Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Александр Хавронин.
Александр Гостев: На 17 сентября в Приднестровье намечено проведение референдума о независимости самопровозглашённой республики. В минувший вторник открылись участки для досрочного голосования. Как заявили местные власти, в случае положительных итогов референдума, Приднестровье будет рассчитывать на поэтапную интеграцию в Россию.
Олег Кусов: Власти Приднестровья заявляют, что отношения между Тирасполем и Кишиневом должны строится только как межгосударственные. Мало кто сомневается, что итоги референдума будут полностью соответствовать этой позиции.
Из Тирасполя передаёт наш корреспондент Александр Хавронин.
Александр Хавронин: 31 марта нынешнего года четвертый чрезвычайный Съезд депутатов Приднестровья всех уровней предложил провести референдум о независимости региона. Верховному совету республики было рекомендовано обсудить сроки и параметры его проведения. Инициатором проведения референдума выступил глава ПМР Игорь Смирнов. Окончательное решение Верховный совет Приднестровья принял 12 июля в свете трагических событий 6 июля, когда в Тирасполе было взорвано маршрутное такси и погибли 7 его пассажиров. Это событие приобрело сразу же политическую окраску, власти Приднестровья заявили о том, что подозревают во взрыве молдавские спецслужбы. Однако их причастность к случившемуся до сих пор никак не подтверждена.
Верховный совет Приднестровья назначил на 17 сентября нынешнего года дату референдума. Жителям региона предстоит ответить на два вопроса: "Считаете ли вы возможным сохранение курса на международное признание Приднестровской Молдавской республики и вхождение в состав Российской Федерации?" и "Считаете ли вы возможным вхождение Приднестровской Молдавской республики в состав Республики Молдова?" В списки для голосования включены около 392 тысяч жителей региона. Расходы на проведение референдума составят ориентировочно 200 тысяч долларов США. Глава Приднестровья Игорь Смирнов заявил, что в ходе референдума планируется определить стратегический курс ПМР. Игорь Смирнов обсудил вопросы проведения референдума с представителями Министерства иностранных дел России.
В свою очередь, официальные лица Молдовы озабочены намерением приднестровского руководства провести референдум о будущем региона. 28 июля парламент Молдовы принял на этот счет специальное заявление. В документе отмечается, что в условиях фундаментальных нарушений прав человека в Приднестровье, отсутствия демократии и полной информационной блокады референдум не может быть свободным волеизъявлением населения левобережья Днестра. Молдавские парламентарии утверждают, что с введением европейской комиссии контроля на молдавско-украинской границе режим в Тирасполе пошатнулся и теперь пытается отсрочить свой неминуемый крах. Депутаты парламента Молдовы убеждены, что приднестровский вопрос можно решить мирным путем, а не нелегитимными референдумами. С аналогичным заявлением выступил и президент Молдовы Владимир Воронин. По его словам, Хельсинкские соглашения о нерушимости границ в Европе никто не отменял, а следовательно, не может идти речь и о признании Приднестровья. Глава Молдавского государства подчеркнул, что ситуация в Приднестровье не имеет ничего общего с тем, что происходит в Черногории и Косов. Ведь национальный состав граждан, проживающих на правом и левом берегу Днестра, то есть в Молдавии и ее приднестровском регионе, аналогичен.
Олег Кусов: Международное сообщество не намерено признавать легитимность намеченного референдума в Приднестровье. Какой смысл вкладывают в его проведение власти самопровозглашённой республики? Слово - заместителю руководителя информационно-аналитической службы Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Наталье Харитоновой.
Наталья Харитонова: На мой взгляд, это попытка приднестровских властей сохранить статус-кво в регионе. Хотя сами власти говорят о том, что это референдум станет правовой основой приднестровского урегулирования. Однако, если мы вспомним, собственно, все переговоры, которые велись на эту тему более чем 15 лет, ни к каким результатам так и не привели. В то же время косовский прецедент не был признан ОБСЕ как универсальный инструмент по решению подобных ситуаций. Поэтому можно считать, что это стремление властей Приднестровья сохранить настоящую расстановку сил, то есть чтобы ситуация не изменилась в худшую для них сторону. Кроме того, этот референдум - это способ социальной мобилизации населения, которое, чувствуется, все больше и больше отчаивается в своих надеждах когда-нибудь жить в признанном государстве.
Вместе с тем можно сказать, что результаты референдума уже ясны. Понятно, что подавляющее большинство приднестровцев на вопрос - "Поддерживаете ли вы курс на независимость Приднестровской Молдавской республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?" - даст положительный ответ; а на второй вопрос - "Считаете ли вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова?" - отрицательный.
Высказывания Владимира Владимировича Путина относительно того, что Россия будет настаивать на том, чтобы косовский прецедент был признан универсальным инструментом, это попытка донести до общественности позицию России, в надежде на то, что со временем европейское сообщество, в частности, Молдова все же признает универсальный характер косовского прецедента. Развитие ситуации видится, наверное, следующим образом. Приднестровье и дальше будет проводить аналогичные мероприятия, чтобы ссылаться в диалоге с Молдовой прежде всего, с Россией и ОБСЕ на волеизъявление приднестровского народа. То есть результаты референдумов и других мероприятий подобного рода будут складываться в правовую копилку, для того чтобы потом апеллировать к ним, пытаться сохранить нынешнее состояние вещей, как бы тянуть время, скажем так, в надежде на то, что все-таки со временем Европейский союз и Молдова все же признают Косово, косовский прецедент как универсальный инструмент по решению подобных ситуаций.
Олег Кусов: Так считает заместитель руководителя информационно-аналитической службы Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Наталья Харитонова.
Проведение референдума о независимости намечено на 12 ноября нынешнего года и в Южной Осетии, несмотря на то, что подобные референдума прошли в обеих самопровозглашённых республиках в начале 90-х годов минувшего века.