Ссылки для упрощенного доступа

Цыгане будут интегрированы в турецкое общество


«У цыган традиция отправлять жен на улицы городов на заработки сохранилась до сих пор»
«У цыган традиция отправлять жен на улицы городов на заработки сохранилась до сих пор»

Ассоциация солидарности и защиты турецких цыган объявила о начале реализации проектов по «возвращению этого народа в жизнь всего общества». Президент Ассоциации Якуп Чардак заявил, что в самое ближайшее время появится ряд проектов, направленных на улучшения сферы здравоохранения, образования, социальной и культурной жизни цыган.


Более двадцати лет Фатма продает цветы на углу одной из стамбульских улиц. В начале 1960-х в стране стал бурно развиваться цветочный бизнес. Сотни цыган обзавелись теплицами, осели в городах. На окраине Стамбула ее отец выкупил кусок земли и стал сажать розы. Фатма вместе с тремя сестрами оказались удачливыми продавцами. С тех пор и сидит на том же самом месте. В любую погоду — теплая фуфайка, из-под длинной юбки выглядывают турецкие шальвары. По словам Фатмы, цветочный бизнес — самое популярное цыганское занятие в Турции: «Цветы — основной промысел турецких цыган, — говорит она. — Все цветочные рынки принадлежат цыганским семьям. Многие осели, разбогатели на этом бизнесе. Мой дальний родственник, например, владеет теплицами в Измире, оттуда поставляет цветы по всей стране. В цветочный бизнес не пускают посторонних — ведь не хватает места своим. В прошлом году, например, многие остались без работы из-за запрета на экспорт турецких растений в другие страны. Разорились, отправились кочевать по стране в надежде на лучную жизнь».


В незапамятные времена цыгане осели на территории Малой Азии. Завоевав столицу Византийской империи Константинополь, султан Мехмет Фатих не тронул ни одного из цыган. Оружейники-цыгане снабжали огромную османскую армию саблями и ятаганами. В благодарность «вечно кочующее племя» освободили от налогов, выдав разрешение свободно передвигаться по бескрайним просторам Османской Империи. С тех пор даже строгие полицейские не трогают цыган, пропуская цыганский гужевой транспорт впереди туристических автобусов. Нагруженные домашним скарбом телеги спешат в Измир, который называют Меккой цыганского мира. В окрестностях средиземноморского курорта справляются цыганские свадьбы, устраивают цыганские базары, ярмарки невест. От турецкой столицы Анкары до Измира около 800 километров, которые цыганская повозка преодолевает за десять дней. Из-за сильной жары, порой достигающей 40-50 градусов, передвигаются по ночам. В дневное время ставят палатки.


По словам преподавателя истории одной из стамбульских школ Мехмеда Аркала, подобная конструкция, напоминающая накрытую тканью цыганскую повозку, появилась более тысячи лет назад: «Существуют различные легенды о происхождении турецких цыган. По одной из них цыгане были египтянами, по другой — жителями древней Атлантиды, оставшимися без родины.Неизвестно, что заставило цыган уйти из Индии, которая считается их родиной. Однако ясно, что в Турцию цыгане пришли из Египта, где появились за тысячу лет до нашей эры. Здесь они приняли ислам, турецкую культуру. Через Турцию главная волна цыган хлынула в Европу».


Н а улицах крупных турецких городов чумазые девчонки в длинных юбках исполняют танец живота, который принесли в Турцию цыгане из Египта. Под звуки древнего арабского аль-уда крутящие бедрами цыганские одалиски развлекали турецких султанов. Так появились профессиональные танцовщицы живота — цыганские девочки, которых обучали секретам танца старые цыганки-кадуны. Выходя замуж в 12-13 лет, цыганская девочка прекрасно владеет древним ремеслом, зарабатывая на улицах неплохие деньги. Традиция отправлять своих жен на улицы городов на заработки сохранилась до сих пор. Не привыкшие работать цыганские мужья с удовольствием делают это. Турецкие цыганки, в свою очередь, ругают мужей, ссорятся, но все равно выходят замуж только за соплеменников. Браки между турками и цыганами редки. Принято считать, что цыгане склонны преступать закон. В чем их только ни обвиняли — в конокрадстве, карманных кражах, даже людоедстве.


Во время последних выборов в Анкаре — об этом много писали в прессе — цыгане продавали оптом свои голоса политикам. Говорит член Ассоциации турецких цыган Фатих Джермек: «В последнее время в Турции много пишут о цыганской мафии. Цыгане якобы контролируют наркотрафик, скупают краденое. Однако многие цыгане в Турции занимаются легальным бизнесом: разводят скот, торгуют. У турецких цыган нет ни флага, ни отдельной постоянной территории, но они тоже хотят жить как люди.Основная проблема цыган — нехватка образования. Не имея возможности устроиться на работу, цыганская молодежь добывает деньги иными способами».


Протестуя против обвинений в разного рода преступлениях, требуя равноправия с другими членами общества и предоставления себе рабочих мест, цыгане организовали серию митингов протеста по всей стране. Услышав требования цыган, власти объявили о «цыганской декаде». Для избавления цыган от нищеты и постепенной интеграции этого народа в жизнь страны Всемирный банк и Евросоюз выделили около двух миллионов долларов. Целями деревнями цыгане получали ссуды, инвентарь для ведения хозяйства. Однако, продав инвентарь, заложив земельные участки, не привыкшие к оседлой жизни многие цыганские семьи отправились в неизвестном направлении.


XS
SM
MD
LG