Ссылки для упрощенного доступа

Состоится ли "Русский марш" в Москве?


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Михаил Саленков: Власти Москвы не разрешили Движению против нелегальной иммиграции провести массовое шествие по центру российской столицы, так называемый "Правый марш". Однако пока московские власти не устраивает лишь место проведения шествия и количество заявленных участников. То есть марш все-таки может состояться. В прошлом году в подобной акции приняли участие более 3000 представителей националистических организаций.



Марьяна Торочешникова: 4 ноября, в День национального единства, представители российских праворадикальных организаций собирались пройти маршем по центру Москвы от проспекта Академика Сахарова через Мясницкую улицу до Лубянской площади. Власти отказались санкционировать акцию в связи с проведением строительных работ на Мясницкой и с большим количеством заявленных участников - свыше 7 тысяч человек.


Но, по словам правозащитников, это вовсе не означает, что националистам запретили акцию. Говорит исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев...



Лев Пономарев: Насколько я знаю, не было дано согласия на проведение не вот этого марша, а культурного мероприятия, которое совершенно по другой форме заявляется за месяц, и мероприятие связано с тем, что с оркестром пройдут по проспекту Сахарова. Такое шествие, но не политическое шествие, и оно за месяц определяется. А заявку на проведение этого марша, может быть, еще даже они не подавали, она подается в срок от 15 до 10 дней, сейчас еще 10 дней нет, даже и 15 вот-вот наступает. Поэтому, я думаю, заявка на "Правый марш" еще просто не подавалась.



Марьяна Торочешникова: Так что, если организаторы "Русского марша" (в прошлом году эту акцию называли "Правый марш") изменят маршрут и уменьшат в заявке количество участников, акция все же состоится. Один из ее организаторов депутат Государственной Думы, член фракции "Родина" Дмитрий Рогозин, интервью с которым записала моя коллега Любовь Чижова, собирается пригласить на марш национал-патриотов мэра Москвы Юрия Лужкова и главу администрации президента Сергея Собянина.



Дмитрий Рогозин: Мы надеемся, что в ходе этого мероприятия будет проявлена некая поддержка новому курсу президента, который сегодня стал наконец-то говорить о том, о чем давно говорили русские патриоты - и о борьбе с нелегальной миграцией, и о необходимости наведения порядка в борьбе с этнической преступностью.



Любовь Чижова: Какие организации собираются принять участие в марше?



Дмитрий Рогозин: Более двух десятков, а в целом это организации, которые давно существуют в патриотическом лагере.



Любовь Чижова: Правозащитники называют этот марш фашистским. Подобный марш прошел в прошлом году 4 ноября...



Дмитрий Рогозин: Я считаю, что слово "фашизм" настолько чудовищное, неприемлемое ни для кого слово, потому что в той страшной войне мы потеряли почти 30 миллионов жителей, никаких фашистов, нациков там близко не будет. Я думаю, что лучше антифашистам не проводить какие-то свои отдельные мероприятия, а лучше присоединиться к нашему маршу.



Марьяна Торочешникова: Это уже второй "Русский марш", который националисты планируют провести в Москве. После прошлогодней акции, когда по центру столицы промаршировали около 3000 человек с нацистской символикой, российские правозащитники и антифашисты решили провести свой митинг, но московские власти распорядились его разогнать. Говорит независимый журналист Александр Гольц, интервью с ним записала Любовь Чижова.



Александр Гольц: Как может любой нормальный человек, который считает себя патриотом, относиться к тому, что крайние националисты, явно фашиствующие люди будут проводить марш в городе, который отстояли от них, от их идейных собратьев более 65 лет назад. Конечно, отрицательно.



Марьяна Торочешникова: Председатель комитета "Гражданское содействие", член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина с тревогой констатирует, что националистические и ксенофобские идеи получают все большую популярность в российском обществе.



Светлана Ганнушкина: Это эпидемия. Началось это, конечно, с таких групп риска - подростки, молодежь, маргинализированные слои, которые не находят себе места в сегодняшней жизни, не находят возможности самореализации, не чувствуют защиты государства. С одной стороны, для некоторых политических деятелей это возможность саморекламы и завоевания электората, как теперь говорят. С другой стороны, для действующей власти это канализация протестных настроений. И поскольку никто этому не противостоит, очень широко распространяется влияние этих настроений, этих групп, они постепенно вписались очень хорошо в общую структуру. У нас с 2002 года функционирует закон о правовом положении иностранных граждан, который делегализовал большую часть жителей России, превратил их в нелегальных мигрантов. И, с одной стороны, их рабский труд используют нечестные предприниматели, в первую очередь строительные компании, а с другой стороны, фашисты держат их в страхе. Уж я не знаю, вписаны они в менеджмент официальный или нет, но, во всяком случае, получается такое замечательное содружество. Ну, и поскольку находится столько разных лиц, которым это выгодно, эти настроения и распространяются. К сожалению, даже среди пожилых людей это стало слышно. Люди недовольны своей жизнью, недовольны реформами. Но почему-то виноватыми считают тех, кто на самом деле еще слабее, чем они сами.



Марьяна Торочешникова: На днях правозащитники распространили в интернете сообщение, призывающие московские власти сделать все возможное, чтобы не допустить проведения националистической акции в центре российской столицы. Говорит исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев...



Лев Пономарев: Я - правозащитник, и я хотел бы, чтобы меня правильно понимали. С одной стороны, мы, правозащитники, продолжаем настаивать и будем настаивать, чтобы у нас был уведомительный характер, то есть как бы заведомо запретить какую-то акцию нельзя было бы. С другой стороны, мы знаем, что те люди, которые дали заявку на марш, это те же люди, которые в прошлом году провели "Правый марш", который грубейшим образом нарушал Конституцию Российской Федерации, законодательство, международные нормы. Они там кричали "Зиг хайль", поднимали руку, несли плакаты "Россия для русских" и так далее. Все это подходит под 282-ю статью бесспорно: они сеяли национальную рознь, как минимум, в России. И поэтому стоит сложная проблема фактически перед властью. Я понимаю прекрасно, что три человека, которые подадут заявку на марш, все вот эти антиконституционные лозунги там не напишут. Они дадут довольно мирный документ. И тогда власть не имеет права им отказать. И мы в этом смысле не призываем власти, чтобы они в момент подачи заявки им эту заявку не согласовали. Но мы вот что написали в нашем заявлении: в том случае, если на место сбора… Вот будет место сбора какое-то этих людей, которые соберутся там, и либо они будут проводить митинг, либо соберутся для проведения марша. Вот как только они развернут антиконституционные лозунги, как только прозвучат антиконституционные по мегафону призывы, в этот момент прервать эту акцию. Другого законного пути нет. Делать это власть обязана. Но я знаю, это трудно сделать. Я прекрасно знаю, что во власти очень много высоких покровителей Движения против нелегальной иммиграции. И это просто даже физически будет трудно сделать, если выйдет много людей. Но власть должна научиться в какой-то момент выступать против даже большого количества людей, которые выступают против действующей Конституции и фактически готовят государственный переворот.



Марьяна Торочешникова: Кроме того, стало известно, что правозащитники намерены провести 4 ноября свою акцию, призывающую не допустить разжигания межнациональной розни в России.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG