. Мы не смогли допросить всех свидетелей, которых планировали допросить, из-за беспрецедентного давления на них. Они могли бы рассказать, что они видели, как на самом деле происходило задержание Кутаева. Не было там ни одного из этих полицейских. За ним приехали сотрудники на машинах с номерами администрации главы Чеченской республики, и задерживался он вообще при совершенно других обстоятельствах, а не тех, которые указаны в материалах уголовного дела".
"Новая газета", следившая за процессом, предполагала, что в ходе заседания наметился перелом, потому что версию обвинения о том, что Кутаев является наркоманом и хранил найденный в маршрутке наркотик, не удавалось доказать. Однако появление в суде героя России, главы администрации Рамзана Кадырова Магомеда Даудова в итоге решило исход дела, предполагает Игорь Каляпин: "Господин Даудов, увидев по репортажам "Новой", что дело принимает не совсем желательный для него оборот, просто явился в суд и напугал всех участников судебного процесса со стороны обвинения до заикания. Даудов явился на процесс в качестве свидетеля, при этом при его появлении и судья, и прокуроры, и судебные приставы, вскочили по стойке смирно. После этого визита Даудова судья перестал даже соблюдать приличия".
Жители Чечни прозвали Магомеда Даудова "лорд". Он, а также заместитель министра МВД Апти Алаудинов, по версии местных жителей, выполняют работу по устрашению чеченцев, недовольных политикой Кадырова. По версии Комитета против пыток, причиной ареста политолога стал не сам круглый стол о 70-летии депортации чеченцев и ингушей, а отказ его организатора явиться на профилактическую беседу.
Адвокаты Кутаева собираются обращаться в Страсбургский суд по правам человека. "Международная Амнистия" призвала прекратить пытки известного гражданского активиста Чечни Руслана Кутаева. Прекратить преследование политолога призвала правозащитная организация "Хьюман Райтс Вотч".
День памяти и скорби отмечался в Чечне ежегодно 23 февраля, в день депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Весной 2012 года глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что республика должна отмечать в этот день праздник – День защитника отечества, – а День памяти и скорби будет ежегодно отмечаться 10 мая. Ликвидация памятника депортации из центра Грозного зимой этого года вызвала бурную негативную реакцию чеченцев в соцсетях. Кто-то расклеил листовки памяти в Грозном, однако авторы акции неизвестны. Руководитель Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев провел круглый стол в честь 70-летия депортации, где высказал критику позиции Рамзана Кадырова по этому вопросу.
Недавно Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму "Приказано забыть", снятому в Чечне по мотивам реальных событий во время депортации 1944 года.