Более сотни интеллектуалов, политиков и деятелей культуры Словакии и Чехии направили письмо Дэвиду Кэмерону, Ангеле Меркель, Бараку Обаме, Франсуа Олланду, Дональду Туску и Жан-Клоду Юнкеру с критикой западной политики в отношении кризиса на Украине. Письмо приурочено к годовщине оккупации Чехии, войсками нацистской Германии, в нем говорится о Мюнхенском договоре, по которому Чехословакия вынуждена была передать Германии Судетскую область в рамках политики умиротворения, которую, как считают подписавшие письмо, сейчас проводят западные страны в отношении кризиса на Украине.
"Кровавые следы российских агентов, военных и оружия сегодня на Украине очевидны так же, как и следы ядовитого полония в улицах Лондона, – говорится в письме, озаглавленном "В Европе – война. Не повторяйте мюнхенское предательство 1938 года". – Нас беспокоит, что в агрессивной войне России против Украины уже погибли, по разным оценкам, от 6 до 50 тысяч украинских и российских граждан, а демократически избранные западные лидеры фактически продолжают политику умиротворения. Агрессию одного государства на территории другого суверенного государства называют "конфликт" или "ситуация", а явные уступки агрессору обозначают как "дипломатические решения".
Давно настало время для предоставления действенной масштабной военной и экономической помощи атакованной Украине
В 1938 году в Мюнхене союзники Чехословакии, Великобритания и Франция, за которыми тихо наблюдали другие демократические страны, – предали Чехословакию и под предлогом охраны немецкого меньшинства позволили Адольфу Гитлеру завладеть обширной территорией в нашей стране, что в итоге привело к ее расчленению и ослаблению... Нас беспокоит, что почти через 80 лет после Мюнхенского соглашения история повторяется. В 1994 году Украина отказалась от своего ядерного арсенала и, подписав Будапештский меморандум, получила у Соединенных Штатов и Великобритании гарантии сохранения территориальной целостности и независимости. Недостаточная помощь США и Великобритании Украине, на которую напали военным путем, – печальное напоминание о провале западной демократии при обороне Европы от Гитлера, которое бросает тень сомнения на достоверность других международных гарантий и договоров, особенно гарантий безопасности, теоретически предоставляемых НАТО странам Европы.
Мы понимаем стремление европейских лидеров найти мирное решение при помощи переговоров в духе традиций и ценностей европейского гуманизма и послевоенного развития в Европе. Но нас в то же время беспокоит, что этими усилиями злоупотребляют для продолжения агрессии. Уже давно настало время для предоставления действенной масштабной военной и экономической помощи атакованной Украине; атакованной потому, что ее граждане решили добиваться свободы, человеческого достоинства и членства в Европейском союзе..." – говорится в письме.
Среди тех, кто поставил свою подпись под этим текстом, есть несколько человек, в 1977 году подписавших знаменитую "Хартию 77" (обращение, в котором руководителей бывшей ЧССР призывали соблюдать права человека), – бывший премьер-министр Чехии Петр Питгарт, бывший посол Чехии в России Петр Коларж, а также режиссеры Ян Гржебейк, Иржи Менцель, ряд известных в Чехии и Словакии писателей, поэтов, публицистов, музыкантов и ученых.
Свое обращение они направили как главам государств, являющихся нынешними союзниками Украины, например, Великобритании и США, подписавшим Будапештский меморандум, так и тем странам, которые были союзниками Чехословакии накануне Второй мировой войны, например, Франции. Кроме того это обращение получили канцлер Германии, которая принимает активное участие в переговорах с Россией, и председатели Европейского союза и Европейской комиссии.
По словам одного из подписавших, бывшего посла Чехии в России Петра Коларжа, исторические параллели с оккупацией Богемии и Моравии в марте 1939 года напоминают о рисках, которым подвергаются те, кто уступает агрессору и с самого начала открыто и бескомпромиссно не сопротивляется злу:
– В тексте письма есть критика политики умиротворения, то есть попыток путем переговоров разрешить украинский кризис. Авторы предлагают приступить к более решительным действиям. Какой, с вашей точки зрения, должна быть более непримиримая политика?
– Мы, конечно, не критиковали попытки мирного урегулирования кризиса, но мы отдаем себе отчет в том, что для достижения мира кроме всего прочего необходимо продемонстрировать силу и отчетливо показать готовность эту силу использовать – не для того, чтобы началась война, а для того, чтобы войну предотвратить. По этой причине мы и ссылаемся на предательство тех, кто проводил политику умиротворения по отношению к Чехословакии и на результаты, которые в итоге из этого получились. Мы считаем, что державы, выступившие гарантами территориальной целостности Украины в 1994 году, должны потребовать выполнения обязательств Россией, которая тоже является одной из стран, подписавших этот документ и предоставившей гарантии нерушимости границ Украины. В письме мы стремимся апеллировать к Западу и демократическим правительствам, чтобы они поняли: защита демократии и международных обязательств – очень принципиальный элемент нашей безопасности и нашей свободы.
Мы должны быть способны отчетливо продемонстрировать Владимиру Путину, в настоящий момент, к сожалению, нашему противнику, что мы воспринимаем свои обязательства не как какой-нибудь пункт договора, подписанный в данном случае с Украиной, а как моральное обязательство. А это означает, что мы должны быть готовы отправить свои войска, когда нашему партнеру, которым является Украина, угрожает опасность. Мы должны быть готовы оказать конкретную помощь, а не только заниматься отправкой гуманитарной помощи, что, конечно, важно, но недостаточно. Мы должны быть готовы к поставкам современного оружия, чтобы украинская армия не находилась в невыгодном положении по сравнению с теми, кто вооружен современным российским оружием, техникой, и прошел тренинг в спецназе. Именно такие люди, как теперь мы знаем по признанию Владимира Путина, действовали в Крыму под его командованием, а сейчас находятся на востоке Украины.
– Решительная политика, проводить которую призывают авторы письма, необходима из-за опасений, что конфликт может разрастаться, затронуть более обширные территории?
Уступки агрессору приводят к тому, что его аппетит растет
– Я надеюсь, что эскалация этого конфликта продолжаться не будет. Украина стала лакмусовой бумажкой, которая проверяет наши и российские позиции. От НАТО и союзников Запада зависит то, какие выводы сделает из этого Москва: насколько реально она оценит наше решение защищаться и не допустить дальнейшей эскалации конфликта, даже с использованием силы. Мне кажется, Путин прощупывает почву, куда его еще могут пустить, а куда – нет. И нам необходимо убедить господина президента, что дальше дороги нет. С другой стороны, очевидно, что Украиной дело не кончится. Проблема эта будет продолжаться, так как главная цель Путина – нестабильная Украина, которая не сможет доказать западным странам, что она достойна получить членство в Европейском союзе, что ее политическая и экономическая системы функционируют. По этой причине я уверен, что дестабилизация Украины будет продолжаться.
– Предположим, западные страны передумают и начнут поставки оружия на Украину, или даже отправят туда военный контингент. Не грозит ли нам в таком случае, наоборот, эскалация конфликта, ведь Россия может воспринять это как сигнал для возобновления военных действий?
– Я и поставившие подписи под обращением исходим не только из собственного опыта, но также из истории, поэтому в начале текста использовалась цитата Уинстона Черчилля о мюнхенском сговоре: "У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну". Мне кажется, стоит учесть действия России после саммита НАТО в Бухаресте, на котором Грузии и Украине отказали в возможности начать процедуру для получения членства в НАТО. Сразу же после этого Россия вторглась на территорию Грузии. Страны Запада – вместо того, чтобы адекватно реагировать на такие действия, – предложили России политику перезагрузки и стремились наладить сотрудничество. А результат этого мы увидели в Крыму. По этой причине именно сейчас необходимо продемонстрировать, что существуют определенные границы, красные линии, за которые дальше идти невозможно, что мы действительно готовы охранять образ жизни, ценности не только наших союзников, но и просто партнеров, которые стремятся к интеграции в Европейский союз и североатлантические структуры, что можно сказать как о нынешнем украинском правительстве, так и о значительной части украинцев. Если сейчас продемонстрировать силу, в том числе и при помощи оружия, это не обязательно приведет к эскалации, это может предотвратить войну. Уступки агрессору приводят к тому, что его аппетит растет, – считает бывший посол Чехии в России Петр Коларж.