Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.
Александр Гостев: В британском городе Брайтон прошел ежегодный Конгресс профсоюзов, где выступил премьер-министр страны Тони Блэр. Он коснулся основных социальных и экономических проблем Великобритании и довольно резко ответил на критику своей внешней политики касательно Ближнего Востока. Речь Блэра вызвала большой интерес и прессы и политологов, прежде всего, потому, что это, возможно, последнее его выступление перед профсоюзными лидерами в качестве премьера.
Между тем, профсоюзы традиционно являются базой лейбористского движения. Их позиция сейчас особенно важна в условиях глубокого кризиса в партии. Подробнее о роли британских профсоюзов в истории Лейбористской партии, о нынешнем расколе среди лейбористов я побеседовал с моим коллегой, специалистом по британской истории Кириллом Кобриным.
Кирилл, почему британские средства массовой информации уделяют такое большое внимание речи Тони Блэра на Конгрессе профсоюзов? Почему так важно, что это выступление как раз состоялось именно на этом мероприятии?
Кирилл Кобрин: Давайте переведем название Лейбористской партии, которую возглавляет Тони Блэр, - это Партия труда. Партия была создана в 1900 году на Конгрессе, на котором присутствовали представители всех крупнейших британских профсоюзов и несколько социалистических или около социалистических групп, которые, на самом деле, были очень незначительны по своей численности, но довольно значительны по своему идеологическому влиянию, например, фабианское общество социализма и так далее и так далее. Естественно, что Лейбористская партия основана профсоюзами. В сущности, она очень долго существовала, как именно профсоюзная партия. Первые лидеры лейбористов были выходцами из рабочих, собственно говоря, и сами были активными участниками профсоюзного движения. Поэтому, конечно, профсоюзы являются главной опорой Лейбористской партии. Лейбористская партия - Партия труда, партия наемных работников. Вот это очень просто объясняется.
Естественно, что Блэр, который завершает свою политическую карьеру, как бы ее не оценивать, все-таки он очень долго находился во главе государства, очень долго находился во главе Лейбористской партии, он обращается именно к той главной силе, на основании которой покоится само здание этой партии.
Александр Гостев: Можно сказать, что принципиально Тони Блэр решил эту речь произнести среди своих единомышленников?
Кирилл Кобрин: Насчет единомышленников вопрос очень сложный. Потому что сейчас лейбористское движение, Лейбористская партия, особенно после появления так называемого нового лейборизма, это совсем или почти совсем другое, нежели то, что было в 1900 или даже, например, в 1925 году.
Александр Гостев: Хочется вас спросить, а в каком состоянии сейчас находится Лейбористская партия? В каком положении ее оставляет Тони Блэр?
Кирилл Кобрин: Тут два аспекта: первый аспект, скажем так, теоретический или идеологический, если угодно, а второй - практически политический. Начнем со второго. Лейбористская партия находится сейчас в состоянии глубочайшего кризиса. Это связано не только с противоречиями, фактически с расколом между уходящим лидером Тони Блэром и его, говоря российской терминологией, преемником Гордоном Брауном. Речь идет о том, что вообще нынешнее лейбористское движение после стольких лет нахождения у власти Тони Блэра и этой партии расколото по принципиальной позиции. А именно. Лейбористская партия, как партия наемных работников, партия государства больших социальных трат и так далее, и так далее - это изобретение первой половины ХХ века. После Тэтчер, конечно, в таком виде лейборизм существовать в Великобритании не мог. Естественно, что очень часто экономическая политика лейбористов, да и социальная тоже, очень сильно напоминала политику их политических визави - консерваторов. По этому поводу, конечно, происходит раскол.
Второй раскол, который произошел внутри Лейбористской партии, это, конечно, по поводу внешней политики Тони Блэра. Потому что значительная часть лейбористов упрекает Блэра в том, что он слепо следует президенту Бушу, Соединенным Штатам, ввязал Великобританию в войну в Ираке и так далее.
Вот эти две принципиальные позиции, по которым лейборизм нынешний расколот. Постоянно говорят об угрозе третьей силы. О том, что может быть даже сама двухпартийная британская политическая система может быть подвергнута трансформации в ближайшие годы.
Александр Гостев: Кто может стать этой третьей силой?
Кирилл Кобрин: Это либеральные демократы, естественно. Но они никак не могут определиться со своими лидерами. Потому что там череда скандалов, которая привела друг за другом к нескольким отставкам в руководстве партии. Но, в сущности, либеральные демократы могут занять место в левом центре британского политического спектра.
Александр Гостев: Если мы говорим о расколе в Лейбористской партии, какое крыло лейбористов сейчас на этом этапе обладает большим политическим весом?
Кирилл Кобрин: Мы этого не можем сказать абсолютно точно до конференции лейбористов и до отставки Блэра, когда станет ясно, кто во внутрипартийной борьбе победит. Сейчас, конечно, Гордон Браун. Но не исключено, что те люди в лейбористском движении, которые были жесткими критиками внешней политики Тони Блэра, могут одержать верх. Покажут не только события в самой Британии, но и, конечно, ситуация на Ближнем Востоке.