При коммунистах каждый год 9 сентября болгары праздновали победу социалистической революции. В этом году перевороту, который привел к власти правительство Отечественного фронта, открывшего дорогу коммунистическому правлению, исполняется 70 лет. Сейчас в Болгарии этот день, конечно, никто не празднует, но память о нем осталась. 9 сентября страна вспоминает самое глубокое разделение общества, которое ей когда-либо пришлось пережить.
Согласно не оспариваемым никем фактам, 9 сентября 1944 года, день спустя после вступления Красной армии на территорию Болгарии, левая антифашистская коалиция Отечественный фронт силой захватила административные здания в Софии и составила собственное правительство. Позднее в тот же день были заняты полицейские управления и мэрии провинциальных городов. Самое длительное сопротивление оказали полицейские на юге страны, но длилось оно лишь 2-3 дня.
Один из ведущих историков, специалистов по этому периоду Александр Везенков отмечает, что в 22 часа 9 сентября советские войска Третьего Украинского фронта уже „отсалютовали двадцатью артиллерийскими залпами, словно отмечая трудно давшуюся памятную победу“. А уже 13 сентября командующему Третьим Украинским фронтом Федору Толбухину было присвоено Сталиным звание маршала Советского Союза – за успешное осуществление „болгарской операции“. Хотя ввод советских войск в Болгарию прошел не просто беспроблемно, если говорить о реакции местного населения, но и уже при новом, ненацистском правительстве, к тому времени объявившем войну Германии.
В книге „9 сентября 1944 года“ Александр Везенков пишет: „В сущности стратегия Сталина прежде всего требовала контроля над ситуацией путем ввода войск на территорию страны. Это обеспечивало контроль над оккупированной Болгарией, сводило к абсолютному минимуму любое влияние западных союзников и давало поддержку местным коммунистам в решающие моменты, до их превращения в полных хозяев ситуации“.
Вступив в Болгарию 8 сентября 1944 года, советская армия ушла оттуда только в декабре 1947-го. К тому времени был завершен процесс превращения бывшего царства в республику с коммунистическим режимом, который создал лагеря сталинского типа. Были срежиссированы и позднее проведены политические судебные процессы по образцу московских, в том числе против „фашистов“, в результате которых, наряду с реальными пронацистскими преступниками, были казнены или сосланы многие политики, общественные деятели, представители национальной интеллигенции. Среди них были и те, кто в 1944 году боролся против монархического режима – например, лидер Земледельческого союза Никола Петков, который вошел в правительство Отечественного фронта, но три года спустя был арестован, приговорен к смерти и повешен.
Во время Второй мировой войны Болгария была союзником нацистской Германии, хотя в активные военные действия страна не вступала, а режим царя Бориса III сумел вопреки давлению Берлина сохранить жизнь евреям, жившим на довоенной болгарской территории. За свою поддержку „третьего рейха“ Болгария, однако, получила часть территории нынешней Республики Македония и Греции, откуда евреи депортировались в нацистские лагеря смерти при участии болгарских властей.
Невозможность однозначно оценить болгарскую политику тех лет уже которое десятилетие мешает обществу прийти к единой оценке своей истории
Эта невозможность однозначно оценить болгарскую политику тех лет, используя только белую или черную краску, уже которое десятилетие мешает обществу прийти к единой оценке своей истории. Сегодняшние социалисты уверены, что в 1944 году Отечественный фронт спас страну от нацизма, а их оппоненты, наоборот, считают, что в 1944 году страна сменила один недемократический режим на другой.
Недавно Национальный центр исследования общественного мнения (НЦИОМ) провел масштабный опрос на тему оценок болгарами различных исторических событий. Оказалось, что большинство школьников и молодых людей в возрасте до 35 лет не в состоянии оценить роль Советской армии, вошедшей в Болгарию в сентябре 1944 года. Что касается тех, у кого есть мнение по этому вопросу, то выяснилось, что 33,5% считают эту армию „освободительницей“, 9%, напротив, видят в ней “оккупантa”. Почти половина опрошенных не может дать ясную оценку событиям 9 сентября 1944 года, а те, кто в состоянии это сделать, разделены: 26% ассоциируют эту историческую дату с „установлением коммунизма“ в стране, 25% – с „освобождением от нацизма“. Как уточняют социологи, хотя оба эти ответы верны, они выражают противоположные оценки одного и того же события. Говорит журналист и исследователь истории коммунизма Христо Христов:
– К сожалению, сегодня болгарское общество так же разделено в оценках коммунистического прошлого, как и 25 лет тому назад, когда нам казалось, что мы расстаемся с коммунизмом навсегда. Одна из причин –политика болгарских социалистов, которые продолжают расценивать положительно 9 сентября 1944 года, невзирая на то, что режим, пришедший к власти после этой даты, нанес вред нашему обществу и совершил массу чудовищных преступлений. Сегодня мы „вернулись“ в Европу, от которой были советским коммунизмом оторваны, состоим в НАТО и в ЕС, но социалисты все так же повторяют, как это было при Тодоре Живкове, что 9 сентября – светлая дата в болгарской истории. И что современные социалисты в ней нуждаются для того, чтобы найти силы для новых побед. Это абсолютно неприемлемо.
Христов, который написал биографию Тодора Живкова и исследовал так называемое убийство зонтиком в Лондоне писателя-диссидента Георгия Маркова, напоминает, что современные болгары очень плохо осведомлены о коммунистическом прошлом. Одна из главных тому причин, по его мнению, – это содержание школьных учебников истории:
– Спустя 70 лет после переворота наши учебники истории практически не рассказывают о том, что тогда произошло. В Болгарии так и не состоялся процесс переоценки прошлого, который имел место, например, в ГДР или в Польше. В наших учебниках написано несколько строк о событиях 9 сентября 1944 года, а затем почти весь коммунистический период отсутствует, как будто его и не было. Это очень плохо отражается на воспитании в молодых людях культуры памяти, а не только на нашем непонимании исторического значения конкретной даты.
На вопрос, в каком историческом периоде вы предпочли бы жить, если бы имели возможность выбирать, только 18% ответили, что предпочитают эпоху Тодора Живкова
По данным социологов, ситуация в Болгарии все-таки не настолько пессимистична, как может казаться. На вопрос, в каком историческом периоде вы предпочли бы жить, если бы имели возможность выбирать, только 18% ответили, что предпочитают эпоху Тодора Живкова. Среди ответивших так оказались преимущественно малообразованные жители сел. А 31% все-таки заявили, что выбирают жизнь при демократии. Среди них – преимущественно жители крупных городов, с более высоким уровнем образования.