Украинская компания по сбору металлолома KVV Group приобрела и запустила в латвийском городе Лиепая обанкротившийся электрометаллургический завод Liepājas Metalurgs ("Лиепайский металлург"). Первая партия строительной арматуры, произведенной из белорусского и российского сырья, отправляется в Алжир. Новые владельцы латвийского завода не скрывают, что, если бы не война в Донбассе, этот их бизнес, скорее всего, не состоялся бы.
Liepājas Metalurgs (LM) – бывший флагман латвийской металлообработки, старейший сталелитейный завод в стране, в 2012 году обанкротился по нескольким причинам: из-за конфликта акционеров, стагнирующего европейского рынка металлургии и введения правительством Латвии высокого сбора на "зеленую" электроэнергию. Между тем, по утверждению латвийских властей, LM сегодня – самый современный электросталелитейный завод в Европе. В 2011 году прежние владельцы заменили мартеновскую печь электрической, итальянского производства, прокатные станы обновлялись во второй половине 1990-х годов с помощью немецкого концерна Siemens. Но солидный кредит на новую печь и переход на внезапно подорожавшие энергоресурсы не вписались в экономику завода: в феврале 2013 года непрерывное производство было остановлено. Правительство вложило в предприятие 73 миллиона евро, погасив заем, но спасти завод не удалось, имущество банкрота пошло с молотка.
В тендере за актив схватились россиянин Игорь Шамис, владелец российского "Буммаша" и чешского Pilsen Steel, и мало кому известная украинская компания KVV Group. Хотя Шамис предлагал на 13 миллионов евро больше, правительство Латвии предпочло украинцев.
В конце прошлого года LM был продан KVV за 107 миллионов евро с рассрочкой выплаты в течение 10 лет. Вместе с активом новые владельцы получили доступ к незамерзающему Лиепайскому порту, средствам европейских фондов и свободной экономической зоне с облегченным налогообложением. Компания, ранее известная как КВВМПУ, была учреждена в 2001 году в Севастополе Валерием Кришталем и Евгением Казьминым. Украинские газеты сообщают, что Кришталь занимается сбором лома с 1990-х годов, основы бизнеса заложил во времена распила кораблей советского Черноморского флота и объектов портовой инфраструктуры. Группа владеет двумя сотнями площадок и пунктов сбора в Севастополе, Киевской области, Запорожье, Чернигове, Черкассах, Сумской и Хмельницкой областях, и, по словам Кришталя, обеспечивает работой более 2000 человек.
Во второй половине 2000-х годов КВВМПУ преуспела благодаря поставкам Мариупольскому металлургическому комбинату имени Ильича, однако затем главный заказчик перешел под контроль "Метинвеста" украинского бизнесмена Рината Ахметова, имеющего собственную инфраструктуру поставок. Поэтому в 2011 году выручка компании упала на 60 процентов. Кришталь с Казьминым ответили диверсификацией бизнеса: группа вышла на рынок недвижимости в Севастополе и основала аграрное подразделение по выращиванию подсолнечника в Херсонской области. В начале 2013 года крымчане купили у Ахметова три ломозаготовительные компании и перерегистрировали все корпоративные права на британскую компанию Gefest Investments.
Далее Кришталь и Казьмин решили замкнуть производственный цикл, приобретя собственный прокатный завод. В том же 2013 году KVV попыталась приобрести у российской компании "Мечел" Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ), терпящий бедствие. О готовящейся сделке ходили разноречивые слухи, и в итоге она сорвалась. Украинские СМИ выяснили, что при примерно одинаковой мощности ДЭМЗ и LM завод в Донецке с точки зрения логистики сбыта и производственных издержек был бы более удачной покупкой, чем латвийский, однако все эти выгоды перечеркнула война. Сейчас ДЭМЗ законсервирован, производство проката в Донецкой области упало в 2014 году почти на четверть в годовом исчислении.
Хотя "Лиепайский металлург" был продан не российской, а украинской компании, правительство Латвии тщательно проверило риски покупателя попасть под европейские санкции. "В нашем распоряжении есть информация, что KVV Group зарегистрирована в Киеве, но не было бы никакой разницы, если бы компания была зарегистрирована в Севастополе или в другом месте в Крыму. Крым и Севастополь все еще находятся на территории Украины, хотя физически эта территория аннексирована российской стороной. На эту компанию не распространяются никакие европейские санкции", – сообщил журналистам пресс-секретарь МИД Латвии Карлис Эйхенбаумс. Латвийскую сторону беспокоил и тот факт, что Евгений Казьмин был депутатом Севастопольского городского совета от Партии регионов. Ходили слухи, что через его холдинг поступают российские деньги. Однако по результатам проверки премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма заявила, что Полиция безопасности не получала сигналов о связях Казьмина с "деньгами Януковича". В черном списке должностных лиц из Севастополя имен акционеров не обнаружили.
Несколько более туманно выглядит финансовое обеспечение сделки. Один из владельцев заявил, что все сделки холдингом заключаются без привлечения кредитных ресурсов. На вопрос, как они гарантируют выплату всей суммы, украинцы не отвечают. "Есть финансовые гарантии, есть гарантии платежей, есть дополнительное обеспечение. В их репутации мы не сомневаемся", – сообщил ТВ5 администратор неплатежеспособности LM Харальд Велмерс.
Латвийские журналисты раскопали в украинской прессе компромат на украинского покупателя: якобы на его совести попытка рейдерского захвата киевского машиностроительного завода АТЕК в ноябре прошлого года и его удержание силами батальона "Азов", а также "оптимизация налогов" с помощью центров конвертации валюты в 2009 году. Казьмин прокомментировал Радио Свобода эту информацию так: "Я хочу, чтобы вы понимали: украинские сайты бывают разными. Есть такие, которые несут достоверную информацию, и есть "сливные бачки".
Нет, я не рад. Так сложилось, но радости я не испытываю. Мне вообще не нравится, когда людей убивают
Так или иначе, на LM уже наняты 550 работников, и на двух прокатных станах из сырья, закупленного на Белорусском металлургическом заводе и на заводе "Петросталь" в Санкт-Петербурге, уже производится строительная арматура. Об этом Радио Свобода сообщил директор LM по закупкам Анатолий Кольцов. В апреле планируют запустить сталеплавильный цех. Руководить предприятием пригласили Игоря Коваленко, металлурга с 30-летним стажем. Новый директор рассказал, что он родом из Донецкой области, начинал карьеру на Макеевском комбинате. Он пригласил в свою лиепайскую команду 12 украинских менеджеров и специалистов с "Днепроспецстали", Алчевского и Мариупольского комбинатов. Ближайшей целью Коваленко называет выход на точку безубыточности в 45 тысяч тонн проката в месяц. Предполагалось из своего лома производить арматуру для нужд собственного строительства в объеме от 10 до 15 тысяч тонн в месяц. Однако война меняет планы, и первая партия проката отправляется в Алжир. Чтобы поставлять продукцию в страны Европы, предстоит возобновить сертификаты, утраченные за два года простоя. Что касается Украины, падение курса гривны и объемов строительства делают поставки арматуры из Латвии в эту страну невыгодными.
Игорь Коваленко не скрывает, что в Лиепаю пойдет лом с Украины: "Сколько это будет – 5 или 10 тысяч тонн, я сказать затрудняюсь. Я думаю, украинское сырье должно присутствовать как минимум процентов на 20-25". Евгений Казьмин уточняет, что речь необязательно идет о корабельных партиях – из западной и центральной Украины лом можно ввозить и по железной дороге. Правда, там заготовка ощутимо снизилась.
Рентабельность литейного производства возможна, только если завод получит льготы по сетевому "зеленому" энергосбору. Переговоры с правительством уже начались. Прежние владельцы лишились завода не в последнюю очередь из-за отказа правительства предоставить эти льготы. Рад ли Игорь Коваленко тому, что работать приходится в Латвии, а не на родине? "Нет, я не рад. Так сложилось, но радости я не испытываю. Мне вообще не нравится, когда людей убивают", – отвечает он. Акционеры признают: покупка лиепайского завода – спонтанное решение, и если бы не война, они бы не начинали бизнес в Европе.