Госдума шестого созыва за почти четырехлетний срок работы лишила неприкосновенности пятерых депутатов, среди них не было ни одного члена "Единой России" или ЛДПР. Последним оказался Владимир Бессонов – депутат от КПРФ, проходящий по той же статье, что и "узники Болотной", – применение насилия по отношению к полицейскому при исполнении во время несанкционированной акции протеста. И причина выхода на акции тоже одна – парламентские выборы декабря 2011 года. Только Бессонов вышел на протестную акцию с другими членами КПРФ в Ростове-на-Дону за несколько дней до выборов.
Депутату вкупе грозит до 16 лет лишения свободы, он называет дело политически мотивированным, но готов принять несправедливый приговор, считая, что "общественные интересы стоят выше личных". В интервью Радио Свобода Владимир Бессонов признал: в основном уголовные дела в России, включая дела оппозиционера Алексея Навального, необъективны.
Неприкосновенности Владимира Бессонова лишили еще в 2012 году, спустя два года депутаты Госдумы дали согласие на передачу дела депутата от КРПФ в суд. Проголосовали "за" 233 депутата – во фракции "Единой России" в Госдуме 238 человек. "Против" выступили ЛДПР (год назад поддержавшая лишение Бессонова неприкосновенности), "Справедливая Россия" и КПРФ (фракция Бессонова) – всего 157. Противники решения заявляли: не будь голосование открытым, депутата бы "не сдали", но за открытое голосование выступили 232 депутата – инициатором стал Дмитрий Вяткин от "Единой России". Он же заявил, что неприкосновенность не освобождает депутатов от ответственности перед судом, а вице-спикер Владимир Васильев сказал: "Сегодня в обществе есть такое понятие "своих не сдаем". Давайте подумаем – к чему это приведет, если мы это будем демонстрировать? Кто к нам на следующих выборах придет – тот, кто не хочет, чтобы его сдавали. Что он за это заплатит? Все!"
Теперь депутату Бессонову грозит до 17 лет лишения свободы – в случае если суд встанет на сторону генпрокуратуры. У ее представителей нет сомнений в том, что Бессонов применил насилие по отношению к представителю полиции во время несогласованной акции протеста в декабре 2011 года. Перед депутатами 28 января выступил Александр Буксман, заместитель генерального прокурора. По мнению представителей прокуратуры, Бессонов причинил легкий вред здоровью полицейских, якобы это зафиксировано на видео, при этом акция была несанкционированной.
Сам Бессонов уверяет, что запланированное место проведения митинга было оцеплено, тогда его соратники и организаторы перешли на другую сторону улицы и провели законную встречу депутатов с избирателями. В этот момент полицейские попытались отключить звукоусилительную аппаратуру и начали стаскивать людей со сцены. Тогда-то, по утверждению представителей прокуратуры, Бессонов и повредил форменную одежду полицейского при исполнении, потянув за куртку, и несколько раз ударил.
Бессонов доказывает, что, напротив, людей оттаскивал и призывал к порядку. В его пользу говорит и то, что показания полицейских о насилии в их отношении были взяты лишь 8 месяцев спустя после произошедшего. Бессонов поясняет: он написал заявление на сотрудников полиции за "силовой захват звуковой аппаратуры", тогда началось ответное производство по делу против него. В июне 2012 года Дума дала согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности, лишив его неприкосновенности. Верховный суд правомерность этого шага подтвердил. Спустя год Дума позволила предъявить депутату обвинение и, наконец, 28 января 2015 года – передать дело в суд.
Владимир Бессонов в интервью Радио Свобода говорит, что его дело политически выгодно как "показательное". Он готов к несправедливому решению суда, длительному сроку заключения и лишению "права на профессию" после освобождения, потому что "нужно ставить общественное выше личного".
– Я абсолютно не удивлен. На рассмотрении была продемонстрирована жалкая позиция Генеральной прокуратуры, жалкая позиция "Единой России", а еще продемонстрирована демонстрация правоты, глубокой правоты оппозиционных сил. Фактически Дума не дала согласия, это было "продавленное" решение. Это произошло только лишь потому, что кто-то заинтересован в этом деле в высших эшелонах исполнительной власти. Митинг был незаконно запрещен. Место проведения было огорожено железным забором и оцеплено ОМОНом. Мы перешли на другую сторону улицы и провели там встречу с избирателями. Она уже заканчивалась, и полиция там не нужна была абсолютно. Но сотни полицейских пытались противодействовать.
Мы 2 декабря разместили ролик о произошедших событиях. Мы направили телеграммы генпрокурору, министру внутренних дел, руководителю Следственного комитета о том, что действия полиции были незаконны. Они нарушили закон о полиции, закон о статусе депутата, закон о митингах. И я полагаю: если политическая ситуация в стране изменится, есть основания для привлечения их к ответственности за силовой захват государственной власти. Там были депутаты Государственной Думы, депутаты Законодательного собрания, 17 кандидатов в депутаты Госдумы от четырех политических партий. И когда полиция вырывает микрофон у действующего депутата, она осуществляет силовой захват государственной власти, поскольку депутат исполняет свои полномочия.
– Почему прошло четыре года уже, а дело все расследуется?
– Потому что оно полностью сфальсифицировано и сфабриковано.
– Кому и для чего нужна эта фальсификация? И почему вы ее объект?
– Наверное, меня просто используют, для того чтобы напугать других. И похожие ситуации еще есть, просто не собраны соответствующие материалы. А здесь проявлено служебное рвение в Ростовской области, и вместо того, чтобы проводить честные выборы, партия власти там спряталась за правоохранителями. Это долго не может продлиться, и это пагубно, поскольку это обоюдоострый нож.
– Вы верите в справедливое решение суда?
– Если будут выполнены обещания Зюганова о том, что мы выведем людей на улицы от Калининграда до Камчатки, если партия выстроит грамотную политику, под давлением общественности, возможно, будет принято законное решение.
– Вы говорили, что при изменении политической ситуации это возможно. При каких условиях?
– Я не сомневаюсь, что политическая ситуация будет меняться! Не может продолжаться политика грабежа, воровства бесконечно, она будет закончена. Нам сейчас, как воздух, необходимы позитивные преобразования социалистического характера. Не может такого быть, что у одного 8 тысяч зарплата в месяц, а у другого – 3 миллиона в день.
– Но это продолжается довольно долго.
– Олигархически-капиталистический режим, наверное, боится, в том числе, таких, как я, политиков.
– Вы понимаете, что вам грозит до 10 лет лишения свободы, а потом вы не сможете занимать ваш пост?
Хватит ворью быть у власти! Надо, чтобы к власти приходили люди, способные поставить общие интересы выше своих собственных
– Два эпизода – до 10 лет, при сложении получается – до 16 лет. На погашение, грубо говоря, минимум 8 лет, и плюс 10 лет поражения в правах. В принципе, в мировой истории были примеры, вот Нельсон Мандела сидел 25 лет и в дальнейшем избрался президентом. Надо набраться терпения, надо набраться выдержки и быть готовым к любому варианту развития событий. Я прожил 48 лет, многие до этого возраста и не доживают, и мои одноклассники, мои однокашники по военному училищу не дожили до моего возраста. Поэтому все-таки надо соотносить свои дела со своей совестью и быть способным на совершение поступков. А я убежден, что нашей стране сейчас, как воздух, необходима смена кадров в политике. Хватит ворью быть у власти! Надо, чтобы к власти приходили люди, способные поставить общие интересы выше своих собственных. И я убежден в том, что эти перемены должны произойти, иначе крах, иначе будет у нас та же ситуация, что в Донецкой и Луганской областях.
Бессонов обвиняется по тем же статьям о применении насилия по отношению к полицейским при исполнении, что и участники "Болотного дела", и примерно в то же время. Владимир Бессонов участвовал в акции до выборов декабря 2011 года, вызвавших волну протестов в России, "болотники" – после. В акциях протеста участвовал и оппозиционный политик Алексей Навальный, к которому у депутата-коммуниста двойственное отношение, но насчет несправедливости судебных решений в интервью Радио Свобода он не усомнился:
– Я осторожно отношусь к Алексею. Вот эти связи с теми государствами, которые против нашей страны, ну... надо быть, конечно, осторожнее. Трудно поверить в то, что один человек может вот так вот мутить воду в стране. Наверняка, это какая-то поддержка то ли из силовых структур нашей страны, то ли из государств, недружественных нам. Взглядов-то у Алексея нет, есть технологии. Вот если бы он провозгласил, что "готов строить коммунизм в России, восстанавливать СССР", тогда можно о чем-то говорить. А если говорить о смене правящей элиты, одних олигархов менять на других, вон на Украине поменяли – и что толку?
– Вы говорите, что вас политически преследуют, а многие говорят, что Навального преследуют по политическим мотивам.
– Но он же на свободе! Технологии у него интересные, и креативный подход у него к своей деятельности. И многие вопросы можно взять на вооружение из его технологий. И мы уже в Ростовской области второй год используем кубы во время агитации на избирательных кампаниях. Поэтому такой двойственных подход у меня к его деятельности.
– Но считаете ли вы, что его и его брата справедливо осудили?
– Я скажу так. Находясь три года под уголовным преследованием, я убежден в том, что у нас следствие либо политически мотивировано, либо коррупционно мотивировано, и в этом меня никто не переубедит.
Политолог Константин Калачев согласен с тем, что дело Бессонова показательное, однако для самих же депутатов и чиновников. Россиянам на деле показывать, что коррупция не поощряется, чиновники не намерены:
– История носит обучающе-познавательно-показательный характер: неприкосновенных у нас нет. Думаю, приговор будет обвинительным. Это продолжение той самой линии "завинчивания гаек". Очевидно, что депутат, проявляющий свободомыслие и участвующий в несанкционированных протестных акциях, воспринимается куда хуже того же Олега Михеева, к примеру, которого лишили неприкосновенности за мошенничество, у него серьезные проблемы с кредиторами, серьезные долги. Многие считали, что его дело чем-то да закончится. Но экономические "разборки" не несут себе угрозы системе, она относится к ним снисходительно.
– Почему чиновники не хотят показывать россиянам хотя бы на паре примеров, что готовы бороться с коррупционерами в своих рядах?
– Если бы это было так, система была бы другой. Но внешне что-то делается: Сергей Иванов сегодня на совещании говорил о том, что коррупция угрожает государству, что нужно быть скромнее. Власть демонстрирует готовность вербально, но вербальные интервенции не заканчиваются делами и решениями. Люди ждали справедливого решения по Сердюкову, к примеру. В итоге нарастает ощущение несправедливости и неравенства перед законом.
За последний год Госдума лишила неприкосновенности двоих депутатов. Всего же Дума шестого созыва лишила неприкосновенности пятерых – все от КПРФ и "Справедливой России".
Депутат Госдумы Алексей Митрофанов, член "Справедливой России", глава комитета по информации, был лишен неприкосновенности в июне 2014 года из-за обвинений в мошенничестве. Осенью 2014 года его сняли с должности. По некоторым данным, Митрофанов в Хорватии.
В июле 2014 года был лишен неприкосновенности депутат от КРПФ Николай Паршин. Его обвиняют в мошенничестве при содействии приватизации здания школы и перепродажи его государству в Волгоградской области. Паршин вину не признает, дело считает политически мотивированным.
В феврале 2013 года неприкосновенности был лишен Олег Михеев, "Справедливая Россия". Его подозревали в покушении на мошенничество, воспрепятствовании правосудию и неправомерном завладении 14 объектами недвижимости Волгоградского моторостроительного завода. Вину не признал. В апреле 2014 года дело было закрыто.
В феврале 2013 года был лишен неприкосновенности еще один депутат КПРФ Константин Ширшов. По делу о требовании взятки в 7,5 млн евро за получение депутатского мандата он был приговорен к 5 годам колонии.
В 2013 году речь шла о лишении неприкосновенности депутата "Единой России" Вадима Булавина за подозрение в злоупотреблении должностными полномочиями, тогда он возглавлял администрацию Нижнего Новгорода. В Госдуму обращение прокурора не поступало. Похожая ситуация с депутатом ЛДПР Владимиром Таскаевым, его дело о незаконной охоте в заповеднике пока только расследуется.
Что же касается оппозиционных расследований вроде "Золотых кренделей Единой России" – из нескольких десятков депутатов шестого созыва, уличенных в совмещении депутатской деятельности с бизнесом, лишь четверо лишились полномочий – они сами подали заявления в Госдуму и сдали мандат досрочно.