29 сентября отметила свой юбилей первая леди российского театра — Алла Демидова.
Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Окончила экономический факультет МГУ. Первую роль сыграла в студенческом театре. Работала в Театре на Таганке со дней его основания в 1964 году. Первой заметной ее ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды». В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран» была названа самой перспективной актрисой. С 1968 года начала играть ведущие роли в постановках Юрия Любимова «Тартюф», «Час пик», «Гамлет», «Преступление и наказание», «Три сестры». Вместе с Владимиром Высоцким работала над постановками спектаклей «Крик» и «Федра». В 1970-е и 1980-е годы Алла Демидова оставалась одной из самых популярных киноактрис. Среди фильмов, в которых она сыграла, «6-е июля», «Иду к тебе», «Чайка», «Зеркало». После возвращения Юрия Любимова в Театр на Таганке, Демидова сыграла в постановках «Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Электра». В 1993 году создала собственный театр «А». Начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом, и сыграла в его постановках «Квартер» Хайнера Мюллера, «Медеа». Алла Демидова автор шести книг, среди них «Владимир Высоцкий», «Тени из Зазеркалья», «Бегущая строка памяти», «Ахматовские зеркала».
Алла Демидова наверняка входит в первую десятку, если не в пятерку лучших актрис времени, если вести отсчет такого от начала 1960-х. Раньше считалось, что Юрию Любимову не нужны хорошие актеры, что он только использует их красками в своей режиссерской палитре. «Какая ахинея», — скажет любой, кто видел ту же Аллу Демидову на сцене Таганки, хотя бы в роли Гертруды в паре с Высоцким Гамлетом. Не забыть, как сидела ее королева перед зеркалом, как намазывала лицо густым белым кремом-гримом, словно стараясь отбелить душу. А ее Раневская в «Вишневом саде» той же Таганки в режиссуре Анатолия Фросса. Диковинная женщина-птица с как будто переломанными руками-крыльями, а позже страдальческая страшная «Медеа» в спектакле греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. А ее последние роли в кино? Алиса Коонен в фильме Бориса Бланка или благороднейшая старуха в «Настройщике» Киры Муратовой.
Алла Демидова — самая аристократичная и интеллектуальная актриса своего и последовавших за ним поколений. Ее знаний литературы хватит на целую библиотеку, ее образования — на гуманитарный факультет столичного вуза. Она музыкальна и пластична во всем, чтобы не делала. Недаром выступления с ней в одних программах почитают за честь лучшие оркестры и музыканты России.
Алла Демидова словно состоит из парадоксов. Совершенно независимая личность, она долгие годы полностью подчинялась режиссерской воле. Человек-одиночка, она никогда не позволяла себе разрушить сценический ансамбль. С виду надменная и надмирная, почти как английская королева, она, как и любимая ее Анна Ахматова, всегда была со своим народом. И народ любит ее.
Интервью Павла Подкладова с Аллой Демидовой
— Алла Сергеевна, вы где-то в своем интервью говорили о том, что вы приставали к своему педагогу, пытаясь выяснить какое-то тайное слово, благодаря которому вы сможете стать актрисой.
— Да, такое петушиное слово. Мне казалось, что действительно можно объяснить одним словом какую-то тайну, магию, как существовать, и как быть великой. Но поняла, что этого не существует, каждый открывает для себя эти истины, и вот это вот карабканье по гладкой стене… Кто-то срывается, кто-то устраивается на выступах достигнутого и там довольно комфортно живет, а кто-то дальше старается карабкаться. Эта гладкая стена так и продолжается, она не знает границ, не знает конца.
— И вы сейчас, прожив столько лет в театре, не знаете этого петушиного слова?
— Нет. Пожалуй, могу только вспомнить пословицу русскую — «Терпение и труд все перетрут». Потому что здесь, действительно, нужно достаточное терпение во всем и, конечно, много трудиться.
— А везение и талант — это на втором месте?
— Нет, это как бы составляющие от природы талант. Без таланта человек быстро сходит с дистанции. А везение… Вы знаете, я даже заметила, по своему опыту, что случай практически к каждому приходит. Только не каждый этим случаем пользуется. Некоторые думают, что вот сейчас, ладно, просплю, а потом будет момент, и я его схвачу. Нет, надо быть всегда на старте, надо быть всегда готовым. Даже если у тебя простой год, два, но случай всегда будет.
— А был ли в вашей жизни такой случай?
— Безусловно. Даже когда попала в Щукинское училище — это случай. Случай, как я стала вначале сниматься. Все мои пять книг это случай, а не потому, что я хотела. Все время случай. Но я всегда на старте. Я не то, что использую каждый случай, но я знаю, что если это совпадает с моим интересом, то я в это ныряю моментально.
— Алла Сергеевна Демидова уже давно не работает в репертуарном театре. Она первая в России создала свой частный театр под названием «А». Ее приглашали для работы мировые театральные знаменитости, такие, как Боб Уилсон и Теодорас Терзопулос, с которым она реализовала свою давнишнюю мечту и сыграла «Гамлета». Сейчас Алла Сергеевна иногда выступает с поэтическими вечерами, пишет книги, но у большинства театралов ее имя все же до сих пор ассоциируется с самым знаменитым театром — Таганкой. Поэтому исследование роли случая в жизни актрисы мы продолжили именно на примере этого театра.
— Таганка — случай, да. Потому что когда мы закончили театральную школу, у нас на курсе Любимов поставил «Добрый человек из Сезуана», и тогда организовался Театр на Таганке. Но вы знаете, после училища, после школы, когда ты еще молод и не знаешь, как собой руководить, то хорошо бы, чтобы тобой руководили. А тут уж само собой решилось — театр, да еще и со своими. Поэтому, конечно, случай. Хотя там был и другой случай, в это же время. Меня Хлопков пригласил в театр репетировать «Гамлета». Но в старом спектакле, где в свое время играл и Миша Казаков, и Марцевич, и Самойлов…
— Самого Гамлета?
— Да. Я даже репетировала там месяц. И могла бы пойти туда, и был бы другой случай. Надо было выбрать. И я выбрала Таганку и правильно сделала. Потому что Таганка была на виду, на Таганку приходили самые лучшие люди и творческие, и интеллигентные, и талантливые. Таганка формировала людей. На Таганке было очень много талантливых людей, но не все удержались. Или не пользовались случаем. Или терпения не хватило. Некоторые уходили, некоторых забыли, а некоторые остались. И Высоцкий, и Леня Филатов и Валера Золотухин. Таганка много дала.
— Я сейчас сделаю попытку внедриться в святая святых, что называется, актерскую кухню. Да не мне одному, наверное, кажется, что вы, в условиях вот этой стилистики любимовской, все-таки, всегда сохраняли свою какую-то позицию и свой мини-театр, мини-мир.
— Я не участвовала в каких-то закулисных спорах, не буду говорить дрязгах, чтобы не обижать собственный театр. Я не знала закулисную жизнь, я не знала эти течения, я не знала, кто с кем дружит там, за кулисами, какие там внутренние интересы. Но я абсолютно выполняла, как мне казалось, волю режиссера Любимова. Тогда требовались такие локальные краски, а мне хотелось, наоборот, играть более объемно. Но это не значит, что я спорила. Я вообще никогда не спорю с режиссерами, потому что давно поняла, что актер должен выполнять волю режиссера и тогда и он выигрывает, и спектакль, и общее дело. Тем более ранняя Таганка. Вообще мы существовали в коллективе. Я говорю «мы», но я, в основном, за себя говорю. Нам как-то совершенно не важно было, какую ты роль играешь — главную, не главную… Это потом уже началась какая-то иерархия. Кто-то выходил на этой дистанции вперед, кто-то отставал. А вначале… Тем более, что театр это вообще коллективное творчество. И когда коллектив такой единомышленников, это ведь очень редко бывает. Ведь когда молодой актер приходит в старый театр, а там уже сложившаяся иерархия, уже сложившиеся старики, это, с одной стороны, хорошо, потому что традиция, потому что они учатся на больших ролях, которые сделали большие мастера. Мы же начинали на ровном месте. У нас не было этой иерархии ни возрастов, ни званий, ни традиции. Мы ее создавали сами. И с одной стороны, я повторяю, это хорошо, но были и какие-то минусы. Но, все-таки, это хорошо, как выяснилось по истории театра — Таганка оставила свой след.
— И, тем не менее, я позволю себе процитировать мнение критиков: «С появлением Аллы Демидовой в роли госпожи Сун (имеется в виду «Добрый человек из Сезуана»), этот спектакль приобрел размах древнегреческой трагедии».
— Нет, вы знаете что, это, видимо, позднее высказывание. Потому что когда Любимов восстановил этот спектакль, он в день рождения театра, 23 апреля, попросил меня играть один раз. Я это сыграла. И после этого спектакля Боб Уилсон, один их самых лучших театральных режиссеров мира, предложил мне работать с ним. И я думаю, что эта фраза возникла именно после этого спектакля, после того, как я уже сыграла древнегреческие трагедии и Электру, и Федру, и Медею. Вначале — нет, вначале это все были такие ученические экзерсисы.
— Алла Сергеевна, в интервью, если не наврал наш брат журналист, вы как-то сказали, что если начинать жизнь сначала, то вы бы с театр не пошли. Это правда?
— Там был немножко другой контекст и не такой прямой вопрос. Но если уж так прямо отвечать на него, то да, пожалуй, наверное, вот сейчас бы не пошла. Хотя всю жизнь мечтала. И с детства меня спрашивали, кем я хочу быть, и я всегда одним словом говорила: «Великойактрисой», без разделения. Но сейчас я только в последнее время понимаю насколько это такой молох, он затягивает, требуя таких жертв.
— Неоправданных жертв?
— Иногда неоправданных. Например, последние несколько лет я очень много работаю, но работаю не в России. Так случилось. Я не люблю ездить. А мне приходится все время ездить, менять страны, города, жить в гостинице. Я считаю, что это жертва. Но, тем не менее, жить надо и пока это моя профессия.
— А можно ли сразу задать несколько нескромный вопрос: а почему не в России, все-таки? Я понимаю, что это больной вопрос.
— Нет, абсолютно не больной. Дело в том, что у меня театр «А», потому что Алла, ангел и первая буква алфавита. За мной всем места хватит. Но сейчас, чтобы существовать без спонсоров и без поддержки, нужны большие деньги, чтобы арендовать помещение, чтобы платить актерам, осветителям и радистам. А я не хочу ни у кого просить.
В финале разговора интервьюер не удержался и все же вспомнил о юбилее. Но, сделав попытку заговорить о подведении неких промежуточных итогов, был тут же срезан своей собеседницей: «Никогда я не подводила итоги после этого дня. Обычно у меня так совпадало, что в этот день я была за границей на гастролях, а если в Москве, то я всегда уезжаю на дачу. Один раз мы с моей приятельницей, Неей Марковной Зоркой, пошли за грибами. И как хорошо — мы целый день ходили за грибами, а потом пришли и вдвоем выпили. Один раз, правда, когда я еще была в Театре на Таганке, шел спектакль "Вишневый сад", и они решили этот спектакль поставить 29 сентября. Я сказала: "Ни в коем случае!" Но, тем не менее, театр есть театр и против приказа не возразишь. Они даже сделали специальную программку. Написали 29 сентября (без торжества, без юбилея — просто число) и фотографии всех участников спектакля в костюмах на сцене. Этого никогда не было. Ну, хорошо. Утром я проснулась — у меня пропал голос. Я вам клянусь! Спектакль отменили. На следующий день голос появился. Но программка осталась в раритете.