В последнем номере "Санди таймс" американо-британская властительница дум Аманда Формэн утешает "золотой миллиард". Не надо паниковать – наступление путинской России, "экспансию клептократического государства" есть еще шанс остановить.
В своей прошлой колонке я упоминал комментарий Георгия Мирского, утверждающего, что мировой ядерной войны в ближайшее время не будет, и удивлялся тому, что в России это, оказывается, надо уже доказывать. А теперь – зеркальная история: пора успокаивать Запад.
Пушкин, Толстой, Чехов по меркам сегодняшней официальной российской идеологии все как один – "путинизмофобы"
То, что происходило в мире за последние 60 лет, было, конечно же, триумфом западных, либеральных (в широком смысле слова) ценностей. После тяжелого рецидива Второй мировой войны этот процесс ускорился. Перед войной в мире было только 11 демократических стран. Сегодня их больше ста. Статистика показывает, что за это время на земле сократилось число войн и конфликтов, меньше стало погибать людей, а вот уровень материального благосостояния, качество жизни росли, причем не только в развитых богатых странах, но и в мире, который сегодня уже неприлично считается называть "третьим". (Бедность во многих случаях остается вопиющей, но все же она медленно, но неуклонно отступает.) В целом несравнимо лучше стало положение женщин, гораздо меньше детского труда, все больше в мире стран, отказавшихся от смертной казни и запретивших пытки. Нет счетчика или измерителя, но можно утверждать, что в мире ощутимо выросло "количество" свободы, прав человека, уважения к достоинству личности. И одновременно снизился "объем" жестокости в отношении одних человеческих существ к другим, меньше стало злобы и агрессии в атмосфере земли (хотя все еще очень много!).
Речь не только о "золотом миллиарде", хотя именно он подает пример остальным, но и они, остальные, пусть медленно и мучительно, с множеством отступлений и шагов в сторону, но в итоге следуют за развитыми странами.
Но сегодня многим начинает казаться, что этот прогресс – под угрозой. Настолько, что приходят в голову сравнения с событиями не вековой давности, а с тем, что происходило в Европе полтора тысячелетия назад.
Тот пример показывает, что прогресс обратим. Что грубая сила способна повернуть часы истории вспять. Оказалось, что, навалившись с нескольких сторон на изнежившееся и размякшее великое Римское государство, примитивные, отсталые варвары вполне могут восторжествовать и надолго ввергнуть Европу в Средние века.
Вот и теперь наступление идет сразу с двух сторон: радикальные, воинствующие исламисты – с одной и шовинизм и национализм – с другой. И те и другие построены на мифах и анахронической морали, на отрицании прогресса. Даже странно, что они еще не заключили между собой стратегического союза. Ведь цель у них одна… и враг – один.
"Гибридная война особенно эффективна, – пишет Аманда Формэн, – когда ее ведут страны, которые не чувствуют себя ограниченными международным правом или моральными нормами… Но это не значит, что либеральная демократия не способна защитить себя".
Вот оно как: оказывается, в этом тоже надо уже убеждать.
Так называемые либеральные ценности – это на самом деле ценности европейского Просвещения. Кто-то остроумно заметил уже, что Пушкин, Толстой, Чехов по меркам сегодняшней официальной российской идеологии все как один – "русофобы". Хотя точнее было бы сказать: "путинизмофобы". Они действительно несовместимы с нетерпимостью и с узостью средневековых скреп. Правы те, кто говорят: сегодня Обама, Кэмерон и Меркель – на стороне толстых и чеховых, на стороне русской гуманистической традиции. А ее враги штурмуют стены цивилизации с противоположной стороны.
Поэтому я хотел бы сказать Аманде Формэн: варвары угрожают не только Западу, и границы в этой войне вовсе не совпадают с государственными. Впрочем, она и сама наверняка об этом догадывается.
Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции