Как известно, каждый год 31 декабря москвич Женя Лукашин с друзьями ходят в баню. Почему именно в баню? Да черт его знает почему! Традиция у них такая.
В нашем Поволжском регионе тоже существует интересная традиция: каждый год, примерно за полтора месяца до банных загулов (с последующей иронией судьбы) Лукашина и компании, областной Мининформ распределяет бюджетные подарки среди журналистов. Для соблюдения декорума заветный конвертик с чеком выдается чуть ли не каждому потенциальному грантополучателю, однако сумма прописью у всех разная: кто-то обнаруживает число с одним ноликом, а кто-то – с шестью.
Поскольку в провинции медиасообщество не столь велико (и великодушно), как в столицах, любое шило здесь трудно утаить в мешке. Те, кому досталось меньше нулей, всегда рады пристрастно обсудить счастливцев и осудить Мининформ. В свою очередь, счастливцы, помня басню о вороне и сыре, обычно предпочитают помалкивать, а министерство чаще всего повторяет мантру про черную зависть аутсайдеров. В общем, все как всегда, но…
Нынешний год едва не принес сенсацию. Выяснилось, что целых 6 000 000 рублей, то есть почти треть всех даров, выделенных СМИ, получила никому не ведомая пенсионерка из Санкт-Петербурга. Поскольку в России пенсионеры – самая обделенная часть населения, прошел слух, что в нашем Мининформе завелся Робин Гуд, который под покровом ночи отбирает деньги у богатого государства и отдает их бедным. Увы! Довольно скоро стало ясно, что пенсионерка не такая уж бедная. Более того, оказалось, что старушка – родная бабушка местного депутата от "Единой России", который, как вы догадались, отнюдь не хозяин некоего медийного бизнеса, а просто почтительный внук, который бескорыстно приглядывает за бабушкиной собственностью.
Платят за элементарный пиар любых действий региональной власти: негатив должен быть исключен, позитив тотален, а имя губернатора в окружении подобающих посту эпитетов обязано появляться в тексте статьи или репортажа не меньше двух раз
Понятно, что никто из журналистов в министерскую сказку о Красной Шапочке не поверил, однако вера – субстанция метафизическая, а по закону вроде все в норме, формально не придерешься. В конце концов, у каждого существа на планете, будь он депутат или гамадрил, есть хотя бы одна бабушка. Так что проблема не в конкретной питерской старушке. Беда в другом. Все борцы за кусок бюджетого пирога заранее знают, что им платят вовсе не за объективное освещение тех или иных тем (будь то экономика региона или социальная сфера), а за элементарный пиар любых действий региональной власти: негатив должен быть исключен, позитив тотален, а имя губернатора в окружении подобающих посту эпитетов обязано появляться в тексте статьи или репортажа не меньше двух раз. Кому такой подход не нравится, пусть не подает заявок на грант.
Что ж, в этом есть своя дикарская логика. Но раз так, Мининформу следует заманивать крупными суммами наиболее авторитетные или хотя бы массовые издания. Однако все СМИ депутатской бабушки, например, ни то, ни другое: карликовая франшиза и нишевый телеканал. Поскольку аудитория таких средств массовой информации стремится к нулю, то нулю будет равен и пиаровский эффект от бубнежа в заведомую пустоту. Так в чем же фокус? Зачем вообще все эти игры?
Сдается мне, что эпоха "честного" пиара тоже в прошлом. Власть, реально никем не избираемая, абсолютно независима от населения, а потому уже не нуждается ни в его мнении о себе, ни в его мало-мальской поддержке. А раз так, зачем допускать к серьезному распилу грантов кого-то кроме себя, друзей и родственников? Зачем вообще тратиться на каких-то посторонних журналюг? Когда ты задаешь риторический вопрос ("Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?") и когда никому, кроме тебя же, ритуальный отзыв на этот сказочный пароль не нужен, большое зеркало ни к чему. Даже карманное зеркальце уже не требуется. Сгодится и крохотный его осколочек. Вот он пусть и нашепчет заранее оплаченный ответ.
Роман Арбитман – саратовский писатель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции