Ссылки для упрощенного доступа

Сербия пытается сохранить контроль над Косово хотя бы на бумаге


Патруль сил KFOR на мосту, разделяющем Косовску Митровицу на сербскую и албанскую части
Патруль сил KFOR на мосту, разделяющем Косовску Митровицу на сербскую и албанскую части

По мере того, как приближается решение о будущем статусе области Косово, власти и политические партии Сербии усиливают кампанию под лозунгом «Косово не отдадим!» С этой целью буквально за пару дней на минувшей неделе была написана новая конституция, референдум о принятии которой пройдет в конце октября. В этом документе закреплено, что Косово является неотъемлемой частью Сербии. За конституцию нужно голосовать по патриотическим причинам, убеждают граждан власти. Как отметил премьер-министр Сербии Воислав Коштуница, «для сербского государств Косово никогда не будет независимым. Косово для Сербии (если даже область отнимут у нас правовым насилием) навсегда останется частью нашей страны».


Хотя сербские политики в своих публичных выступлениях не допускают возможности того, чтобы Косово вышло из состава Сербии, в политических кругах не скрывают: все уже предрешено, Косово будет самостоятельным, и теперь лишь нужно добиваться, чтобы Сербия сохранила контроль над бывшим автономным краем хотя бы на бумаге. Форма, иронизируют белградские наблюдатели, для политиков важнее сути.


Любопытны результаты социологических исследований того, как граждане относятся к проблеме статуса края. Большинство опрошенных утверждают, что эту область (или, как здесь принято говорить, «колыбель Сербии») ни в коем случае нельзя отдавать албанцам. При этом они отрицательно отвечают на следующий вопрос - верят ли они в возможность того, что Косово можно вернуть в состав Сербии.


Более 90% двухмиллионного населения Косово составляют албанцы, которые враждебно настроены к Сербии. И до сербско-албанского вооруженного конфликта в конце 1990-х они жили своей собственной, отдельной от сербов жизнью. В те времена сербы в Косово составляли не более десятой части населения, теперь же их там осталось чуть больше ста тысяч человек. Те сербы, кто покинул область в 1999 году после ввода в Косово международных сил, уже нашли новые дома в центральной Сербии. В большинстве своем они не собираются возвращаться на свою малую родину - даже в том случае, если бы их экономические условия и безопасность улучшились.


Складывается впечатление, что для Сербии Косово важно лишь как территория, вопрос о проживающих там албанцах даже не ставится. Как поясняет белградский историк Никола Самарджич, «ни парламент, ни правительство, ни президент все еще не объяснили, каким образом Сербия собирается управлять албанским большинством в Косове, которое этого не желает. Каким образом Сербия навяжет албанцам, например, государственный флаг, гимн, налоговую полицию? Это действительно невозможно. Независимость Косова является не только будущей реальностью, но и правом, которое имеет албанское большинство. Она и в интересах Сербии, которая только так может освободиться от территории, которой не может управлять».


Официальный Белград пытается опираться на Кремль, рассчитывая на то, что в случае обсуждения вопроса о независимости Косова в ООН Россия заблокирует решение, воспользовавшись своим правом вето. Однако белградские независимые аналитики указывают, что Россия может извлечь пользу для себя из любого окончательного статуса Косова.



XS
SM
MD
LG