“БПП” против “НФ”, парламентская коалиция с двумя партиями власти. Кто главнее? Не повторят ли победители парламентских выборов ошибок, которые привели к расколу “оранжевой” команды власти после первого Майдана?
26 октября на Украине прошли досрочные выборы в Верховную Раду. В новом парламенте будут представлены шесть политических сил, пока три из них – президентский “Блок Петра Порошенко”, “Народный фронт” премьера Арсения Яценюка и “Самопомощь” мэра Львова Андрея Садового ведут переговоры о формировании коалиции и нового правительства.
По данным завершающего подсчет голосов Центризбиркома Украины, из 29 партий, участвовавших в выборах, лидером стал “Народный фронт” (“НФ”) премьер-министра Арсения Яценюка – 22,15% , за ним следует “Блок Петра Порошенко” (“БПП”) – 21,82%. В тройке лидеров – “Самопомощь” мэра Львова Андрея Садового – 10,97%. Также в парламент прошли “Оппозиционный блок” Юрия Бойко – 9,41%, “Радикальная партия” Олега Ляшко – 7,44% и “Батькивщина” Юлии Тимошенко – 5,68%.
Главный сюрприз досрочных выборов – неожиданный успех “Народного фронта”. В ходе кампании социологи давали “НФ” примерно на 10% меньше, чем фавориту предвыборной гонки “БПП”. Наибольшее количество голосов партия премьера получила в Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Примечательно, что в Киеве самой популярной оказалась “Самопомощь” мэра Львова Садового, а не “БПП”, предвыборный список которого возглавил ранее претендовавший на президентское кресло нынешний мэр украинской столицы Виталий Кличко. Этот результат многие объясняют отсутствием в списке Садового бывших парламентариев. “Именно этот момент чудесным образом подействовал на избирателя. Они предложили новые лица в чистом виде. Не те люди, которые были у власти, а те люди, которые у власти не были никогда”, – констатирует корреспондент российской “Новой газеты” Ольга Мусафирова.
Остатки бывшей правящей Партии регионов во главе с экс-министром топлива и энергетики Юрием Бойко заняли четвертое место по партийным спискам благодаря поддержке избирателей восточных и южных регионов Украины. Результат партии Олега Ляшко не стал сенсацией – рейтинг главного радикала страны в последние несколько недель перед выборами стремительно падал. Этому способствовали и разоблачительные материалы в СМИ, согласно которым кампанию партии Ляшко финансировали олигархи, входившие ранее в окружение ныне беглого экс-президента Виктора Януковича. Последнее место в шестерке победителей заняла “Батькивщина” Юлии Тимошенко.
“Стратегический просчет Юлии Тимошенко, который связан с ее участием в президентской кампании, не позволил реализовать достаточно интересные и удачные находки, такие как формирование молодой команды “Батькивщины”, первое место в партийном списке кандидатов в депутаты украинской летчицы, узницы Путина Надежды Савченко, но надежды Юлии Владимировны не оправдались. К сожалению, “Батькивщина” – одна из проблемных участников этой кампании и прошла в Раду только благодаря своему ядерному электорату. В середине августа из “Батькивщины” вышли нынешние лидеры “Народного фронта” Арсений Яценюк и Александр Турчинов, поскольку Тимошенко отказалась от их предложения уступить и уйти на второй план. Тогда впервые рейтинг “Батькивщины” превышал рейтинг Юлии Владимировны. И это был четкий сигнал, что необходимы нетривиальные решения. Тимошенко отказалась, и результат очевиден”, – отмечает руководитель аналитического центра “Третий сектор” Андрей Золотарев.
Впервые в истории независимой Украины за бортом Верховной Рады оказались коммунисты. Они не преодолели установленный пятипроцентный барьер и причину поражения связывают с вооруженным конфликтом в Донбассе, где большинство их сторонников не смогли проголосовать. Выборы не проводились примерно в половине округов, подконтрольных сепаратистам Донецкой и Луганской областей, а также в аннексированном Россией Крыму.
Неожиданное поражение на этих выборах потерпела и праворадикальная “Свобода” Олега Тягнибока. В минувший четверг, 30 октября, около 500 националистов устроили акцию протеста под зданием Центризбиркома. “Свободовцы” заявили о фальсификациях, которыми, по их мнению, занимается “агентура Путина” и которым не противодействует команда Порошенко. По данным нескольких экзит-поллов, партия Олега Тягнибока получила 5,8–6,3% голосов. Однако, по информации Центризбиркома, для прохождения в Раду “Свобода” не преодолела пятипроцентный барьер, ей не хватило 0,3% голосов. Андрей Золотарев о поражении “Свободы”:
Серьезный минус “Свободы” – потеря фишки радикализма
“Свобода” – та политическая сила, которая претендовала на роль партии власти в Галичине. Почему она потеряла поддержку? Прежде всего, став партией власти в некоторых западных областях Украины, рука не дрогнула у многочисленных назначенцев “Свободы” брать взятки. Вообще же, для “свободовцев” оказался свойственен весь комплекс вредных привычек уже бывшей правящей Партии регионов. Второй серьезный минус “Свободы” – потеря фишки радикализма. В 2012 году даже многие русскоязычные интеллигенты голосовали на парламентских выборах за “Свободу” в надежде, что она придет в Раду и в качестве спецназа оппозиции даст по физиономии бандитам, а теперь появилось много радикалов в “НФ” и Радикальной партии Ляшко. Вот эта потеря уникальной фишки “Свободы” достаточно пагубно сказалась на их рейтинге в первом полугодии. И, наконец, третье. Мне кажется, что “Свобода” начала утомлять своих политических партнеров. И ее попросту потихоньку, аккуратно, без лишних движений начали сливать. То есть выпячивание вот этих глупостей от Фарион и прочих спикеров “Свободы” свою роль сыграло”.
Известная представительница “Свободы” Ирина Фарион, назвавшая себя “орлицей украинской политики”, проиграла выборы в одном из одномандатных округов Львова. “Я благодарна, что рабы не избрали националистический путь. Так как не рабское это дело – голосовать за национальную идею”, – написала в фейсбуке Фарион после своего поражения.
Интересы националистов теперь в Раде будут представлять как минимум шесть членов “Свободы”, избранных по одномандатным округам в Киеве, Полтаве, Тернополе и Ровно. Депутатский мандат получит и лидер “Правого сектора” Дмитрий Ярош, победивший в одном из округов в родной для него Днепропетровской области.
В целом из 423 депутатов новоизбранного парламента 187 уже работали в предыдущих созывах Рады. При этом в высший законодательный орган страны вновь попадают 64 депутата, которые голосовали 16 января этого года за “диктаторские законы” тогдашнего президента Виктора Януковича. Среди новичков немало участников боевых действий на востоке Украины. Таких как комбаты “Айдара” Сергей Мельничук, “Миротворца” Андрей Тетерук, “Днепра-1” Юрий Береза, командир роты батальона “Днепр” Владимир Парасюк –выплеснула наверх волна революции. Все они были в "Самообороне Майдана", а затем сражались с российскими оккупантами на востоке Украины. Депутатский мандат получит и легендарный комбат “Донбасса” Семен Семенченко.
Новых будущих парламентариев можно условно разделить на три группы: военные, общественные деятели и политики, которые сделали себе имя в исполнительной власти. Так, стали депутатами Дмитрий Тымчук – подполковник запаса, руководитель группы "Информационное сопротивление", Юлий Мамчур – командир военной части из Крыма, который вместе с подчиненными маршировал и пел гимн Украины, когда российские оккупанты открыли стрельбу, не допуская военных к местам службы на аэродроме Бельбек под Севастополем. Прошли в Раду пловец и общественный деятель Денис Силантьев, участница "Евровидения" Злата Огневич, 81-летний сын знаменитого командующего УПА Юрий Шухевич и бывший президент Киево-Могилянской академии, министр образования Сергей Квит.
И хотя до сих ЦИК не обнародовал официальные итоги голосования 26 октября, победители выборов уже спорят о лидерстве в парламентской коалиции и о министерских портфелях в новом правительстве. Несмотря на первое место “НФ” по партийным спискам, “Блок Петра Порошенко” с учетом результатов выборов в одномандатных округах претендует на создание самой многочисленной фракции в Раде. Из 423 мандатов у президентской фракции может быть 132, а у премьерской только 83 мандата. Обе партии уже опубликовали свои предложения по коалиционному соглашению и претендуют на роль ключевой политсилы, вокруг которой должно создаваться большинство. Политики и общественные деятели призывают главных победителей выборов отказаться от амбиций и не повторять ошибок “оранжевых” лидеров, пришедших к власти после первого Майдана. Как известно, после "оранжевой революции" произошел раскол во власти в результате конфликта между тогдашними президентом Виктором Ющенко и премьером Юлии Тимошенко.
В парламентско-президентской республике, по конституции, которая сейчас действует на Украине, коалиции в Раде принадлежит ключевое значение в системе власти. Она предлагает кандидатуры на пост премьера и министров, а в случае развала коалиции именно президент может распустить Верховную Раду.
Уже очевидно, что новая политическая система на Украине будет теперь базироваться на союзе впервые двух партий власти: “Блока Петра Порошенко” и “Народного фронта”. Именно они станут ядром новой правящей коалиции. В нее войдет и открытие нынешних выборов – партия “Самопомощь”. За бортом коалиции точно останется “Оппозиционный блок”, в который вошли соратники экс-президента Виктора Януковича. Возможность вхождения в большинство “Батькивщины” и Радикальной партии Олега Ляшко – предмет дальнейших переговоров.
В четверг, 30 октября, вопрос коалиции обсуждали представители трех из шести победивших на выборах партий: “Блок Петра Порошенко”, “Народный фронт” и “Самопомощь”. Переговоры, судя по комментариям их участников, проходят очень сложно. В “Народном фронте” не согласны с некоторыми подходами президентской партии к управлению страной. Порошенко во время заседания своей политсилы 31 октября предложил поддержать кандидатуру Арсения Яценюка на пост будущего премьер-министра. Об основных противоречиях участников коалиционных переговоров и об инициативе Порошенко отдать Яценюку премьерское кресло рассуждает председатель правления Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:
“Очень конструктивный шаг со стороны президента. Он показывает, что президент заинтересован в быстрейшем разрешении противоречий в рамках коалиционного процесса. Это сразу снимает один из главных символических вопросов: кто будет премьер-министром? Эта тема теперь снята. Президент демонстрирует, что он готов договариваться. С самого начала этого процесса было очевидно, что проблемы возникнут не с постом главы правительства, потому что было ясно, что если Яценюк не будет премьером, то “НФ” не будет принимать участие в коалиции, а значит, не будет и самой коалиции. Главные противоречия связаны с должностью спикера. Явно, что “НФ” не против, чтобы председателем Верховной Рады остался их соратник – Александр Турчинов. Но с учетом результатов выборов было бы несправедливо, чтобы две главные должности в государстве, кроме президентского поста, были в руках одной партии. “Народники” хотят оставить за собой этот пост, и Турчинов хочет, но, согласно логике результатов выборов, если Яценюк – премьер, то спикером должен быть представитель “БПП”. Еще один проблемный вопрос – должность главы МВД. У многих есть претензии к нынешнему министру Арсену Авакову. И я не исключаю, что компромиссом может быть выдвижение некой нейтральной фигуры, то есть чтобы это не был ни представитель “БПП”, ни “НФ”. Хотя, конечно же, “Народный фронт” хочет оставить на этой должности Авакова. И за эту должность, думаю, борьба развернется серьезная. Еще один проблемный пункт – это модель взаимоотношений между коалицией и правительством. “НФ” хочет, чтобы правительство было максимально автономным, чтобы оно не зависело от коалиции, в том числе и потому, что в коалиции большинство голосов будет у представителей “БПП”, а, конечно же, “БПП” хочет прямо противоположной модели, чтобы правительство было ответственно не только формально перед парламентом, но и в первую очередь – перед коалицией, чтобы коалиция могла влиять на деятельность коалиции. Вот здесь очень серьезное противоречие. В принципе, возможно найти золотую середину в этих подходах, и это придется делать, но пока это одна из главных тем разногласий, поскольку в коалиционном соглашении необходимо будет зафиксировать ту или иную модель взаимоотношений между коалицией и правительством и механизм принятия решений”.
Ожидается, что новая Верховная Рада соберется на свое первое заседание в конце ноября, а коалиция и новое украинское правительство могут быть сформированы в начале декабря.