На Украине продолжают подводить итоги воскресных парламентских выборов. Президентский “Блок Петра Порошенко” после обработки Центризбиркомом более 90% протоколов по-прежнему немного уступает “Народному фронту” премьер-министра Арсения Яценюка. С большой вероятностью уже можно утверждать, что в парламент не проходит праворадикальная “Свобода” и в новой Верховной Раде будут представлены только шесть партий. Несмотря на то что пока официальные результаты не объявлены, победители выборов уже приступили к переговорам по формированию коалиции.
Президент явно не горел желанием видеть дальше на посту премьера Яценюка. Однако неожиданно высокий результат “Народного фронта” внес свои коррективы
Победители парламентских выборов сейчас спорят о том, на базе какой политической силы должна формироваться коалиция – “Блока Петра Порошенко” или все же “Народного фронта”. Накануне Яценюк и Порошенко провели первый раунд переговоров по коалиционному соглашению, и ожидается, что этот документ в ближайшее время будет опубликован в прессе. Мэр Львова Андрей Садовой публично заявил, что его объединение “Самопомощь”, ставшее “бронзовым” призером этих выборов, будет участвовать в коалиционных переговорах только после объявления Центризбиркомом официальных результатов голосования.
Уже очевидно, что в большинство не войдет “Оппозиционный блок”, по спискам которого в Раду попадут многие одиозные политики из окружения беглого экс-президента Виктора Януковича. Вопрос о том, могут ли стать членами коалиции Радикальная партия Олега Ляшко и “Батькивщина” Юлии Тимошенко, остается открытым. По словам члена партии “Батькивщина” Александры Кужель, пока ни Яценюк, ни Порошенко не приглашали к переговорам их лидера:
“Существует европейская норма формирования коалиции. Она заключается в том, что та политическая сила, которая получила наибольший результат на выборах, приглашает политические силы к обсуждению вопроса о создании коалиции. Пока нас не приглашали. Мы знаем, что ведутся какие-то переговоры по этому поводу. Знаем, что Порошенко встречался с Яценюком и Садовым. Лично для меня это непонятно. Мы видим, что побеждает партия Яценюка, и он должен пригласить на встречу лидеров тех партий, которые, по его мнению, должны войти в состав парламентского большинства. Но реально происходит какой-то договорняк”.
Неожиданный успех “Народного фронта”, как говорят политологи, означает слом однополярной системы украинской власти, которую планировали создать соратники главы государства. Несмотря на второй результат "Блока Петра Порошенко" по партийным спискам, у него есть резерв и по одномандатным округам. В итоге президентская партия, вполне вероятно, сформирует самую большую фракцию в новой Верховной Раде. Она может насчитывать до 110 депутатов, фракция Яценюка – более 80 парламентариев. Но этого недостаточно для создания двумя партиями большинства. Формат коалиции будет во многом зависеть и от решения выигравших выборы в одномандатных округах примерно 130 самовыдвиженцев.
Арсений Яценюк – представитель партии войны, а Петр Порошенко – представитель партии мира, и объединить их только на постмайданной или европейской основе не удастся
Результаты “Народного фронта” не оставляют никаких сомнений, что именно Арсений Яценюк останется премьером, хотя президент планировал посадить в это кресло нынешнего первого вице-премьера Владимира Гройсмана. Еще одному представителю “Народного фронта” Александру Турчинову, скорее всего, придется уступить свой пост спикера Верховной Рады лидеру “Блока Петра Порошенко”, бывшему главе МВД Юрию Луценко.
О кандидатах на ключевые должности и формате будущей коалиции рассуждает руководитель аналитического центра “Третий сектор” Андрей Золотарев:
“Пост премьера – стержень будущей коалиции. Президент явно не горел желанием видеть дальше на этом посту Арсения Петровича (Яценюка) и уже присмотрел вероятного кандидата – Владимира Гройсмана. Однако неожиданно высокий результат “Народного фронта” внес свои коррективы, и в этой ситуации президенту необходимо идти на компромисс. Поэтому вопрос о премьерстве Яценюка можно считать решенным, а вот пост спикера Верховной Рады Александру Турчинову, скорее всего, придется уступить кандидату от “Блока Петра Порошенко”, и этим кандидатом может быть Юрий Луценко. Премьерство Яценюка для Порошенко может быть оптимальным вариантом еще и по той причине, что мало кто себе представляет, какими могут быть на Украине дальнейшие экономические проблемы, поскольку страна балансирует на грани дефолта. И в этих условиях лучшего громоотвода, чем берущий на себя ответственность и главный удар премьер Арсений Петрович, не существует. Коалиция может быть сформирована на основе “Блока Петра Порошенко”, “Народного фронта” и “Самопомощи”. Что касается остальных партий, то это зависит от выдвигаемых президентом условий. Они укладываются в одну фразу – торг здесь неуместен и ни о каком партийном квотном распределении должностей речь не может идти. Если та же “Батькивщина” на это пойдет, то почему бы и нет. Но маловероятно, что в коалиции окажутся “Оппозиционный блок” и Радикальная партия Олега Ляшко”.
Сразу после выборов глава государства заявил, что коалиционное соглашение будет подписано на протяжении 10 дней. Однако возможно, что процесс формирования коалиции затянется на месяц и ее состав не раз будет меняться в течение пятилетнего срока полномочий Верховной Рады восьмого созыва. Так, например, считает директор Института украинской политики Кость Бондаренко:
“Если коалиционное соглашение будут подписано в течение десятидневного срока, то это приведет к дополнительной политической нестабильности. Дело в том, что в этой коалиции слишком велика будет разница интересов представленных в ней политсил. Арсений Яценюк – представитель партии войны, а Петр Порошенко – представитель партии мира, и объединить их только на постмайданной или европейской основе не удастся. Поэтому я думаю, что поиск формата коалиции будет осуществляться не только на протяжении месяца, предусмотренного Конституцией (для формирования большинства), но и на протяжении всей каденции новой Верховной Рады. Нас могут ожидать перманентные отставки правительства, распады коалиций и создание новых, то есть то, что мы постоянно наблюдаем в парламентской деятельности в Италии, Японии”.
В ходе парламентской кампании Арсений Яценюк вел более жесткую риторику, в том числе и в отношении Москвы. И это, как считают социологи, позволило ему склонить на свою сторону часть избирателей, которые поддерживали радикальные партии.
Учитывая высокий результат выборов “Народного фронта”, Яценюк сейчас может вести переговоры о создании коалиции с позиции силы. И такая его тактика может привести к политическому расколу во власти, как это произошло после "оранжевой революции" в результате конфликта между тогдашними президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко.
“Как люди более прагматичные и куда менее эмоциональные, чем Виктор Андреевич и Юлия Владимировна, Порошенко и Яценюк прекрасно понимают, что в результате этой борьбы проиграют оба, поэтому, судя по тому, что происходило после "оранжевой революции", в ближайшие месяцы такого ожидать не стоит, а вот дальше, дальше – посмотрим. Какие будут экономические проблемы? Кто возьмет на себя ответственность за очень непопулярные решения? Вот тогда и могут проявиться противоречия, но сейчас мне кажется, вот этой внутривидовой борьбы между премьером и президентом не будет. Тем более что электорат у них достаточно близок, и отток электората от президентского блока привел к такому взрывному росту премьерского “Народного фронта”, – отмечает политолог Андрей Золотарев.