В подмосковном Сергиевом Посаде в течение трех дней проходят торжества в честь 700-летия одного из самых известных православных святых Сергия Радонежского. 17 июля, как ожидается, патриарх Кирилл совершит на Благовещенском поле праздничное богослужение – всенощное бдение. В первый день праздника, в среду, 16 июля более 30 тысяч паломников приняли участие в 15-километровом крестном ходе. Завершатся торжества 18 июля.
Указ о праздновании семисотлетия Сергия Радонежского был подписан еще три года назад, в 2011 году, бывшим на тот момент президентом Дмитрием Медведевым. Как говорилось в документе, праздник был "призван помочь сохранению культурных и нравственных ценностей и укреплению духовного единства российского народа". Торжества были назначены на 2014 год. Информация о дате рождения Святого расходится: считается, что Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года, однако по другим данным, он родился в 1322 году. При этом по решению патриархии торжества проходят не в мае, а в июле.
Преподобный Сергий – это одна из безусловных фигур. Никто, даже самый строгий критик, не сможет найти какие-то глубокие порочные элементы его личности
16 июля, в первый день праздничных мероприятий, более 30 тысяч паломников участвовали в крестном ходе от Покровского монастыря в Хотькове, где хранятся мощи родителей Сергия Радонежского Марии и Кирилла, до Сергиева Посада. 15-километровый крестный ход возглавил патриарх Кирилл. Паломников размещают в палаточном городке на Благовещенском поле – там, как ожидается, вечером 17 июля патриарх Кирилл совершит праздничное богослужение – всенощное бдение. Торжества завершатся 18 июля. Патриарх отслужит Божественную литургию на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры. В этот день в празднованиях примут участие первые лица государства, уточняет агентство "РИА Новости".
Жители города Хотьково шутят, что святой Сергей вспомнил о них за месяц до празднования юбилея. Только в июне власти Московской области бросили сотни людей на ремонт чудовищно разбитого в черте города Старого Ярославского шоссе на участке между монастырем и Сергиевой Лаврой. Поменяли бордюры, сделали тротуар, заделали ямы в асфальте, даже все покосившиеся заборы заменили. Жители Горбуновской улицы получили новые заборы - деревянные из штакетника оранжевого цвета, газоны и постриженный кустарник. Рабочие «Мосавтодора» трудились с раннего утра и до ночи. В общем, на центральной улице к крестному ход получилась благостная потемкинская декорация. До переулков руки уже не дошли. Хотя кое-где в Хотькове асфальт все же подлатали.
Священник Яков Кротов, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения", размышляет об уместности этих праздничных мероприятий:
– Мне кажется, 30 тысяч человек, участвовавших в ходе во имя преподобного Сергия, совершенно не соответствуют масштабу его личности. Преподобный Сергий – личность огромного христианского масштаба. Это значит: одежда из дерюги, все в дырках, посуда для литургии деревянная – в общем, бедность и нищета. Никто тогда – 650, 630 лет назад – не устраивал таких крестных ходов. Они всегда показывают, что у людей, с одной стороны, большие проблемы, им надеяться не на кого, поэтому они обращаются с молитвой к святому. А с другой стороны, видно, что на самом деле проблем-то особых нет. Эти мероприятия стоили огромных денег, как я понимаю. Вспоминается, как в 17-м столетии князь Алексей Михаилович Тишайший ходил пешком в Сергиеву лавру из Москвы, и у него был особый ухабничий, который помогал царю сглаживать ухабы. Мне кажется, это самая опасная должность. То, что сейчас все проходит так гладко, опасно. За все придется заплатить: за эти крестные ходы, за златоглавые храмы, за жестокость, которая прикрыта набожностью, – за все. Мы сейчас в ситуации того героя Достоевского, который, перед тем как зарезать и ограбить ребеночка, молился перед иконами, – считает священник Яков Кротов.
Православные верующие ежегодно отмечают 18 июля как день памяти Сергия Радонежского. В этот день в 1422 году произошло обретение мощей преподобного Сергия.
Считается, что Сергий Радонежский положил начало духовному центру Руси, основал Троице-Сергиеву лавру. Он благословил князя Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву и предсказал князю Дмитрию победу. Сергию Радонежскому приписывается немало чудес – воскрешение мертвых, исцеление больных.
О Сергии Радонежском как об исторической личности рассуждает историк Андрей Зубов:
– Значение преподобного Сергия как игумена русской земли не в чудесах. Оно в том, что преподобный Сергий сам по себе принял и сумел другим передать то, что называется в истории восточного христианства исихастским возрождением. После столетий забвения смыслом христианской жизни, когда люди в основном воспринимали христианство как совокупность чудес, почти магических формул, исихастское возрождение, которое связано с именами Симеона Богослова, позже – Григория Паламы, вновь вернуло человека в прямое богообщение. Основа этого учения в том, что любой человек – монах и мирянин, мужчина и женщина, богатый и бедный, ребенок и взрослый, может непосредственно общаться с Христом в молитве, достигать этого общения в видении света, и таким образом достигать того, что на восточно-христианском языке называют обожие, или по-гречески – теозис. Это движение было очень важным, а на Руси было важным вдвойне. Русь в это время была завоевана татаро-монголами, был общий нравственный упадок, моральная деградация и полная потеря воли. И в этой ситуации помощь пришла не извне, а изнутри, как духовное освобождение. Главным деятелем этого духовного освобождения был преподобный Сергий Радонежский, он создал огромную школу, у него были друзья, ученики – все это привело к внутреннему духовному изменению Руси. Другое дело, что этот процесс, к сожалению, не был завершен в 15-м веке, он постепенно сошел на нет, но это очень важный этап духовной жизни Руси.
– Соответствуют ли торжества, которые в эти дни проходят, масштабу личности Сергия Радонежского?
Главным деятелем духовного освобождения был преподобный Сергий Радонежский, он создал огромную школу, у него были друзья, ученики – все это привело к внутреннему духовному изменению Руси
– Я думаю, что, безусловно, да. В истории России довольно мало личностей государственного уровня, национального уровня, которые безупречны. Вот Петр Первый – великий человек, а сколько он людей угробил. Преподобный Сергий – это одна из безусловных фигур. Никто, даже самый строгий критик, не сможет найти какие-то глубокие порочные элементы его личности. Тем более личность вполне историческая, о нем написал его ученик Епифаний Премудрый "Житие". Для историка очень важный факт – реальность личности. Андрей Рублев – тоже ученик преподобного Сергия, соответственно, он оставил в живописи отражение его идей в знаменитой "Троице", в Звенигородском чине. Так что я думаю, что да, масштаб тот. И это как раз одна из тех немногих личностей, которые действительно достойны этого. Когда у нас шел проект "Имя России", называли разных людей, в том числе и Сталина, но в итоге выбрали Александра Невского. Александр Невский намного более сомнительная и амбивалентная личность. А вот как раз преподобный Сергий мог быть вполне тем человеком, который действительно заслуживает вот этого имени России, – считает историк Андрей Зубов.
В мае 2014 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, посвященный Сергию Радонежскому. По данным ВЦИОМ, 72% россиян заявили, что знают, кто такой Сергий Радонежский. Большинство из опрошенных сказали, что знают его как православного святого.