Подведены итоги премии Кандинского 2014 года. Лауреатом главной номинации "Проект года" стал московский художник Павел Пепперштейн с проектом "Святая политика", в которую вошли 10 живописных и несколько графических работ.
Премия Кандинского, учрежденная в 2007 году культурным фондом "Артхроника", остается одной из немногих независимых премий в области современного искусства. На выставке премии в залах кинотеатра "Ударник" представлены работы главных номинантов года, которые демонстрируют самые разные жанры и форматы, в которых работают российские художники.
Это дает возможность посетителям увидеть стереоскопические кадры и оптический фокус, ощутить радость бесконечной фрустрации от встречи с искусством как поверхностью, генерировать новые смыслы, а также внимательно изучить актуальный рисунок, супрематические пейзажи и бумажные здания.
Как следует смотреть произведения современного искусства, Радио Свобода рассказал экспозиционер выставки Премии Кандинского Антонио Джеуза:
– Вы заметили: современное искусство все время нас, зрителей, о чем-то спрашивает, требует, чтобы мы активно смотрели работы. Например, художник что-то рассказывает, и вы можете быть согласны или не согласны с ним, но это факт, что мы смотрим на произведение и пытаемся сами понять его месседж, сообщение. Это очень важный момент, что современное искусство заставляет нас все время думать, это не такое пассивное занятие, как смотреть телевизор. Нужно, чтобы в нас, зрителях, происходили какие-то реакции, рождались эмоции, чтобы человек после выставки шел и думал о работах.
Я, конечно, говорю как экспозиционер, но у меня есть большой опыт кураторства, и я не выставляю произведения, объекты, а выставляю людей, у которых есть дар. Они смотрят на мир и делают произведения. Это их личный с нами диалог. Каждый объект – это предложение. Бывает, что это предложение сложно понять, и тогда экспликации становятся очень важны, они идут вместе с произведениями. Это особый опыт – уметь смотреть выставку.
Сегодня не художники далеки от масс, а массы далеки от искусства
Прелесть современного искусства в том, что оно никогда не врет. Самая фантастическая работа или простые фотографии – все они показывают наш мир как он есть. На первом этаже нашей выставки есть работа-финалист, она называется "Все, что я знаю об уличном искусстве". Что интересно, не само произведение, не фотография номинирована как лучшая работа, а именно текст. Сегодня искусство обращает внимание на текст, на слова, особенно когда идет речь о концептуальном искусстве, где очень важен текст. Не форма, не то, что мы видим, например, какую-нибудь инсталляцию, а именно идея. И художник из Екатеринбурга Тимофей Радя прямо на улице опубликовал свой манифест. И очень важно, когда сам художник пишет о своей работе.
– Место культуры – в человеке. Почему что-то считается легальным, а что-то нет? Если рассматривать вопрос в плоскости материального, то он прост и легко поддается контролю...
– Работа эта очень большая, здание, на котором она сделана, огромное, это завод, и художнику понадобился кран, лестницы… То есть это не просто написать некий текст, но еще должна быть воля, чтобы этот текст жил на улице. Заметьте, что граффити – тоже форма уличного искусства, но художники эти не очень известные. Потому что многие люди не воспринимают граффити или искусство, которое живет на улице, как искусство, они считают, что искусство должно жить в музее. Не всегда. Музей – очень важное, сакральное место, но улица, наоборот, место, где ходят разные люди, и там тоже завязывается некий диалог с публикой. Художник работает на улице, потому что хочет прохожим что-то рассказать. И, заметьте, сегодня не художники далеки от масс, а массы далеки от искусства, это важный момент. Работа Тимофея Ради объясняет нам манифест уличного искусства:
– Глубина и чистота – сложные критерии. Они применимы не только к конкретной идее, но и ко всему языку, который использует и разрабатывает художник.
– Если идея родилась, ты не можешь от нее отказаться, ты не можешь отказываться от своих идей. Знать – значит делать. Делать – значит не бояться. Страх – обязательный элемент работы. Людям, которые этот страх не преодолевали, может показаться, что это смелые поступки. Так и есть!
Дорогие зрители, вы внимательно смотрите, когда смотрите на жизнь?
Нельзя сказать, что в России совсем ничего не происходит. И сама премия Кандинского – это доказательство, что современное искусство здесь присутствует. И если речь идет о массовом зрителе, то это уже проблема популяризации современного искусства, но не содержания. Потому что в России работают прекрасные талантливые художники. Может быть, у них мало денег, чтобы делать большие инсталляция, чтобы публиковать книги о современном искусстве. Но, действительно, здесь живут прекрасные художники, и им надо дать больше возможностей работать. Потому что, если они делают работы, где их показывать? В Москве должно быть 30 музеев современного искусства!
Если искусство не врет, оно войдет в историю, оно останется. Хотите понимать, какая была жизнь здесь 50 лет назад, – посмотрите работы нонконформистов. Что сегодня волнует художников? Проблемы коммуникации. Мы все живем в глобальной деревне, и нужен диалог. В конце концов, только последние 20 лет российские художники могут предъявлять свои работы широкой публике, до этого все было закрыто. Первые частные галереи появились только после распада Советского Союза.
И это всегда вызов – когда ты не только другу показываешь работу, но и человеку, который не знает об этом ничего. И это уже другие работы, другие формы. Поэтому и искусство меняет формат, раньше художники делали маленькие работы, которые могли в чемодане перевозить, сейчас работы больше, есть инсталляции огромные. Конечно, 30 лет назад такие инсталляции художники не могли делать. И диалог с публикой получается другой, другие интересы и у художников.
Современное искусство – территория свободы и территория эксперимента, где случаются и ошибки, потому что это живой материал. Взять, например, инсталляцию Ирины Кориной, со стройкой. Вы не думали, что наша жизнь – это постоянный ремонт? Мы что-то делаем, меняем свою жизнь… И опять-таки каждая работа – маленькое приключение для любого человека.
Искусство дает возможность посмотреть с другой точки зрения и понять больше, чем мог бы ты сам. И средства используются самые разные, и разные объекты могут вызывать разные ощущения. Скажем, работа Дианы Мачулиной. Там есть двухканальная инсталляции, два монитора и живопись, и еще аудио – стихи Некрасова. Это целое мини-приключение под названием "Тело труда".
Вначале, когда вы смотрите, то чувствуете, что все спокойно, классические какие-то образы, богини, рожь. Но когда внимательнее приглядываетесь… Я уже говорил, что современное искусство требует внимания. Когда вы пристально смотрите на эту картину, то видите – нога деформирована, она слишком большая, то же и губы, пальцы... То есть, когда видишь детали, понимаешь, что эта работа говорит о жизни. В ней есть еще фрагмент советского фильма – достаточно некорректный разговор, в котором участвуют мужчина, женщина и ребенок, который играет на аккордеоне. Мужчина про мальчика говорит: "Хорошо, что он умеет играть. Если станет слепым, он сможет зарабатывать этим деньги". Это не очень хороший по смыслу, странный диалог, но жизнь-то об этом. Вроде бы все хорошо, все прекрасно, но когда приглядываешься – видишь деталь, с которой что-то не так.
Художник как будто спрашивает: дорогие зрители, вы внимательно смотрите, когда смотрите на жизнь? Особенно сейчас, как мы живем. Кругом очень много визуальных образов, и мы перестаем их воспринимать, нам почти все равно, что происходит. А художник нам говорит: делаем паузу, смотрим внимательно. И тогда все ясно! Когда мы это замечаем, тут есть полуулыбка – небольшая награда нам, поскольку мы это поняли.
Современное искусство как отражение реальности и хроника утопии