Официальная Москва в очередной раз выразила опасения по поводу присутствия грузинского воинского контингента в Кодорском ущелье. МИД России подчеркивает, что грузинские власти стремятся, по его мнению, создать в этом регионе плацдарм для силового решения грузино-абхазского конфликта. В ответном заявлении министерство иностранных дел Грузии отметило, что некоторые высокопоставленные лица в Москве фактически призывают абхазскую сторону к началу военных действий в Кодорском ущелье.
В Кодорское ущелье подводят итоги силовой спецоперации против вооруженного подразделения Квициани. По данным официального Тбилиси, сам Квициани скрылся в России. Президент самопровозглашенной Республики Абхазия Сергей Багапш заметил: «Когда друг напротив друга в том же Верхнем Кодори стоят абхазские и грузинские военные, кто-то может выстрелить». В Сухуми раздаются призывы провести силовую операцию против грузинских военных.
«В Республике Абхазия население, конечно, обеспокоено, и очень сильно обеспокоено вот этими событиями, которые сейчас происходят в Кодорском ущелье. Все прекрасно помнят события 2001 года, когда в Кодорском ущелье был Гелаев со своим отрядом, которому активную помощь оказывали местные жители сваны. И тогда это закончилось довольно серьезными боевыми действиями, многими потерями и большими затратами, которые тогда подорвали бюджет Республики Абхазия. Кстати, они привели к срыву парламентских выборов, их переносу.
Абхазское руководство здесь пытается соблюдать спокойствие, хотя многие депутаты в парламенте и оппозиции требуют жестких ответных действий со стороны республики Абхазия. Здесь есть люди, которые предлагают начать силовую операцию по вытеснению вот этой грузинской группировку. Очень большую озабоченность здесь вызывает появление правительства в изгнании, потому что формально они могут обращаться к разным странам мира с требованием оказать им помощь, содействие. И тем самым формально здесь может появиться просто двоевластие, то есть, с одной стороны, здесь есть власти официальные в Сухуми, и с другой стороны двоевластия - это то, что появляется правительство в изгнании», - рассказывает эксперт по проблемам Кавказа, находящийся сейчас в Абхазии, Алексей Ващенко.
Глава абхазского «правительства в изгнании» Малхаз Акишбая уже подыскал в Верхнем Кодори помещения для своих подчиненных и депутатов парламента Абхазии в изгнании. Если первоначально президент, министр обороны и многие грузинские политики прямо говорили о том, что Кодорское ущелье - это важный военный плацдарм почти в самом центре Абхазии, откуда, по словам президента Саакашвили, рукой подать до Сухуми и грузинских святынь в бывшей автономной республике, то в последние дни, после стабилизации обстановки Тбилиси делает акцент именно на переводе в Кодорское ущелье правительства Абхазской автономной республики в изгнании. Руководитель этого правительства, представляющего интересы сотен тысяч беженцев из Абхазии, Малхаз Акишбая уже побывал в ущелье, провел первое совещание, подыскал здание, куда в ближайшее время переедет Совет министров, дома, где поселятся министры и депутаты Верховного совета Абхазской автономной республики.
В то же время министр иностранных дел Гела Бижуашвили сообщил, что Грузия готова вывести из Кодорского ущелья все вооруженные силы, кроме подразделений полиции, и провести в ущелье всеобъемлющую инспекцию с тем условием, что наблюдатели ООН и российские миротворцы проконтролируют и отвод от ущелья всех абхазских вооруженных формирований. То есть, судя по всему, на данном этапе для грузинских властей важна политическая, а не военно-стратегическая составляющая феномена Кодорского ущелья, поскольку пребывание в ущелье, на территории Абхазии, «правительства Абхазской автономной республики в изгнании» позволяет Тбилиси настаивать на участии представителей этого правительства в грузино-абхазских переговорах, что в корне меняет формат переговоров, сложившийся после 1993 года.
Но вот смирится ли Сухуми с таким изменением статус-кво, очень большой вопрос. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, министр обороны Султан Сусналиев, да и сам президент Сергей Багапш неоднократно заявляли, что если Грузия окончательно разместит в Кодорском ущелье правительство Абхазии в изгнании, то Абхазия восстановит свой контроль над Кодорским ущельем с помощью силы. Причина не менее ясна, чем мотивация грузинских стратегов. Пребывание на территории Абхазии двух правительство создает новую международно-правовую ситуацию, невыгодную для республики, добивающейся международного признания.
В Абхазии считают, что российские миротворцы в период обострения ситуации в Кодорском ущелье действовали не лучшим образом.
«Все обратили внимание на некорректную и некрасивую позицию Российской Федерации. Во-первых, миротворцы не выполнили в очередной раз свой мандат, как они его не выполнили в 1998 году, когда были майские бои в Гальском районе Абхазии, когда миротворцы просто наблюдали, как идут нарушения и боевые действия. В 2001 году миротворцы способствовали появлению Гелаева в Кодорском ущелье и также нарушили все мыслимые и немыслимые соглашения. Сейчас все обратили внимание на ложь, которую распространял замминистра обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Евневич. Он начал заявлять, что миссией миротворцев Российской Федерации в зоне грузино-абхазского конфликта является только мониторинг и наблюдение. Хотя по всем соглашениям миротворцы должны не допускать прохода и создания вооруженных групп. Командующий миротворцами генерал-майор Чабан также начал делать странные весьма заявления о том, что, когда проходила первая колонна, миротворцы ее вначале остановили, а потом пропустили, и потом стали пропускать и другие колонны грузинских войск с техникой, что является грубейшим нарушением московского соглашения 1994 года. Но при этом усиление этого блокпоста на этой единственной дороге он так и не сделал», - считает Алексей Ващенко.
Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили заявил, что наблюдатели ООН должны начать инспекцию верхней части Кодорского ущелья 20 августа. При этом Тбилиси настаивает и на проведении инспекции нижней части ущелья, которая находится под контролем абхазских вооруженных формирований.