Глава североосетинской общественной организации «Согласие и стабильность» Валерий Гезоев огорчен решением Центральной избирательной комиссии России отклонить заявку на проведение референдума о третьем президентском сроке Владимира Путина. Он не сомневается, что по итогам всенародного голосования подавляющее большинство его участников высказались бы за третий срок президента и, тем самым, предоставили бы ему возможность «дальше продолжить свою работу».
Центральная избирательная комиссия поставила точку в разговорах о возможности проведения референдума. ЦИК признал формулировку вопроса, который предлагалось вынести на голосование, некорректной и противоречащей Конституции.
Постановление ЦИК разъясняет: «В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" вопрос, выносимый на референдум Российской Федерацией, не должен противоречить Конституции Российской Федерации.
Норма о том, что одно и то же лицо не может занимать должность президент России более двух сроков подряд, содержится в части 3 статьи 81 Конституции Росси. Поэтому положительный ответ на вопрос, предлагаемый к вынесению на референдум Российской Федерации, представляет собой не что иное как подтверждение действующей конституционной нормы.
В то же время согласно статье 15 Конституции, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Таким образом, конституционные нормы не нуждаются в дополнительном подтверждении, выраженном, в том числе, путем проведения референдума. В связи с этим предложение для вынесения на референдум вопроса, дублирующего конституционную норму, не соответствует Конституции.
Таким образом, вопрос "Согласны ли вы с тем, что одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд?" не может быть вынесен на референдум Российской Федерации».
«Мы очень хотели, чтобы такая поправка в Конституции имела место, - говорит руководитель общественной организации «Согласие и стабильность» Валерий Гезоев. - Почему мы должны слепо следовать по тому пути, по которому идут, скажем, Соединенные Штаты Америки в части, касающейся их Конституции. Почему мы не можем пойти по тому пути, по которому идет Франция, где население исходит из принципа целесообразности и дает возможность своему президенту баллотироваться и во второй, и в третий, и в четвертый раз?! Почему мы должны ограничить возможности Путина в настоящий момент, когда блестяще проведена работа, когда, будем говорить, разрешен колоссальный клубок противоречий, в частности на Северном Кавказе, который здесь представляет наша инициативная группа. Нам оттуда виднее, как достаточно продуманна была политика Путина на Кавказе. Если народ каждые четыре года будет подтверждать, что президент делает то, что он делает, как следует, то почему он не может находиться у власти два, три, четыре срока? Этот принцип должен быть основополагающим».
На реплику о том, что в самой Северной Осетии не все поддерживают идею третьего президентского срока – в частности, категорически против этого влиятельная организация бесланских матерей – Валерий Гезоев ответил: «Я хотел бы выразить сожаление о том, что они, к сожалению, не поддерживают нашу идею. Но, извините меня, произошедшее в Беслане - это следствие не столько работы путинской команды, сколько их предшественников, команды Ельцина. Путин не мог в одночасье быстро разрешить эти проблемы. Путин провел колоссальную работу. Результатом, как вы знаете, было предотвращение ряда крупных терактов, в том числе в Нальчике. То, что сейчас война в Чечне практически сошла на нет – одно это обстоятельство является чрезвычайно важным».
«Голос Беслана» говорит по-другому. Вот что сказала в интервью «Радио Свобода» руководитель этой общественной организации Элла Кесаева: «Говорить от имени всех жителей Осетии - это он (Гезоев. – РС) слишком много на себя берет. Большинство населения Осетии, учитывая мнения тех, с кем я общаюсь, как раз против того, чтобы Путина выбирать именно после бесланской трагедии. Мне кажется, должно быть стыдно нам, осетинам (Гезоеву должно быть как никому понятно это), зная всю правду, а именно то, что благодаря попустительству «гаранта Конституции» и по его устному указанию была применена тяжелая техника по заложникам, [выступать с подобной инициативой]. Устраивать этот балаган - значит, опозориться на весь белый свет. Это чистейшей воды позор, подхалимство и лизоблюдство. Именно президент страны, гарант Конституции, который не смог обеспечить нашим детям, нашим близким право на жизнь, именно он препятствует расследованию. Потому что тайна Беслана идет до его личных кулуаров, до кабинетов Кремля. Это преступление руководства страны.
Я считаю, что именно из-за бесланской трагедии руководству нашей республики и страны понадобилось, чтобы инициатива шла от нас. Это постыдное явление. Народ этого не поддерживает и не поддержит никогда. Инициатива, исходящая из Осетии – это чистой воды спецзаказ, не более того.
Недавно была вторая годовщина Беслана. Этот гарант Конституции не вспомнил о бесланской трагедии, не вспомнил! Я специально искала везде информацию – нигде и ничего! Единственное что 3 сентября в Москве правозащитники организовали пикет в память погибших. И то их разогнали дубинками. О Беслане не хотят вспоминать, хотят забыть, стереть из памяти. То же самое может повториться в другом месте. Он же не просто президент - он главнокомандующий. В любой момент он может также, глядя в глаза, сказать, как сказал матерям Беслана год тому назад: "Я ничего не знал". Нужен такой президент?»
По мнению Эллы Кесаевой, установившееся спокойствие на Кавказе, о чем много говорят, - спокойствие искусственное. Она вспоминает, что после Беслана были еще события в Нальчике, в Дагестане, неспокойно в Чечне, да и в самой Северной Осетии. «Корни российского терроризма не устранены, - считает Элла Кесаева. - Виновники остаются на свободе. В любой момент в политических целях будут использованы. Я считаю, что бесланская трагедия была политическим терактом. Они готовы. Он всегда на свободе, они кормятся у этой власти, они умеют убивать. У них оружие, у них власть. Они просто выжидают момент. Если нужно будет, они опять устроят теракт бесланского масштаба, а может быть и хуже».