Ссылки для упрощенного доступа

Нам нужно полторы Земли


Сибирский тигр
Сибирский тигр

В мире становится все больше людей и все меньше животных. Планете такое выдержать не под силу

За последние десятилетия численность популяций почти всех диких позвоночных животных на Земле сократилась вдвое. Виной тому – деятельность человека, который потребляет в полтора раза больше, чем может дать планета. Такие данные опубликованы в отчете Всемирного фонда дикой природы.

С 1970-го по 2010 годы количество популяций диких позвоночных животных сократилось на 52 процента, говорится в последнем отчете "Всемирного фонда дикой природы". Сильнее всего пострадали пресноводные виды – численность их популяций уменьшилась на 76 процентов, в то время как морских или наземных видов – на 39 процентов. Хуже всего дела обстоят в Южной Америке: там число популяций сократилось на 83 процента. Ее догоняет Азиатско-Тихоокеанский регион. В России, Европе, Северной Африке так называемый "индекс живой планеты" упал на 30 процентов.

Среди основных угроз дикой природе фонд выделил загрязнения, болезни, ухудшение и потерю животными мест обитания. Главная же причина резкого сокращения численности в последние полвека заключается в том, что рост потребления значительно опережает способность Земли к воспроизводству ресурсов. Особенно это касается воды. Не стоит забывать: количество людей за те же последние 4 десятилетия, напротив, увеличилось почти вдвое.

Доклад ВФДО о пока живой планете
Доклад ВФДО о пока живой планете

Для наглядности в фонде заявляют: чтобы восполнить природные ресурсы в нынешних условиях, потребовалось бы полторы Земли. Кстати, обновленные данные Фонда существенно отличаются от предыдущих – двухлетней давности. Ранее предполагалось, что снижение численности популяций происходит не столь быстро. В отчете Фонда 2012 года говорится о сокращении количества животных с 1970 года на 28 процентов, а не 52 процента. Дело в усовершенствовании методов анализа – объясняют ученые. И добавляют: в будущем состояние планеты только ухудшится. Однако существующие тенденции можно переломить. Для этого Фонд дикой природы приводит непростые варианты решения этой задачи. Согласно "принципу одной планеты", необходимо восстановить нарушенные экосистемы, сократить потребление ресурсов и отходов и потреблять более разумно и справедливо.

Подробнее о сокращении численности популяций животных Радио Свобода рассказал руководитель Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин:

– Почти каждый вид животных включает в себя несколько, или много, популяций. Мы считаем сокращение не просто по видам, а по конкретным популяциям. Ну, вот, например, бурый медведь живет в Северной Америке, в Европе и в Азии, и считать медведей в целом – это как определять среднюю температуру по больнице, поэтому важно посчитать медведей отдельно по Северной Америке, по Европе и по Азии.

Белые носороги. Один из видов, находящихся в критической опасности
Белые носороги. Один из видов, находящихся в критической опасности

– Так верно ли, что, согласно вашим оценкам, животных за последние примерно 50 лет стало на Земле вдвое меньше?

– Да, но речь идет о тех живых существах, за популяциями которых мы имеем возможность следить. Всего в мире около 10 тысяч популяций порядка 3 тысяч видов животных. Далеко не по всем видам животных проводится учет, и тем более на больших площадях. Поэтому мы учитываем только те данные, которые считаем достоверными, по которым можно проводить сравнение между странами, и так далее.

– Деятельность человека – главная причина сокращения популяций животных? Или одна из основных?

– Это основная причина. Проблему следует рассматривать в очень широком ракурсе: это и сокращение мест обитания за счет их трансформации в какие-либо агроландшафты, в урбанистические ландшафты, и это, конечно, прямое истребление животных.

– За эти последние полвека население земли возросло примерно в два раза. Получается, что человек фактически вытесняет животных?

О вымирании многих видов живых существ мы не знаем, потому что их просто не успели описать в качестве самостоятельных видов. Это в первую очередь касается беспозвоночных, насекомых

– Конечно, вытесняет, особенно если говорить о ситуации в Азии и Африке. Сейчас там живет слишком много людей. Я только что был в Бангладеш, это страна размером чуть ли не в две Московских области всего, и с населением в 150 миллионов человек. Понятно, что эти люди всю жизнь обречены жить в нищете, если не предпринимать разумные и стратегически спланированные меры по сокращению численности населения. Эта страна просто не в состоянии поддерживать такое количество населения. Это зависит еще и от типа потребления: нужно шесть таких, как Земля, планет, если каждый в нашем мире будет жить так, как живет средний подданный Кувейта. Если говорить про американцев – четыре планеты, про россиян – две. В той же Бангладеш, конечно, нужно было бы иначе распределять население, поскольку там крайне низкий уровень потребления. Численность населения играет роль, безусловно, но определяющим является характер потребления.

– Судя по данным вашего доклада, необходимо существенно расширять Красную книгу...

Игорь Честин
Игорь Честин

– При этом учтите, что о вымирании многих видов живых существ мы просто не знаем, потому что их просто не успели описать в качестве самостоятельных видов. Это в первую очередь касается беспозвоночных, насекомых. Ну, известны, конечно, и более яркие примеры исчезающих видов у животных – это тигр, численность которого сократилась более чем в 30 раз за последние сто лет; сайгак, численность которого сейчас находится в России просто на катастрофически низком уровне. Осталось всего несколько тысяч животных - при том что их число доходило в свое время до 330 тысяч. И таких примеров довольно много. Расширение Красной книги – одна из формальных мер, но это никаких проблем не решает. Животное даже об этом не подозревает, что его записали в Книгу. Вопрос в том, какие меры принимаются...

– По поводу упомянутых вами видов животных. Тигров у нас защищает сам президент Российской Федерации. Что касается сайгаков, то была же, если мне память не изменяет, и казахская большая программа, и российские специалисты работали. Получается, что вложенных усилий недостаточно?

– Что касается Казахстана, там ситуация выправляется. Там было действительно самое большое стадо сайгаков, оно доходило до миллиона голов, потом поголовье сократилось до 25-30 тысяч. Но специализированные меры охраны, в разработке выполнении которых принимал участие и Всемирный фонд дикой природы, позволили довести численность популяции примерно до 300 тысяч особей, и она растет. Чудес в мире не бывает, но если есть нормальная охрана животных – все получается. К сожалению, в Российской Федерации нормальной охраны сайгаков нет.

ВЛАДИМИР ПУТИН СПАСАЕТ ТИГРИЦУ

– "Нормальная охрана" – это, видимо, ключевые слова вообще для всей проблемы?

– Это одна ее составляющая, очень важная, и в первую очередь охрана важна для тех животных, главной причиной сокращения численности которых является прямое истребление. Но не менее важным является сохранение мест обитания. Вот с этим довольно сложно. Это должны быть не только особо охраняемые природные территории, должно быть комплексное управление ландшафтами, которое позволяло бы поддерживать необходимую численность диких животных, а не только домашних.

– На меня ваш доклад произвел довольно сильное впечатление, я и не подозревал, что ситуация до такой степени плачевна. Вы были удивлены, когда сопоставили новые данные с результатами своих же прежних исследований, которые не были такими драматическими?

Мы в полтора раза превышаем способности биосферы нас поддерживать, а несколько лет назад мы говорили, что в 1,3 раза

– Они тоже были довольно драматическими. Сейчас мы говорим о том, что мы в полтора раза превышаем способности биосферы человечество поддерживать, а несколько лет назад мы говорили, что в 1,3 раза. То есть это, в общем, не то что какая-то прямо совсем уж неожиданность. Печально, конечно, что пока все идет вниз, все ухудшается в целом в мире. В отдельных странах есть и обратные примеры, но если говорить в целом про планету, ситуация ухудшается. Мы ведь зависим от планеты больше, чем люди иногда об этом думают, особенно люди, живущие в городах: это и рыболовство, и лес, и способности природной среды поглощать те отходы, которые мы как вид производим. Мы этот потенциал земли сейчас очень сильно перебираем, равно как и природные ресурсы. Например, примерно 70 процентов мировых запасов рыбы, которые вовлечены в коммерческое использование, "перелавливаются", то есть их численность сокращается.

Аукцион в Японии по продаже Южного синеперого тунца, чье мясо считается самым вкусным. Численность вида сократилась за 100 лет на 99 процентов
Аукцион в Японии по продаже Южного синеперого тунца, чье мясо считается самым вкусным. Численность вида сократилась за 100 лет на 99 процентов

Это приведет к тому, что постепенно еда будет дорожать, а на компенсацию того, что планета не может переварить отходы, будет уходить все больше денег. Будут страдать наука, культура, здравоохранение, будет идти речь о том, что большая часть ВВП потребуется для того, чтобы эти негативные последствия компенсировать – за счет, естественно, других программ развития. В какой-то момент, если мы сейчас не начнем правильным образом регулировать, в том числе, и вопрос численности народонаселения, этим займется сама планета. Это просто будет неконтролируемое регулирование численности вида, в данном случае человека разумного.

– Правильная регуляция прежде всего, как мне кажется, подразумевает перераспределение расходов и изменение приоритетов.

– Либо должно измениться мироустройство, либо нужно больше производимого затрачивать на компенсацию природных затрат, а не на развитие. Об этом надо хотя бы больше говорить, и тогда, может быть, общественное мнение в какой-то момент придет к тому, что, например, нельзя ездить на автомобилях с трехлитровыми двигателями, вполне достаточно полуторалитровых. Чтобы масштаб проблемы донести до широкой публики, разумное потребление должно, в том числе, стать модным трендом.

Если мы сейчас не начнем правильным образом регулировать, в том числе, и вопрос численности народонаселения, этим займется сама планета

– То есть нужна стратегия разумного потребления, иными словами?

– Стратегия, может быть, и есть уже, нужны реальные меры для того, чтобы это потребление становилось разумным. Меры это комплексные – тут и какие-то чисто культурные моменты, какие-то вещи требуют закрепления в законодательстве. Нужно вкладываться в образовательные программы, особенно в странах с быстрым ростом численности населения – поскольку есть обратная универсальная зависимость между числом детей в семье и уровнем образования родителей. Это вот такие простые меры, которые добавляются к тому, что мы обсуждали в начапе беседы – к охране животных и ограничению урбанистического и промышленного землепользования, – считает руководитель Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG