Ссылки для упрощенного доступа

Война оказалась "не той"


Бои в сирийском городе Кобани
Бои в сирийском городе Кобани

Что стоит за раскаянием вернувшихся в Россию чеченцев, воевавших в Сирии на стороне группировки "Исламское государство"

Двое вернувшихся из Сирии уроженцев Чечни, интервью с которыми публикует российское государственное агентство "Россия сегодня", заявили, что сожалеют о решении отправиться в другую страну, чтобы воевать на стороне радикальных исламистов.

25-летний Магомед С. и 22-летний Ахмед Б. утверждают, что заблуждались, принимая решение отправиться в зону боевых действий. "Я понял, что это не та война, на которой стоит умирать. Я бы попросил молодежь не лезть в такие конфликты. Все не так, как нам преподносят. Реальность – другая", – говорит Ахмед.

Оба молодых человека подчеркивают, что их главной мотивацией бросить все и уехать на войну стали видеоролики, увиденные в интернете. "Я наткнулся на видео, где издевались над женщинами и детьми. Их боль и слезы не могли оставить равнодушным. Я подумал, что моя семья живет хорошо – не голодают, не мерзнут, обуты, одеты. И решил помочь тем, кто в этом больше всего нуждается, – рассказал Магомед.

Сын неизвестного чеченского боевика, воюющего в формированиях группировки "Исламское государство". Осень 2014 года
Сын неизвестного чеченского боевика, воюющего в формированиях группировки "Исламское государство". Осень 2014 года

По словам Ахмеда Б., увидев в интернете записи сцен насилия над женщинами и детьми, он пришел к выводу, что правительственные силы Сирии угнетают местное население.

Магомед C., уехавший в Сирию летом 2014 года, чтобы воевать в составе радикальной группировки "Исламское государство", решил вернуться в Чечню спустя несколько месяцев. Он якобы понял, что то, что он видел в интернете, не имело ничего общего с реальностью. "Конечно, есть те, которые воюют за веру, за идею, но это нельзя назвать священной войной. Перерезать глотки перед камерами – не джихад. И за пять месяцев там я ни разу не увидел ни страдающих женщин, ни умирающих детей. А многие ведь, как и я, думают, что все это правда, и поэтому едут туда, оставив свой дом", – говорит Магомед, отмечая, что за все эти пять месяцев ему не доводилось участвовать в боевых действиях.

Из публикации об этих двух чеченцах неясно, предстали ли они перед судом, и, если да, не являются ли их слова о раскаянии попыткой добиться более мягкого приговора

Одновременно в своем рассказе, приводимом агентством "Россия сегодня", 25-летний чеченец упоминает Соединенные Штаты. "Никто не должен умирать за чьи-то интересы и деньги", – говорит Магомед, делясь услышанной им информацией о том, что якобы, воюя с США, "Исламское государство" им же и продает нефть.

Ахмед Б., как следует с его слов, начиная с лета 2013 года провел год в Сирии как посланник группировки "Имарат Кавказ", признанной в России террористической организацией. В Сирии с этой группировкой связано радикальное объединение "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар". Из публикации об этих двух чеченцах от 25 января неясно, предстали ли они перед судом, и, если судебный процесс был начат, не являются ли их слова о раскаянии попыткой добиться более мягкого приговора.

В Чечне уже состоялся как минимум один подобный суд, над молодым мужчиной, участвовавшим в вооруженном конфликте в Сирии и вернувшимся затем на родину, – в ноябре прошлого года суд в Грозном приговорил Саида Мажаева к двум годам заключения. Было записано телеобращение Мажаева к сверстникам. Он призывал их не повторять его ошибок.

В российском интернете сейчас бурно обсуждается история 31-летнего российского актера Вадима Дорофеева, который был убит, участвуя в боевых действиях в Сирии на стороне группировки "Исламское государство".

Вадим Дорофеев
Вадим Дорофеев

Сайт газеты "Комсомольская правда" написал 25 января, что жена Дорофеева Елена забила тревогу еще задолго до того, как получила известие о его смерти в декабре прошлого года. По словам Елены, которые приводит газета, ее муж принял ислам в январе 2014 года.

Ранее "Комсомольская правда" опубликовала статью о "загадочной" группировке "Исламское государство" (ИГ) и интервью на эту тему со "стратегическим экспертом" Еленой Лариной. Она говорит, в частности, о предполагаемом влиянии на формирование ИГ структур внутри американской разведки и армии.

Соединенные Штаты возглавляют международные усилия по противодействию экстремистам из ИГ, контролирующим обширные территории на севере Ирака и Сирии. В состав международной коалиции входят около 60 стран, включая Великобританию, Францию, Германию, Италию, Канаду, Австралию, Ирак, Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Турцию, Саудовскую Аравию. Госсекретарь США Джон Керри, выступая 22 января на министерской встрече в Лондоне, назвал эту коалицию партнерством, объединившим его участников "против феномена жестокого разрушения обществ по всему миру, начиная с арабских стран".

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG