Во вторник украинские СМИ распространили информацию о том, что апелляционный хозяйственный суд Севастополя постановил изъять из ведения министерства обороны России маяки, используемые российским Черноморским флотом, и передать их министерству транспорта Украины. Постановление суда названо окончательным и не подлежащим обжалованию. Россия и Украина вновь оказались на пороге кризиса в двусторонних отношениях.
Командование ВМФ России в лице помощника главкома Игоря Дыгало после первых же сообщений с Украины объявило решение севастопольского суда неправомочным. По словам Дыгало, согласно ранее подписанным соглашениям, такие вопросы решаются дипломатическим путем на заседаниях смешанной комиссии двух государств. «Порядок решения спорных вопросов по навигационному и гидрографическому оборудованию Черноморского флота России определен базовыми соглашениями, которые были подписаны правительствами России и Украины», - заявил помощник главкома ВМФ России.
Украина не раз заявляла, что Черноморский флот незаконно контролирует маяки, однако Россия настаивает, что они были переданы ей на основании договора об аренде. А кабинет министров Украины еще в 1998 году постановил, что маяки принадлежат министерству транспорта Украины.
Впрочем, на этот раз очередного обострения российско-украинских отношений удалось избежать. Спустя несколько часов выяснилось, что информация о судебном решении оказалась провокацией молодежной украинской организации «Студенческое братство», известной тем, что весной нынешнего года ее активисты устраивали пикеты возле черноморских маяков, а некоторые из этих гидрографических объектов студенты пытались даже захватить.
На самом деле судебный вердикт о возвращении маяков Украине был вынесен еще в апреле 2005 года. Российская сторона опротестовала его и внесла в суд кассационную жалобу. Севастопольский апелляционный хозяйственный суд будет рассматривать ее буквально на днях, 14 сентября. По-видимому, не случайно именно сейчас молодые украинские радикалы возбудились сами и попытались возбудить участников этого разбирательства. В российском посольстве на Украине новый демарш «Студенческого братства» удивления не вызвал. «Близится октябрь и заседание двусторонней подкомиссии по Черноморскому флоту»,- сказал представитель посольства РФ.
Еще в конце июня нынешнего года командование ЧФ заявило, что позиция севастопольских судебных инстанций «не соответствует достигнутым ранее договоренностям в рамках подкомиссии по ЧФ российско-украинской межгосударственной комиссии о продолжении переговорного процесса по вопросам навигационно-гидрографических объектов с целью разработки соглашения по их использованию». Командование подчеркнуло, что такие действия «направлены на искусственное обострение ситуации вокруг вопросов базирования флота на территории Украины».
Напряжение в российско-украинских отношениях по вопросу пребывания Черноморского флота в Крыму возникает периодически. В марте этого года министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что соглашение об условиях пребывания российской эскадры в Крыму будет пересмотрено как не соответствующее двусторонним договоренностям и украинскому законодательству. Тогда речь шла о повышении для России арендной платы за базы ЧФ. Киев даже назвал примерную сумму: от двух до трех миллиардов долларов в год. Это в 20-30 раз больше, чем Россия платит сейчас.
Примечательно, что и тогда Украина попыталась обострить дискуссию о базах российского флота в дни, когда в Киеве начались двусторонние консультации на уровне внешнеполитических ведомств. Разница лишь в том, что это происходило до утверждения Виктора Януковича украинским премьером.
Москва неоднократно заявляла о недопустимости ревизии соглашений по Черноморскому флоту, давая понять, что этот шаг может привести к очень опасным дискуссиям о пересмотре границ между Россией и Украиной. Еще в декабре прошлого года вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов заявил: «Соглашение об условиях пребывания российского Черноморского флота входит в большой российско-украинский договор, вторая часть которого содержит пункт о признании нерушимости границ государств. Поэтому подвергать ревизии эти соглашения - смерти подобно».