Ссылки для упрощенного доступа

Справится ли Финляндия с ролью председателя ЕС


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Кирилл Кобрин : 1 июля этого года председателем Европейского Союза по ротации стала Финляндия. Финское правительство связывало с председательством в ЕС большие планы, прежде всего, касающиеся реформы Союза. Однако, в связи с новым ближневосточным конфликтом, пришлось поставить на первое место дипломатию. О том, как сами финны оценивают промежуточные результаты своего президентства в ЕС - мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Когда чуть более года назад я брал интервью у президента Финляндии госпожи Тарьи Халонен, она с заметным оживлением заговорила о больших ожиданиях, с которыми финны связывали председательство в Европейском Союзе. Первейшей амбицией страны было улучшение отношений с Россией. Именно в этом деле финские политики чувствовали себя экспертами.


Надо сказать, что ожидания от председательства в Европейском Союзе всегда бывают несколько преувеличенными. Но на этот раз вмешался еще и Его величество Случай. Что думают в Хельсинки по прошествии шести недель? Предлагаю вам репортаж нашего тамошнего корреспондента Николая Мейнарта.



Николай Мейнарт : Политическая жизнь Финляндии сейчас просто бьет ключом. Упомянутая активность имеет очень простое объяснение. Политические лидеры, члены кабинета министров, не входящих в Евросоюз стран, спешат разобраться с настоящими и предстоящими действиями, повлиять на принятие тех или иных решений и под покровительством председательствующей страны заручиться в лоббировании своих интересов. На моей памяти не было такого наплыва различных глав государств в Финляндию, как сейчас, несмотря на летние месяцы. Я не упомню подобного даже в период прошлого руководства Финляндии в ЕС в 1999 году. В общем, финнам сейчас приходится нелегко по многим причинам.


Изначально, то есть еще в преддверии своего президентства, они объявили, что приоритетным станет, скажем так, российское направление, то есть приведение в порядок отношений между Брюсселем и Москвой. Не то, чтобы эти отношения были очень скверными, но и недоразумений хватает, особенно по очень для ЕС болезненной энергетической части. А Хельсинки с давних пор обладает ноу-хау в делах с восточным соседом. Иногда, правда, скептики выражают сомнение в обоснованности финских претензий на роль эксперта по России. Но в Брюсселе, похоже, нет никого, кто мог бы лучше справиться со столь неоднозначными отношениями. Собственно говоря, задумкой просветить себя и других по энергетическому вопросу премьер-министр Финляндии Матти Ванханен, как глава страны - председателя ЕС, и отправился на саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, ассистируя там председателю Еврокомиссии Жозе Баррозу. Но на месте выяснил, что поезд двинулся в ином направлении и на повестке дня не только саммита, но и вообще всей политической жизни, первоочередными оказались совсем иные дела. В первую очередь, конечно же, ближневосточный конфликт.


Во многом нынешняя активность руководящей Евросоюзом страны должна определяться попыткам скоординировать усилия по урегулированию кризисной ситуации. А для этого у нынешнего финского руководства, на мой взгляд, не хватает ни опыта, ни настойчивости. Самый опытный из финских политиков в правительстве министр иностранных дел Эркки Туомиоя вносит немалый вклад в работу. Но и в вверенном ему министерстве не всегда четко представляют, какую именно точку зрения правильнее всего было бы предложить Европейскому Союзу в качестве исходной для выработки дальнейших действий. Для этого иногда просто не хватает информации, а отдаленность, как географическая, так и психологическая от происходящего вообще превращает картину в виртуальную.


Решение этих и подобных вопросов сейчас очень актуальная для финского руководства по мере приближения предстоящих евросоюзных встреч на высшем уровне. А пока общеевропейскую заботу приходится делить с внутренними проблемами, сугубо локальными, например, обсуждение госбюджета на следующий год. Кстати, в проекте предусмотрено закрыть в середине 2007 года Научно-исследовательский институт России и Восточной Европы, созданный еще в 1947 году. Как говорят, он теперь не отвечает духу времени. А, с другой стороны, критики такого решения вопрошают - как же претендовать на знание России, если ее больше не изучать? Или тогда в будущем для следующего финского президентства в ЕС, который наступит совсем нескоро, найдутся иные темы?



Ефим Фиштейн : Именно позиция по ближневосточному конфликту, не вполне совпадающая с мнением большинства членов Евросоюза, выявила некоторую уязвимость нынешнего финского председательства в Евросоюзе и поставила под сомнение осуществимость других намерений правительства Ванханена. Я позвонил в Хельсинкский институт международных отношений. Вот что сказал мне ведущий сотрудник института Тапани Ваахтарунта.



Тапани Ваахтарунта : Когда речь идет о международных отношениях, о внешней политике страны, поспешные суждения неуместны. Главными задачами финского председательства в ЕС остаются улучшения отношений с Россией и так называемое северное направление - расширение связей со скандинавскими странами. Добиться прогресса в этих областях за время финского руководства в ЕС - такова была поставленная задача. Пока еще трудно сказать, какими будут результаты, так как важнейшие встречи состоятся лишь в конце текущего года.


Что уже сегодня можно сказать с уверенностью, так это то, что мы столкнулись с новыми обстоятельствами, которых никто не мог предусмотреть заранее. Обострение ближневосточного конфликта потребовало дополнительных усилий и времени, которые жестко ограничены шестимесячным сроком. Времени может не хватить для решения первоначально поставленных задач. С другой стороны, по моему мнению, финское руководство совсем неплохо справилось с трудным положением, сложившимся в результате обострения конфликта на Ближнем Востоке. Особенно если сравнивать нынешнее состояние ЕС с тем расколом, который наблюдался после американского вторжения в Ирак. В тот период сильно ухудшились не только отношения с Соединенными Штатами, но и отношения между отдельными странами Евросоюза. Сейчас же мы были способны на встрече министров иностранных дел в Брюсселе выработать общую линию, единогласно принять заявления по этому вопросу. Это уже само по себе положительный признак. Другое дело, как это повлияет на реальное положение дел на Ближнем Востоке.


В целом можно сказать, что пока Финляндия справлялась с ролью председателя ЕС вполне пристойно.



Ефим Фиштейн : Как правильно заметил эксперт Хельсинкского института международных отношений Тапани Ваахтуранта, до конца председательского срока Финляндии осталось еще четыре месяца. И судить мы будем по результатам в конце года.




XS
SM
MD
LG