Ссылки для упрощенного доступа

Америка не Европа, Джекобс не Шпенглер


В очередном выпуске обозрения «Книжный угол» две книги: Джейн Джекобс «Закат Америки. Впереди Средневековье»; Александр Ахиезер, Игорь Яковенко и Игорь Клямкин «История России: конец или новое начало?»


Джейн Джекобс «Закат Америки. Впереди Средневековье», Европа, М. 2006 г.


Русского человека хлебом не корми — дай только вволю потолковать о судьбах отечества. Особенную приятность этому процессу придают крайности — хоть устрашающие прогнозы, хоть обещания нынешнему поколению коммунизма. Ну а когда материалом для беседы служит книга с говорящим названием «Закат Америки. Впереди Средневековье», да еще и написанная американкой, — страсти могут разгореться нешуточные.


Автор этой книги Джейн Джекобс скончалась в апреле этого года, прожив почти до 90 лет. В Америке и Канаде, где она жила с середины 1970-х, она считалась борцом за социальное государство. Темами ее исследований были и язвы мегаполисной экономики, и плохое здоровье городских жителей вкупе с их моральным обликом. В книге 1961 года «Жизнь и смерть великого американского города» едва ли не впервые была поставлена проблема экологии человеческого общежития.


Вот что пишет о Джекобс рецензент интернет-сайта «Газета.Ру» Ян Левченко:


Она замахнулась на святыню американской экономики, уличив корпорацию «Дженерал моторс» в том, что та превратила некогда сплоченную нацию в комплект запчастей к последней модели «Бьюика», в тучных аутистов, отстаивающих многокилометровые пробки, чтобы добраться до ближайшего супермаркета. Джейн Джекобс одной из первых подняла вопрос о прогрессирующей отмене общественного транспорта и вымирании соседских сообществ. Спустя почти полвека никому не придет в голову утверждать, что она хоть в чем-то по-настоящему ошиблась. Среди ее последователей — Роберта Грац и Джейн Хольц Кей, автор нашумевшей, хотя и вторичной книги «Асфальтовая нация». В ней также идет речь о демонической роли автомобильных корпораций в судьбе американского народа. Утратить память о том, что было утрачено, — это наиболее характерная черта человеческой культуры, вынужденной топтаться на краю забвения и спохватываться лишь в самый последний момент.


Джекобс говорит о разрушении, о процессах распада, набирающих обороты с молчаливого согласия общества. Америка для нее — цивилизация в стадии упадка, какими были в свое время Древний Рим и династический Китай. Что уж говорить о заглавии книги, отсылающей знатоков к едва ли самой яркой книге ХХ века — «Закату Европы» Освальда Шпенглера. Понятно, что искать какой-либо выход из положения, по мнению автора, — дело почти безнадежное. И, возможно, потому выход этой книги в современной России, да еще и в издательстве с не менее звучным именем «Европа» — вещь почти знаковая, отвечающая потребностях сегодняшней российской власти.


Александр Ахиезер, Игорь Яковенко и Игорь Клямкин «История России: конец или новое начало?», «новое издательство», М. 2005


В советские времена на вопрос из-за океана: «А какова у вас средняя зарплата инженера?» — гордо отвечали: «А зато у вас суд Линча придумали!» Сегодня адекватным российским ответом книге Джекобс смело можно назвать масштабное исследование с не менее ярким названием «История России: конец или новое начало?» Выпустил книгу Фонд «Либеральная миссия». Проанализировав историю России от Киевской Руси до наших дней, авторы — культурологи Александр Ахиезер и Игорь Яковенко и политолог Игорь Клямкин, — как и Джейн Джекобс, остановились перед воображаемой пропастью.


Российская государственность находится сегодня в турбулентной зоне между покинутым прошлым, в которое невозможно вернуться, и непредсказуемым будущим. При всей родственности проблем, воспроизводившихся в стране из века в век, ни один из прежних методов их решения в наши дня даже в обновленном виде не может быть успешно использован. Если раньше они, не страхуя от катастроф, позволяли обеспечивать временные взлеты, то в ХХI веке с их помощью взлететь уже не удастся. Вопрос же о том, сумеет ли Россия опереться на давно обозначившуюся, но до сих пор пресекавшуюся либерально-правовую тенденцию и довести ее до системного преобразования государственного устройства, остается открытым.


Один из авторов книги, культуролог Игорь Яковенко, видит выход в синтезе традиционных европейских общественных моделей и не менее традиционном обращении к христианским ценностям: «Мы пытались, не мифологизируя особенности, специфику России, создать некоторое представление о русской истории, которое выявляет ее собственную природу, по возможности уходя от полезных, интересных схем, типа феодализма западноевропейского, и выявляя нашу собственную специфику. Тезис о том, что «умом Россию не понять», в принципе и активно неприемлем каждым из нас. Россию сложно было понимать и трудно понимать до сих пор, поскольку на нее накладываются модели, не соответствующие ее природе. Вот есть инерция восприятия, и выяснить подлинную специфику России — и значит понять ее. Мы полагаем, что будущее России — это движение ее в направлении общей логики христианского мира, европейской цивилизации. Но в общем христианская цивилизация имеет некоторые сущностные основополагающие черты, которые в ней могут специализироваться: по-одному — в Эфиопии монофизитской, по-другому — в Армении, по-третьему — в России, по-четвертому в Голландии протестантской. Но все это — христианский мир».


Что ж, многие всемирно известные мыслители сегодня полагают, что Запад в ХХI веке исчерпает ресурсы саморазвития, и потому России на Запад ориентироваться не надо. Но авторы книги предлагают поистине выдающийся метод: все же интегрироваться в западную цивилизацию и уже внутри нее встречать грядущие кризисы, и преодолевать их вместе с ней на основе их достижений. Интересно, как бы расценила такой выход для Америки Джейн Джекобс — особенно в такое время, когда разногласия и разночтения между Россией и западным миром вновь становятся все заметнее? Может быть, писатели и ученые все же отыщут выход из тупиков? Или эти тупики придумывают они сами?..


XS
SM
MD
LG