Сегодня утром с подмосковного аэродрома «Чкаловский» в Бейрут вылетел первый самолет с техникой и личным составом российского инженерного батальона. Российские военнослужащие будут восстанавливать дороги и мосты, разрушенные в Ливане во время недавнего конфликта с Израилем.
В течение трех дней в Бейрут должны прибыть 300 человек и 130 тонн груза. Часть техники отправилась в Ливан морским путем. Правительство России выделило около 500 миллионов рублей на гуманитарную миссию российского инженерного батальона. Российские военнослужащие не войдут в состав международных миротворческих сил ООН. Их участие является результатом двусторонних договоренностей между Ливаном и Россией.
Как поясняет военный эксперт газеты «Комсомольская правда» Виктор Баранец, «инженерный батальон принадлежит к наименее милитаризованному роду войск. Мы хотим показать, что наши намерения очень миролюбивые. Учитывая особенности этого конфликта, мы посматриваем и на болезненную реакцию Израиля.
Когда случился конфликт, раздавались упреки, что Россия поставляет оружие боевикам (организации “ Хезболлах ” - РС). Это такая Ахиллесова пята в российско-израильских отношениях. Пребывание наших войск в районе конфликта под флагом ООН накладывало бы на российскую сторону очень широкие обязательства, не исключалась бы возможность применения оружия в случае возникновения каких-то инцидентов. Определившись с инженерно-саперным батальоном, Россия сразу показала, что она такие функции брать на себя не хочет».
Осторожная форма военного присутствия России в Ливане выделяет ее из общего ряда членов ООН, которые, на первый взгляд, способствуют нормализации ситуации в регионе более деятельно. Эксперт газеты «Коммерсант» Сергей Строкань указывает, что Россия не единственная страна, выбравшая такую позицию: «Это никоим образом не противопоставит Россию ООН. Это вопрос добровольный. Не только Россия не будет представлена в контингенте UNIFIL – РС). Другой постоянный член Совета Безопасности ООН США тоже не посылает своих «голубых касок». Аналогичную позицию заняла Британия, которая тоже направляет туда свои инженерные войска. Таким образом, никакой проблемы нет. Если произойдет обострение конфликта, то это не будет касаться военнослужащих [ ООН ] которые посылаются для решения [ сугубо ] локальных задач». Сергей Строкань полагает, что в случае провала нынешней операции ООН на юге Ливана Россия может вернуться к вопросу о формате своего военного присутствия в этой стране.
Планируется, что российские военнослужащие пробудут в Ливане два месяца. По мнению экспертов, этот срок впоследствии может быть увеличен.