Правительство Санкт-Петербурга окончательно отказалось от очередного амбициозного проекта экс-губернатора Валентины Матвиенко – строительства на Васильевском острове Театра песни Аллы Пугачевой стоимостью более 15 миллиардов рублей. Певица и ее партнеры требуют от Смольного возместить около ста миллионов рублей, уже потраченных на проект.
17 августа 2011 года на последнем заседании в должности губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко утвердила постановление городского правительства о предоставлении земельного участка под строительство Театра песни Аллы Пугачевой. Это решение вызвало серьезную критику в Петербурге. Во-первых, земельный участок в устье реки Смоленки площадью почти в 3 гектара был продан под строительство театра без конкурса. За него в казну покупатели заплатили 39 миллионов рублей, что, по мнению экспертов, раз в 10-15 меньше его рыночной стоимости. Сам же театр в проекте больше напоминал наполовину гостиницу, наполовину бизнес-центр. Критики решения Валентины Матвиенко объясняют его не любовью бывшего губернатора города к творчеству Аллы Пугачевой, а тем, что в состав акционеров Общества с ограниченной ответственностью «Театр песни Аллы Пугачевой» входили партнеры друга Владимира Путина, владельца Stroytransgaz Holding Геннадия Тимченко – Максим Воробьев (брат губернатора Московской области Андрея Воробьева) и Михаил Кенин.
В начале марта 2013 года депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев и два градозащитника, Илья Коломиец и Наталья Чаликова, оспорили в Куйбышевском районном суде законность строительства Театра песни Аллы Пугачевой - на основании того, что этот проект нарушает Генеральный план Санкт-Петербурга. По мнению градозащитников, проект был согласован так, что Театр песни фактически перекрывал магистраль, которая должна вести к центру города от намывных территорий, где планируется поселить более ста тысяч человек. Илья Коломиец говорит, что во времена губернаторства Валентины Матвиенко различные разрешения на такого рода строительства выдавались с грубейшими нарушениями различных законов и нормативных актов:
- Я не буду говорить о самых влиятельных лицах, участвующих в этом деле, но Юлия Киселева, которая до апреля 2013года руководила Комитетом по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга, очень много сделала шагов, которые повредили городу. Осуществлялись незаконные проекты планировки территории, проводилось незаконное межевание территории. Под руководством бывшего вице-губернатора Игоря Метельского земельные участки, отведенные под строительство станций метро, куда-то исчезли из городского фонда, а потом оказались в частных руках. Ряд комитетов правительства города, манипулируя законодательством, изымали территории, необходимые для развития инфраструктуры. Потом они попадали в частные руки - а потом за счет городского бюджета город выкупал их обратно.
Ряд комитетов правительства города, манипулируя законодательством, изымали территории, необходимые для развития инфраструктуры
Градозащитники суд выиграли. Сразу после вынесения вердикта в Куйбышевском районном суде друзья Геннадия Тимченко, Максим Воробьев и Михаил Кенин, вышли из состава акционеров Общества с ограниченной ответственностью «Театр песни Аллы Пугачевой», и акционерами его, кроме самой певицы и Кристины Орбакайте остался глава холдинга PMI «Петербургская музыкальная Индустрия» Евгений Финкельштейн. Сегодня генеральный директор ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» Юрий Голованов вспоминает, что в Смольном им обещали (и эти обещания запротоколированы) сохранить проект в случае, если в него будут внесены изменения, не нарушающие Генеральный план Санкт-Петербурга:
- Первоначально нам обещали сохранить постановление правительства, предложили изменить проект и включить в него магистраль. Мы изменили проект, пошли на встречу. Направили письмо, чтобы нам письменно подтвердили это обещание, но нам никто ничего письменно не подтвердил. Однако у нас сохранились протоколы заседаний, на которых нам давали обещания сохранить проект. 8 июля нам объявили, что дальнейшая реализация проекта невозможна на основании решения Куйбышевского суда.
«Театр песни Аллы Пугачевой» - это последний мегапроект из списка экс-губернатора Валентины Матвиенко, которой закрыл нынешний исполняющий обязанности губернатора Георгий Полтавченко. Орловский туннель, Ново-Адмиралтейский мост, Дворец искусств венгерской корпорации TriGranit стоимостью 10 миллиардов рублей, гостиничный комплекс на месте мемориальной блокадной подстанции, в которую экс-сенатор Андрей Молчанов вложил 400 миллионов рублей, и, вот, наконец, «Театр песни Аллы Пугачевой». Юрий Голованов с грустью перечисляет все достоинства загубленного проекта:
Город получал зал-трансформер на 12 тысяч зрителей, аналогов которого в России нет
- Я не буду давать оценку правительству Петербурга. Я могу только сказать, что проект – инвестиционный, и полностью должен был быть осуществлен за счет частных инвестиций. Это около 400 миллионов долларов. Кроме того, город получал зал-трансформер на 12 тысяч зрителей, аналогов которого в России нет. Зал был спроектирован иностранными архитекторами с учетом проведения не только концертных мероприятий, но и театральных и цирковых конференций, съездов. Если бы проект был реализован, в год в зале планировалось проводить до трехсот мероприятий. Помимо налогов, которые бы поступали в городской бюджет от концертной деятельности, мы бы предоставили более 2 тысяч рабочих мест.
Теперь акционеры «Театра песни Аллы Пугачевой» намерены судиться со Смольным и возвратить затраченные на проект 100 миллионов рублей, 30 миллионов из которых были выплачены городу за аренду земельного участка.