Ссылки для упрощенного доступа

«Алханову надо было помолчать»


Алу Алханов: «Я бы не взял на себя смелость сказать, что добровольцы не пойдут помогать братским народам Абхазии, Южной Осетии»
Алу Алханов: «Я бы не взял на себя смелость сказать, что добровольцы не пойдут помогать братским народам Абхазии, Южной Осетии»

Президент Чеченской республики Алу Алханов на сегодняшней пресс-конференции в Москве заявил, что поддерживает стремление абхазского народа к независимости. Он допустил, что в случае вооруженного конфликта чеченские добровольцы придут на помощь жителям Абхазии и Южной Осетии. Очевидно, он имел в виду некий возможный вооруженный конфликт между Абхазией или Южной Осетией и Грузией. Подобные заявления чеченского президента могут привести к росту сепаратизма не только на Северном Кавказе, но по всей России, считают эксперты, которые уже прокомментировали заявление Алу Алханова.


Президент Чечни Аллу Алханов считает, что абхазский народ имеет права на независимость. Эту мысль он высказал, во время обсуждения вчерашнего обращения парламента Абхазии к президенту России Владимиру Путину и Федеральному собранию о признании независимости самопровозглашенной республики и установлении ассоциированных отношений с Россией. Стремление к независимости абхазские депутаты обосновали в обращении правом нации на самоопределение. К тому же, как говорится в обращении, 13-летний послевоенный период подтвердил жизнеспособность де-факто независимого абхазского государства. Если этому государству будет угрожать Грузия, чеченские добровольцы вновь, как и тринадцать лет назад, придут на помощь абхазцам. И произойдет это помимо воли Алу Алханова.


«Независимо от моего желания или нежелания, как президента Чеченской республики, это дело добровольное. Они были и 10, 12, 13 лет тому назад там, они будут и сегодня. И не только из Чеченской республики, но будут и из других республик Северного Кавказа, краев, областей. Поэтому я бы не взял на себя смелость или ответственность сказать, что добровольцы не пойдут помогать братским народам Абхазии, Южной Осетии. Да я уверен, если бы на Грузию напали, допустим, какие-то другие, скажем так, страны, я уверен, что и грузинскому народу помогли бы братские народы Кавказа. Я очень хочу верить, что мудрость грузинского народа не позволит их руководителям ввязать себя в очередную бойню. Примеров того, что этого не нужно делать, предостаточно, особенно на Северном Кавказе. И если им кажется путь мира несколько длинноватым и не совсем четким, надо понимать: более правильного пути в решении любого вопроса, любой проблемы, возникшей внутри страны или между государствами, другой альтернативы нет», - сказал Алу Алханов.


Алу Алханов, как и многие политики в России, считают, что на абхазскую проблему следует смотреть через призму решения проблемы Косова: «Да, есть соответствующие международные правила, нормы. Но мир тоже не стоит на месте, мы были свидетелями того, что после подписания заключительного Хельсинкского акта произошло достаточно изменений. Хотя там четко были зафиксированы все границы на 1975 год, но эти границ уже нет. Поэтому мы сегодня все с любопытством смотрим, какое же решение будет по Косово. Раздробили, расчленили Югославию, а теперь как? Что сейчас с Косово будет? А если Косово, тогда и Абхазия скажет: подождите, а мы что, не такой же народ, как в Косово? То есть здесь достаточно сложная ситуация. Я думаю, руководство России сделает правильный шаг. Каким он будет, мы увидим», - считает президент Чеченской Республики Алу Алханов.


Эксперты обратили внимания на тот факт, что стремление к независимости, или, как еще говорят, сепаратистские идеи абхазцев поддержал глава северокавказского региона, в котором подобная проблема до сих пор не решена. Чечня и Абхазия в начале 90-х годов прошлого века фактически одновременно заявили о своей самостоятельности. И хотя одна республика сделал выбор в пользу России, другая - против нее, чеченские добровольцы приняли активное участие в грузино-абхазском вооруженном конфликте. Еще тогда наблюдатели отмечали хорошее взаимопонимание между кавказскими сепаратистами.


Во время обсуждения темы независимости Абхазии президенту Чечни следовало бы промолчать, так считает чеченский публицист и общественный деятель Руслан Мартагов: «В этом случае мы, скорее всего, имеем дело с усердием не по разуму. То есть мы решили поддержать игры большого дяди, который хочет - признает народ, способный на суверенитет и независимость, а хочет - отказывает ему в этом. Не очень умное поведение президента Чеченской республики в этой ситуации, в ситуации признания или непризнания независимости Абхазии, в то время как не решен еще вопрос о положении своей собственной республики. Вообще, что касается Абхазии, надо уважать волю народа, это естественно, но, уважая волю этого народа, не надо говорить тогда о территориальной целостности государства. А у нас получается так, что когда нам нужно - мы признаем территориальную целостность государства, когда же нам это нужно - мы говорим, что мы уважаем стремление народа Абхазии к независимости. Я думаю, что просто Алу Алханов попал в такое положение, когда надо было промолчать.


Несомненно, словами Алханова воспользуются, это раз. И воспользуются не только в Чечне, потому что проблемных регионов в России хватает, и проблемные регионы даже, я бы сказал, не только национально-административные образования. Есть и территориальные проблемы, когда территории уже не хотят под контролем Кремля, когда территория самодостаточна. Я бы привел в пример ту же Уральскую республику, о которой в свое время заикался Россель. Я бы привел в пример Дальний Восток. Я бы привел в пример вообще Сибирь. Зачем, имея такие богатейшие месторождения, имея все, что надо для жизни, зачем подчиняться какому-то дяде в Москве, который переводит ваши деньги черт знает куда и при этом абсолютно вас ни о чем не спрашивает? Вот об этом надо было сегодня подумать тем, кто признает независимость Абхазии».


XS
SM
MD
LG