Ссылки для упрощенного доступа

«Герман Лукьянов — самый культурный джазовый музыкант России»


Ефим Барбан: «Герман Лукьянов признается, что своим творчеством стремится доказать, что джазом может быть и полностью написанная музыка». [Фото — JAZZ.RU]
Ефим Барбан: «Герман Лукьянов признается, что своим творчеством стремится доказать, что джазом может быть и полностью написанная музыка». [Фото — JAZZ.RU]
23 августа российский джазовый музыкант и композитор Герман Лукьянов отмечает свой семидесятилетний юбилей. Герман Лукьянов родился в Ленинграде в семье военного моряка и поэтессы Музы Павловой. На фортепиано играет с семи лет, на трубе — с семнадцати. Получил высшее музыкально образование в Москве и Ленинграде, профессионально как джазовый пианист, трубач и флюгельгорнист выступает с начала 1960-х годов. Организатор и лидер нескольких джазовых коллективов, в которых играли Леонид Чижик, Игорь Бриль и другие известные музыканты. Много экспериментировал в области фри-джаза, создал ансамбля «Каданс», музыка которого считается одним из самых совершенных достижений советского джаза. Герман Лукьянов много концертирует, пишет стихи в технике "свободной поэзии".

О Германе Лукьянове говорит лондонский джазовый критик и теоретик джаза Ефим Барбан: «Понятно, что нет пророка в своем отечестве. И всё же трудно привыкнуть к обескураживающей российской беспечности в отношении крупных явлений отечественной культуры.


Джаз в России долго воспринимался как нечто вульгарное и художественно второсортное. А между тем джазовая музыка Германа Лукьянова — явление высокого искусства и к тому же искусства мирового класса. К сожалению, творчество московского трубача, флюгельгорниста и композитора оказалось практически невостребованным. Оно плохо и очень неполно документировано: полдюжины пластинок за 40 лет работы — таков удел выдающегося музыканта. Однако у российских джазменов существует свой, гамбургский, счет, и в этой среде у Лукьянова репутация одного из признанных лидеров российского джаза.


Талант Лукьянова — это соединение недюжинного инструментального мастерства и незаурядного умения писать музыку. В нем счастливо соединились устная и письменная культуры — искусство импровизации и искусство компонирования. Логичность музыкального мышления, строгая архитектоника формы — нередко при сложнейшем полифоническом движении музыки — отличительные черты его композиторского и импровизаторского мышлений. Одна из черт лукьяновского характера многое определяет в его художественных принципах — нонконформизм, бескомпромиссность подхода к искусству и многим жизненным реалиям. Тем не менее, при всех признаках музыкального новаторства музыка руководителя московского джаз-ансамбля "Каданс" эстетически не выходит за рамки прогрессивного джазового мейнстрима. Сам Герман Лукьянов признается, что своим творчеством стремится, в частности, доказать, что джазом может быть и полностью написанная музыка. Однако за внешним академизмом его композиций ощущается глубинное тектоническое бурление музыкальной лавы, придающее им подспудную свингующую эмоциональность. Не побоюсь назвать Германа Лукьянова самым культурным джазовым музыкантом России».


XS
SM
MD
LG