Среди НКО, которые обязаны будут исполнять функции иностранного агента – правозащитный центр "Мемориал", Ассоциация "Агора", фонд "Общественный вердикт", организации "ЮРИКС" и "Экозащита! – Женсовет" из Калининграда. Ранее в "черный список" ведомства попали Ассоциация "Голос", "Союз женщина Дона" и другие – всего в реестре теперь состоят одиннадцать организаций.
Официальное заявление было опубликовано на сайте ведомства 21 июля вечером. Из него следует, что внесение в реестр новых организаций было сделано министерством юстиции на основании представлений прокуратуры и акта плановой проверки организаций. Однако НКО до сих пор обжалуют в судах прокурорские проверки и представления, и окончательного судебного решения по этому делу еще нет.
Международное общество "Мемориал" выпустило в связи со случившемся заявление: "21 июля 2014 года министерство юстиции РФ внесло в "Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" еще пять правозащитных общественных объединений. В их числе – Правозащитный центр "Мемориал", базовая организация в этой области. Мы убеждены, что эти организации, как и все ранее внесенные против их воли в этот реестр, действуют исключительно в интересах России, поскольку эффективно помогают защищать права граждан от посягательств государственных чиновников. Насильственное внесение их в реестр "иностранных агентов" – попытка воспрепятствовать этой деятельности.
Вместо борьбы с нарушениями прав граждан государство ведет войну с теми, кто выявляет эти нарушения
Вместо борьбы с нарушениями прав граждан государство ведет войну с теми, кто выявляет эти нарушения. Такая практика (включая само употребление термина "иностранный агент") уже была испробована в советское время и ни к чему хорошему не привела. Нынешние принятые в чрезвычайном порядке нормы об "иностранных агентах" направлены не на решение реальных проблем, стоящих перед страной, но лишь на ослабление гражданского общества России. Нам остается вновь повторить то, что мы говорили последние два года, с момента внесения закона об "иностранных агентах" в Госдуму: этот закон позорит Россию, он не подлежит улучшению или исправлению и должен быть отменен", – говорится в заявлении международного "Мемориала".
"Самая главная наша претензия к Минюсту состоит в том, что оно поставило в реестр наших заявителей вопреки тому, что мы находимся в процессе судебного обжалования прокурорских представлений, – говорит юрист Фуркат Тишаев, представляющий интересы НКО в суде. – Минюст в своем же релизе написал, что Правозащитный центр "Мемориал", "Общественный вердикт" и "Юрикс" поставлены в реестр на основании представления прокуратуры, того самого, которое мы сейчас обжалуем в Мосгорсуде. Теоретически у нас есть шанс, что мы выиграем дело в Мосгорсуде, но Минюст почему-то не стал даже дожидаться, когда решение вступит в силу, и поставил нас в реестр. Получается, что Минюст бежит впереди паровоза, а паровоз у нас – Мосгорсуд. Получается, нарушается принцип нашей правовой определенности, потому что вроде как теоретически мы можем, у нас еще есть шанс доказать, что мы не занимаемся политической деятельностью, а Минюсту уже это неинтересно. И здесь еще возникает другая правовая проблема, что если Мосгорсуд утвердит решение Замоскворецкого суда и оно вступит в силу, грубо говоря, это решение будет означать, что инкриминируемые деяния являются политической деятельностью. И теоретически у нас есть право обжаловать постановку в реестр в суде, но как мы это будем делать, по этому же самому предмету уже Мосгорсуд вынесет решение, что это политическая деятельность? Мне не представляется реальным, чтобы Тверской суд вынес решение, противоположное Мосгорсуду, если Мосгорсуд сейчас вынесет решение против нас. То есть предмет обжалования один и тот же, что вот сейчас мы судимся, так и по тому, что нас поставили в реестр, хотя, по идее, он должен быть разным, чтобы мы могли хотя бы теоретически ожидать, что мы можем выиграть этот спор".
Это очень сильный охлаждающий эффект, организации теперь будут десять раз думать, прежде чем что-то публиковать
Согласно закону "Об иностранных агентах" организации, которые были внесены в реестр, обязаны дополнительно отчитываться перед чиновниками, проводить ежегодный аудит, а также маркировать всю свою продукцию (доклады, выступления, пресс-релизы и так далее) как сделанную "иностранным агентом". А зарегистрироваться в данном реестре обязана любая некоммерческая организация, которая, по этому закону, занимается "политической деятельностью" и получает "иностранное финансирование". При этом что подразумевается под этими терминами, из текста закона не совсем ясно.
Все НКО (кроме одной, созданной при содействии Федеральной антимонопольной службы) категорически отказались регистрироваться в качестве иностранных агентов и начали процесс обжалования прокурорских представлений в судах. Однако на решении министерства юстиции этот факт никак не отразился, и со вчерашнего дня еще пять НКО стали, по версии ведомства, "иностранными агентами".
"Это очень сильный охлаждающий эффект, организации теперь будут десять раз думать, прежде чем что-то публиковать, – говорит юрист Фуркат Тишаев. – Постановка в реестр существенно ограничивает организацию в своей содержательной деятельности. Именно в плане публичности".
НКО все равно будут ждать решения Мосгорсуда, которое должно состояться в следующем месяце. Ведь для того чтобы обращаться с жалобой на закон "Об иностранных агентах" в Европейский суд по правам человека, они должны использовать все средства правовой защиты у себя в стране, то есть пройти все российские судебные инстанции.