В сегодняшней России, как и в 30-х годах прошлого века, возможно, начинается период широкого распространения политических былин, или новин, как называют их филологи. Если в сталинские годы политические былины были посвящены Ленину, Сталину, участникам Гражданской войны, "соколам-летчикам", то сегодня главным героем эпоса является Владимир Путин. О современных политических былинах рассказывает заведующая кабинетом традиционной культуры кафедры русской литературы РГПУ им. Герцена Ирина Козлова.
– В 30-е годы прошлого века о былинах писали как об уникальном советском эпосе, вызванном к жизни новой героической эпохой. Как возникло в сталинское время это явление?
– В советское время этот жанр изначально был политическим. Существовал политический заказ на советские былины. Поскольку советское государство было молодым, то возникла необходимость в возникновении нового эпоса. Но к нему существовали и некоторые предпосылки в народе. То есть говорить, что это был голый политический заказ, нельзя. Былин как таковых не было, но появился, например, "Плач по Ленину", он не был заказан. А еще раньше появились казахские песни о современности, наверное, потому, что в культуре этого народа песни о современности были органичны. А в 1937 году газета "Правда" готовила большой сборник творчества народов СССР, и было принято решение о том, что в России обязательно должны быть былины о современных героях. Организаторы этой кампании выбрали уже известных сказителей из сказительских династий, которые уже создавали традиционные былины, Петра Рябинина-Андреева и Марфу Семеновну Крюкову. Почему выбрали именно их? У Марфы Крюковой отмечали очень богатый импровизаторский дар. Она хорошо пела не только былины, но и исторические песни и плачи. К ней отправили руководителя Северного народного хора Антонину Колотилову, чтобы она с ней поработала и сочинила новую былину. Так же поступили и с Петром Рябининым-Андреевым, который сам говорил еще раньше, что ему бы хотелось прославить в былинах современную жизнь. К нему тоже отправили фольклориста из Москвы. Они начали работать в творческих парах и сложили "Былину о Чапаеве":
"Захотелося Чапаю много мудростей:
Рыбой-щукой нырять да во синих морях,
Серым волком рыскать во чистых полях,
Птицей-соколом летать под синим облачком…"
Ее написал Петр Рябинин-Андреев, а Марфа Крюкова написала "Плач по Ленину" и "Былину о Сталине". Это творчество очень быстро набрало обороты. И уже в том же 1937 году от этих же и других сказителей стали записывать новые былины. Причем и многие собиратели тоже, поняв, что этот жанр актуален, стали предлагать причитальщицам создавать былины на современные уже темы. Например, о Ленине.
– Сегодня былины посвящены в основном Владимиру Путину. В некоторых школах учащемуся предлагали написать былину, посвященную президенту страны. Одна из таких былин попала к вам. Она написана, возможно, школьницей. Я говорю "возможно", потому что ее мог написать и кто-нибудь из ее родителей.
– Как из города, да из Питера
В столицу России-матушки
На пост президента Вова Путин пришел.
Восемь лет стоял во главе страны,
Украинцев учил уму-разуму.
С Николя Саркози очень крепко дружил,
И, конечно, с Бушем не ссорился.
Страсть к дзюдо он имел,
Да и лыжи любил горные.
В совершенстве немецким владеет он,
И собаку завел себе черную.
Много пользы принес Руси-матушке,
Много славных дел переделал он.
И могучей рукой грозил Западу,
И в Европе теперь уважают нас.
А теперь президент стал премьерушкой,
Русь по-прежнему укрепляет он.
То Украйна за газ не расплатится,
То грузины стреляют в Абхазии.
А свет-Путин со всем этим борется,
И союзников ищет он в Азии.
Вот какой богатырь Володюшка!
Им гордится Россея-матушка!
– А чем отличается былина от новины?
– Что касается термина "новины", то некоторые исследователи подразумевают под новинами только то, что похоже на былину, а другие называют новинами весь корпус текстов, которые не только на былины ориентированы, но и на плачи, на весь традиционный фольклор. Я, например, в своей диссертации называла это более широким образом – "лироэпические новообразования", потому что там есть и лирическая, и эпическая составляющая, а сами эти тексты чаще всего не выдерживают четко былинный слог, а пытаются найти новую форму. Об этом даже советские фольклористы говорили: "Когда Крюкова слагает новое произведение и не старается ориентироваться четко на былину, получается произведение более художественное, чем тогда, когда другие сказители, тот же Петр Рябинин-Андреев, пытаются четко выдержать былинный слог и вставляют в него лишь современных героев". А с конца 40-х годов пошла такая дискуссия. К этому времени было уже только опубликовано за три года 167 текстов, а сложили еще больше. В военные годы их стали меньше печатать. А в послевоенные этот жанр совсем сошел на нет. В среде фольклористов его стали называть "искусственным явлением", "непродуктивным жанром". Былины исчезли вначале из центральной печати, остались только в районных газетах, хотя раньше печатались в "Правде", в "Известиях", в журналах "Новый мир", "Народное творчество". В 60-х уже все признали, что современные былины – это не фольклор, и на пятьдесят лет об этом жанре забыли. Я искала, пыталась найти былины о Хрущеве, о Брежневе, о Горбачеве и ничего не нашла. Зато нашлись былины о Путине.
– Есть и былины, которые посвящены не просто Владимиру Путину, но и политическим событиям, в которых он принимает участие. Например, былина о его приходе к власти, после Бориса Ельцина. Откуда она появилась?
– Это былина написана на заказ, на сайте просил ученик написать ему былину на эту тему.
Заболел шибко старый князь Бориска
и позвал к своему ложу
всех дружбаков и сотоварищей!
– На кого ж ты нас покидаешь!?
– Рано меня хороните! Собаки льстивые!
Отдохнуть мне надоть на пенсии!
Найдите надежного молодца,
что к новому году заменит меня!
Долго ли коротко поиск по стране шел,
Но только в стольном граде Питере
нашелся Володимир свет Путин, сын Владимира.
И пошел Володя – богатырь спецслужб
на свое последнее задание
Русь из грязи с колен подымать!
Но времени у него было мало,
а работы – за 8 лет не перепахать!
И позвал тогда Володя
друга своего закадычного – на троне посидеть,
пока он с делами разбереться.
И Медведь из лесов подмосковных
на троне воссел, заговорил голосом зычным!
И понесли к трону подарки гости заморские.
Все бояться стали Медведя!
Хоть и маленький он был...
но вдвоем – им никакой враг не страшен!
Гой еси, люди русские!
Верте былинам века двадцать первого!
– Сегодня былины рождаются в интернете, и, похоже, их создателями становятся школьники, которым учителя задают задание создать былины. Это главный источник современных былин?
– Вообще этот призыв "помогите создать былину!" мне встречается часто. Видимо, в современной школе задают сочинять былины. В моей школе или в школах моих современников я такого не помню. Это один источник. А другой – это интернет, в котором появляются былины совсем издевательские.
Ой как из злого из града Киева
Да поползла на Русь туча черная,
Туча черная и фашистская,
Глаголяща нерусским говором
Ой да пошли на Русь силы темные,
Подстрекаемы гнусным Западом,
Киберпанками да содомитами,
Да католиками растленными.
Точат, точат на Крым остры зубищи,
Тянут, тянут к нему черны лапищи
Хочут наземь свалить светла Ленина,
Выше коего – лишь Господь-Христос.
Как проведал о горе наш батюшка,
Как проведал о зле Володимир-царь,
То повелел он трубить в трубы медные,
Созывать на защиту Святой Руси.
Ой да созвал богатырей Володимир-царь,
Ой да созвал яснооких соколиков,
Чтобы дать отпор злому ворогу,
Защитить церквы Православные.
Как по зову царя Православного,
Поднялося святое воинство,
А над ним стоит удалец-Стрелец,
Да казак Бабай, всех масонов страх.
Выходили во чисто полюшко,
Вызывали на бой силу вражию,
Силу вражию, рать несметную
Окаянных безбожных бандеровцев.
Тут и грянула сеча лютая
Интернеты от ней содрогнулися,
В тучи кануло светло солнышко
От тех ужасов схоронилося.
Хочет ворог пожрать Православну Русь,
Тянет лапы фашист к светлу Ленину,
Кажным выстрелом метит он во Храм,
Мечет пакостник бомбы фосфорны.
Как увидел то зло Володимир-царь,
Кликнул зычный клич по Святой Руси:
"Есть ли на Руси чудо-богатырь,
Что осилит безбожного ворога?
Кто сумеет спасти Православный Крым,
Отстоять от врага землю Русскую!?"
Пригорюнились все наперсники,
Что ответить царю, не ведают.
Вдруг земля навкруг содрогнулася,
Дверь саженная распахнулася...
Входит в горницу русский богатырь,
Удалой Рамзан свет-Ахматович.
До земли он к царю склоняется,
Молвит слово свое богатырское:
"Не кручинься ты, царь наш батюшка,
Постою я за землю Русскую!
Изгоню я из Крыма всех ворогов
Да станцую лезгинку веселую!
Снова будут в Крыму цвесть подсолнухи,
Да стоять церква Православные!"
И, не медля, вскочил на коня джигит,
Полетел стрелой, да помчал иглой,
Трех коней загнал, да успел он в срок:
Спас от ворога Православный Крым,
Спас от гибели неминуемой!
И рассеялись тучи черные,
Заблистало красное солнышко,
Прилетели в Крым птицы певчие,
Что доселе боялись бандеровцев.
Как увидел сие весь честной народ,
Так на площади все собралися,
И Рамзану они свет-Ахматовичу
До земли Крымом всем поклонилися.
"Ой ты гой еси, русский богатырь,
Удалой Рамзан свет-Ахматович!
Спас ты Крым от ужасной участи,
От погибели спас неминуемой.
И тебе поклон и почтение,
Да медаль за наше спасение!
Оставайся же с нами, батюшка,
Нам по нраву твоя поступь мощная,
Да и удаль твоя молодецкая,
И лезгинка твоя задорная!"
Отвечал им всем добрый молодец
Богатырь Рамзан свет-Ахматович:
"Не могу я остаться, молодцы!
Служба ждет меня Государева:
Буду дальше спасать я Святую Русь,
По наказу царя Володимира.
Вам же, коли меня вы просите,
Я пришлю двести тысяч отроков,
Чтобы вас защищали они от бед,
Да веселой лезгинкою тешили.
А в славном городе Севастополе
Я построю мечеть Православную,
В честь и память о милом батюшке,
Удалом Ахмате Абдулхамидовиче!
– Вам не кажется закономерным, что следующим объектом былин после Сталина стал Путин?
– Возрождаются не только былины. В связи с Путиным возрождаются такие жанры, как ода, сказка, массовые эстрадные песни, в которых поют о Путине. О предыдущих правителях так не пели. И вообще никак не пели. Такая тенденция есть. Былины о Путине, в частности, как та былина о Крыме, строятся на принципе: как бы спеть хвалебную былину, но довести ее до абсурда настолько, чтобы стало понятно, что, вообще-то, это совсем не хвалебная песня.
– Да, иногда это издевательство над главным героем современных русских былин заходит очень далеко.
Ох ты гой еси, царь Владимир Владимирович!
Красно Солнышко нашей Родины!
Ты кормилец наш, и защитник наш
От злой НАТЫ, поганой, заморской!
Восседаешь ты на полатях
В хоромах кремлевских златоглавых!
Аки сокол ясный зришь за нами,
Пресекая безобразия, и учишь нас
Уму-разуму, аки волхв многомудрый,
Али Ганди Махатма! Хотя где уж ему, худосочному,
С царем нашим в мудрости тягаться!
Ухо свое рысье приложив к земле,
Чуешь ты все замыслы вражьи,
Бряцанье их ракет в нашу сторону!
Руки твои сильны, как ковши экскаваторные,
Ноги твои быстры, как "Газель" на второй скорости!
От поцалуев твоих животы наши становятся сытыми!
Позволь, о Светлейший и Равноапостольный,
Нам гуслярам-вместетанцующим,
Песню Тебе спеть героицкую!
О простом русском парнишке-бизнесмене
Андрее Луговишникове, о жене его Ладушке,
Да о злом шпиене, вражине Литвинеевиче!
О злом коварстве англицком и победе над ним
Веры Русской Православной!
Чтоб ты слушал, да тешился, Царюшка!
Не сияет над Британией солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То нахмурил черны брови Подберезовик,
Замышляя гадости для России!
ФээСБе родимую опорочить
Он удумал, нечисть плешивая!
И покрыть Россию аж до самого Сахалину
Плесенью едкой оранжевой!
Энтот гад нерусский –
Большой мастер на подлянки интриганские!
Даже в Светлейшего Владим Владимыча
Он плевался слюною отравленной!
Да ловок наш Владимир Владимирович –
Увернулся он от плевка злобного, ядовитого!
А подмастерьем у вражины Подберезовика
Служил холопенок Литвинеевич.
Ох и наглая же рожа была у тово опричника!
Он опричником ранее служил в ФээСбе, то бишь обозником!
Жаловал его предыдущий царь, как и Подберезовика.
А когда Красно Солнышко на небосклоне вспыхнуло,
Потикали энти гаденыши от лучей,
Его обжигающих (а кого и ласкающих!)
В страну злую неправедную, в Британию,
И шипели оттель, как сифоны дырявые!
Только Англичанка задарма
Кормить чечевицей не будет.
Сказал им Сэр: давай, мол, вреди Красну Солнышку!
Неча пудинг дармовой в рот запихивать,
И проталкивать рукой в горло жадное!
И зашелся Подбереза думой злобною,
Думой грязною, богопротивною…
– В этом месяце в Ижевске впервые в новейшей истории России был признан экстремистским анекдот. Былины еще не попали в список экстремистских материалов Министерства юстиции?
– Нет, такого пока не было. Но мне кажется, что анекдот – жанр гораздо мобильнее, чем былина. Анекдот очень мобилен. И за него в советское время всегда можно было получить срок. Анекдот – жанр распространенный, жанр продуктивный, который активно живет, передается. Современные былины маргинальны. Сколько мы сегодня можем найти анекдотов, и сколько былин? Анекдотов – тысячи, а былин я с трудом нашла семнадцать. И читали их единицы. И вслух их не читают, а существуют они только в письменном виде. Былине далеко до анекдота. Поэтому ее и сложнее испугаться, чем испугаться анекдота.