Звездный час художника Сотова. Лоялизм не спасает. 15 лет в президентском кресле
Заседание открытое, из зала идет трансляция. Допрашивается автор картины «Плохой хороший человек» дворник технологического колледжа Сергей Николаевич Сотов.
Ну и так далее и так далее. После Сотова допросили милиционера, зафиксировавшего факт кражи, и корреспондентку НТВ, которую отправили во Владимир снимать сюжет о краже картины еще до того, как было написано заявление о ее краже.
Николай Травкин: Менее года понадобилось группе следаков, чтобы распутать это зловещее по замыслу и сложнейшее по исполнению преступление. Большая часть времени и сил пинкертонов ушла на убеждение художника в том, что он действительно художник. И не просто художник - не укради злодеи тогда картонку с забора и красовалась бы она сегодня в Третьяковке. А может и, чего не случается, в самом Лувре!
Вот сегодня суд...
Освоение налогов граждан успешно продолжается уже в следующей правоохранительной инстанции.
Пока суд во Владимире углубляется в вопросы искусствоведения, в Следственный комитет в Москве занялся националистами. Обыски прошли в квартирах националистов Дмитрия Дёмушкина, Владимира Тора, Владимира Ермолаева и Дениса Тюкина. Повод – уголовное дело, возбужденное 27 февраля 2015 г. по статье «Разжигание межнациональной розни».
Станислав Яковлев: *подбирая с пола челюсть*.
Слушайте, а вот что дело против "Русского марша" за исламофобию было возбуждено, оказывается, 27 февраля - то есть в день взятия Крыма и убийства Немцова, это дорогой Боженька так неприятно шутит?
Или не Боженька?
Или не шутит?
Версий немного.
@B_Right: Правильно я понимаю, что "русские" Тор и Демушкин, у которых идут обыски и аресты, отказались выводить своих" за х**ло"?
Станислав Яковлев: Это, конечно, большая ирония, что катализатором окончательного зачеченивания российской политической [а может быть уже и не только] жизни стала череда событий с общим неформальным названием "Русская весна", но об этом и без меня много уже было сказано, и будет сказано еще, хотя в общем и так все понятно. Не время соответсвенно для кричалок. В ситуации, когда даже официальная причина убийства Немцова, и то "оскорбление Ислама".
В общем, как было мудро сказано на одном интеллектуальном сайте — чечен русского, конечно, грабит и бьет в морду, но в отличие от хохла поганого не покушается на его душу!
Это разумеется очень хорошо и здорово, что не покушается.
И да, важнее всего, что лоялизм не спасает.
То есть если кто вдруг решил, что за публичные проклятия в адрес "Киевской хунты" [и соответственно как бы ситуативное как бы перемирие с российской правящей элитой] ему будет позволено хоть немного - - -
Не будет.
Об этом – заметка Елены Мухаметшиной в «Ведомостях»:
Украинские события раскололи националистов. Часть из них – лидер «Русских» Дмитрий Демушкин, лидер Российской правой партии Владимир Истархов – не поддерживают официальную позицию по конфликту на Украине. Но есть и попытки объединения правых вокруг поддержки Донбасса – так, в Петербурге было учреждено движение «За Новороссию», куда вошли как отделение «Родины», так и оппозиционные Национал-демократическая партия и Русское имперское движение. По приблизительным оценкам, несколько сотен националистов воюют за ДНР и ЛНР, от 20 до 200 человек – за Украину. Митинговая активность также была посвящена украинским событиям. Первой крупной совместной акцией провластных и внесистемных националистов стал митинг «в поддержку русских на Украине» 10 марта 2014 г., в котором приняли участие как активисты «Другой России», так и НОД. Во второй половине года активизировались провластные националистические движения. «Русский марш», однако, не смог объединить националистов – часть отправилась традиционно в Люблино, а другая – на акцию «Русский марш за Новороссию» на Октябрьском Поле.
Процесс формирования прогосударственного национализма идет с трудом, говорит директор «Совы» Александр Верховский: «Власти не готовы к самодеятельности, даже если она в их поддержку». Постепенно националисты вернутся к антимигрантской повестке, считает он. В России суровые законы по противодействию экстремизму, поэтому вернувшиеся из Донбасса добровольцы должны соблюдать законы, говорит председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.
Плюс некоторые подробности обыска.
Аркадий Бабченко: Адвокат и соратник лидера националистического движения "Русские" Дмитрия Демушкина Дмитрий Бахарев сообщил, что в ходе обыска "Демушкина силой уложили на пол, схватили, чтобы не смог дернуться, облили водой штаны и сделали несколько фотографий, чтобы их распространить в сети", - сказал Бахарев.
Я так понимаю, националистов громят все по тому же "мусульманскому" принципу. Видимо, на ближайшее время это станет главным мотивом.
Сегодня же и на Илью Пономарева завели уголовное дело.
НКВД входит во вкус.
Хорошие добрые люди, чо.
Ну и крик души группы прославляющих Ельцина ВКонтакте, Yeltsin Death Brigade:
Вы помните, чтобы такое было при Ельцине? Вот и я не помню. Система продолжает крутить гайки. Самое жуткое в том, что от перенапряжения она сама по себе не лопнет.
Сегодня 15 лет восшествия преемника Ельцина в президентское кресло. Многие, в отличие от Yeltsin Death Brigade, довольны:
И только Павел Чиков занудствует:
Вот к чему вся эта Конституция?
Россия не прогибающаяся и не сюсюкающая. Политбюро вело себя увереннее. Не справляешься с Рамзаном – борись с НКО. Хаос, Хармс и Джереми Кларксон на «Звезде»
Это было сказано на заседании коллегии ФСБ вот в каком контексте: Для так называемого сдерживания России используется весь набор средств — от попыток политической изоляции и экономического давления до масштабной информационной войны и инструментов специальных служб. Как недавно было прямо и, что любопытно, открыто сказано: «Несогласным будут периодически выкручивать руки». Но с Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем.
И дополнялось следующей информацией:
Отрадно все-таки, что спецслужбы теперь знают, кого им следует ловить в период избирательных кампаний. Боевую риторику Кремля комментирует Константин фон Эггерт в колонке на «Немецкой волне» - он сосредоточен в основном на угрозе применения ядерного оружия, к которой Россия прибегает теперь постоянно, однако та же логика стоит и за всеми прочими угрозами (если за ними вообще стоит какая-то логика):
Легкость, с которой сегодня в России все - от главы государства до таксиста - обсуждают возможность применения ядерного оружия, пугает не на шутку. С моей точки зрения, это один из самых заметных признаков того, что под влиянием государственной пропаганды российское общество становится агрессивным и инфантильным одновременно.
“Крепость Россия”, созданная штатными пропагандистами, не может жить без врагов. Главный враг - США, а с ним можно сладить, только пригрозив ядерной бомбой, - такова, видимо, логика российских официальных лиц. Граждане воспринимают их высказывания, как истину в последней инстанции. Российские чиновники, депутаты Госдумы и провластные военные эксперты в последние годы так часто говорили о возможности применения не стратегического, а тактического ядерного оружия, что идея “небольшой ядерной войны” прочно овладела умами части россиян. При этом значительное число граждан, кажется, даже не задумывается о последствиях такого шага. Как написал посетитель одного из интернет-форумов: "Всего один ядерный снаряд по Клайпеде - и НАТО присмиреет! Не станут же они из-за этого мировую войну начинать?” <…>
Полагаю, что, на самом деле, столь частые упоминания ядерной мощи – признак политической неуверенности российского правящего класса. Это его в корне отличает от Политбюро ЦК КПСС, которое довольно неплохо знало свои ресурсы и возможности, имело твердое представление о национальных интересах СССР, как бы к нему ни относиться.
Именно поэтому к руководству Союза западные лидеры относились серьезно до самого краха страны. Сегодняшняя готовность официальной Москвы с легкостью прибегнуть к ядерному шантажу для всего мира скорее будет означать еще большее недоверие к России, чем то, что уже есть сегодня. А за ним последуют политические, экономические и военные меры защиты. На которые Кремлю, вполне возможно, просто нечем будет ответить.
В данный момент Кремлю, похоже, нечем ответить на одну внутреннюю угрозу:
Вчера стало известно, что командир роты батальона «Север» Руслан Геремеев, о вероятной причастности которого к организации убийства Бориса Немцова заявляли близкие к следствию источники, обнаружен в Джалке – родовом селе депутата Госдумы Адама Делимханова в Чечне. Возник вопрос, что дальше. Ответить на него в фб невозможно, тут требуются знания, и Мария Климова задала его человеку знающему, главе «Комитета против пыток» Игорю Каляпину. Комментарий Каляпина публикует «Медиазона»:
У нас есть Следственный комитет Российский Федерации. И, согласно законодательству, управляет им не Александр Бастрыкин, как вы можете подумать, а президент Российский Федерации. То есть Владимир Путин. Смею вас заверить, что если СК понадобится товарищ Геремеев, то его задержат и доставят в Москву, где с ним проведут необходимые следственные действия под руководством генерала Игоря Краснова, возглавляющего следственную группу по делу об убийстве Бориса Немцова.
Если родовая делимхановская Джалка сейчас охраняется — это некие понты, демонстрация. Это вопрос звонка с соответствующего уровня и не более того. Но это и такое самоощущение нынешней чеченской власти. Руководству республики важно продемонстрировать собственную силу. Мол, нашего человека хочет вытащить в Москву какой-то там генерал Краснов. Нам надо показать, что мы какому-то Краснову не подчиняемся. Чеченские силовики не идентифицируют себя с правоохранительными органами, они идентифицируют себя только с непосредственным руководством или Рамзаном Кадыровым. Такое у них самоощущение.
Что произойдет в Джалке — сложно сказать. Я бы на месте следователя Краснова обратился к Бастрыкину, чтобы тот в свою очередь обратился к Владимиру Путину. Ситуация с Геремеевым, на мой взгляд, интересна тем, что ярко демонстрирует то, как власть в Чечне вмонтирована в Российскую Федерацию. Так вот, вмонтирована она через единственного человека — Владимира Владимировича Путина.
Чечня — вотчина Владимира Владимировича. Если, не дай Бог, с президентом завтра что-нибудь случится, то немедленно встанет вопрос: Чечня — часть России или нет.
Сегодня речь идет не о конфронтации между Чечней и Москвой, речь идет о доставлении одного фигуранта на следственные действия, но и тут возникает такая силовая демонстрация. Наверное, есть кому эту ситуацию там разрулить, есть Путин, которому достаточно шевельнуть пальцем.
Если он это сделает, все сразу будут понимать, что дальше делать. Но ситуация демонстрирует, что без Путина это все неуправляемо. Никаких законов, никаких полномочий других людей в Чечне не признают.
Что будет дальше, никто просто не понимает, Станислав Яковлев в том числе:
Вообще эта новая политическая реальность...
Она конечно очень страшная. Не потому что опасная, нет. То есть опасная, разумеется, но вот уж удивили. "Это политика, деточки", знаем и помним.
А потому что, извините за выражение, правящий режим, фундаментальной ценностью которого была еще относительно недавно "стабильность" в кратчайшие сроки мутировал в полную свою противоположность: мы не понимаем, что происходит сегодня, и не знаем, что случится завтра.
На самом деле не понимаем и не знаем, не надо себя обманывать.
Легко все свести к размышлению что вот кукловоды ушли, теперь вместо них куклорубы, а Путин боится Майдана и ненавидит его, но все-таки, это не первый Майдан в его жизни, да и вообще: хорошо, спасибо, ясно, Майдан мы боимся и ненавидим — и? Дальше-то что? Образ будущего у нас какой? Кроме "многополярного мира", который, в свою очередь - чтобы что?
Сейчас будут смешные слова, но всё же я на расшифровке этого режима себе более-менее имя когда-то сделал, и вот сейчас у меня по его поводу только мучительное трагическое недоумение.
Я с равным почтением и интересом что к шахматам, что к боксу, но нынешняя политическая игра...
Эта игра сугубо в том смысле, что лотерея.
И страшно, конечно. Chaos Reigns, жизнь под властью генератора случайных чисел. Просто пиздец как страшно.
Скорее бы действительно Третья Мировая что ли уже. "Чем бесконечный ужас".
Новую метафору для прогнозов о дальнейшей судьбе России дало крушение немецкого самолета:
Но правильная интерпретация сказанного прокурором Марселя на сегодняшней пресс-конференции вот какая:
В общем, прогнивший Запад пытается сдерживать Россию, которая не прогибается и не сюсюкает. Зато наши пилоты никогда не направляют самолет вниз – наши самолеты падают только на взлете. А граждане день ото дня крепчают:
И вот еще новости адские новости сегодняшнего дня – россыпью, без комментариев:
Геннадий Смирнов: Депутат Милонов увидел порно Наташи Королевой и призвал лишить ее звания народной артистки России, потому что это могут увидеть дети. А депутат Деньгин посоветовал депутату Милонову самому сделать интимные фото и заняться личной жизнью. А Наташа Королева пока ничего не сказала, но уж как скажет, так скажет. Это так прекрасно, что нет никакого смысла про это шутить, только попортишь. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. И мы все пошли на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль. Здравствуй, Даниил Иваныч, главный писатель Российской Федерации.
Глеб Сташков пробует шутить, но чувствуется во всем этом уже какая-то усталость:
«Милонов предложил создать комиссию, которая будет просматривать порновидео звезд» (Фонтанка)
«Депутат Госдумы требует засудить Псаки за экстремизм» (ФАН)
«Петербургские депутаты нашли экстремизм в сериале ТНТ “Закон каменных джунглей”» (Балтинфо)
Это только то, что в данную минуту болтается в интернете. А за неделю таких инициатив – десятки.
Все понимают, что единственная цель авторов – самопиар. Ясно, что никто не будет судить Псаки, а порновидео звезд собирают достаточное количество просмотров и без всяких комиссий.
В принципе, привлечение к себе внимания – это вполне нормальное человеческое желание. Кто-то ради этого совершает подвиги. Кто-то – научные открытия. Те, кто поглупей, пишут книги.
А депутаты делают то, что могут. И нельзя винить человека за ограниченные способности и убогую фантазию. Наоборот, людям нужно помогать раскрывать себя. Поскольку в наше время, как говорил Шариков, каждый имеет свое право.
Есть на ТВ замечательная передача – «Минута славы». Одни споют, другие станцуют, третьи свистнут.
А главное – элемент соревновательности. Конкурсанты борются друг с другом. Некоторые вылетают, некоторые проходят в следующий тур.
Такую же передачу нужно сделать для депутатов.
Выходит Милонов и рассказывает про комиссию для просмотра порновидео. Зал гудит от восторга. Жюри, конечно, пропускает его в следующий тур.
- Надеемся, - говорит жюри, - в следующем туре ваше выступление будет не хуже сегодняшнего.
- Не боись, - говорит Милонов, - не подведу.
А потом выходит депутат с Псаки. Зал вяло, но реагирует. Потому что все знают, что Псаки – дура. И все не любят американцев.
Но профессиональное жюри говорит:
- Нет. Нам кажется, вы проявили мало фантазии. У нас уже были конкурсанты, которые предлагали запретить Псаки въезд в Россию. Чем вы-то лучше?
- Ну… как бы… это самое… - бормочет конкурсант, - я старался.
- Плохо старались, - злобно говорит главный в жюри. Не знаю, кто главный. Предположим, тот же Масляков. – Можно же было, скажем, предложить Псаки выйти замуж за Навального.
- Точно! - кричит конкурсант. – Я так и хотел.
- Поздно, - говорят ему. – Приходите на следующий сезон.
А потом выходят некие депутаты с «Законом каменных джунглей».
И зал на десятой секунде начинает свистеть и кричать:
- Фуфло! Отстой! Выпей йаду!
А жюри нажимает рычаги и сбрасывает депутатов со сцены. Это, правда, из другой передачи. Из «Comedy Баттл». Но не имеет значения.
В итоге определяется победитель сезона. И получает приз. Разумеется, награждать его денежным призом было бы глупо, поскольку в деньгах депутаты не нуждаются. Он получает мандат на следующий срок.
А те, кто выдвигает скучные и банальные инициативы, сразу вылетают. То есть они смогут выходить с инициативами не чаще одного раза за телевизионный сезон.
Само собой разумеется, что выходить с инициативами не в рамках передачи «Минута славы для депутата» категорически запрещается.
И депутаты сыты, и мозги наши относительно целы.
И последняя безумная новость сегодняшнего дня:
О том, чем так сильно знаменит Джереми Кларксон, можно прочитать в материале Павла Борисова на «Медузе». Виталий Куренной рассуждает о истории с увольнением Джереми Кларксона применительно к России:
История с Кларксоном как-то сразу многое обнаружила.
В первую очередь - реакция ВВС, которая наплевала на весь рейтинг рекордной передачи (число зрителей сразу упало на 4 млн). Общественная телекомпания ясно обозначает свою позицию: Кларксон ты или не Кларксон - никто не может оскорблять другого человека. Это мужественная демонстрация защиты общественных ценностей против любых аргументов рынка/рейтинга и "народных" симпатий.
Реакция нашего сообщества - она показательна в обратным отношением. Такую историю тут вообще нельзя представить - великий ведущий (а он, действительно, великий, кто же спорит) априори несравним ни с какой мелкой сошкой, на такую ерунду, как хамство с мордобоем, никто бы даже внимания не обратил.
Личность у нас традиционно понимается как нечто уникальное, а не универсальное - под маской партикулярности концепции личности процветает заурядная сословность + целя куча прочих недугов - от интеллигентской концепции "личности" до прямого культа личности.
Ну и еще одно, о характере неолиберальных обществ, которые, якобы, разложили все прочие "ценности". Аргумент от рынка/рейтинга как раз в нашем контексте перевесил бы все другие: за зуботычину продюсеру уронить рейтинг передачи - да вы в своем уме??
Вопрос только в том, о каких «ценностях» на этом фоне можно продолжать ломать комедию: что господин Милонов вступился за Кларксона, - порнографическое прямо-таки обнаружение всей ценностной коррумпированности российских фронтменов в борьбе за скрепы.
Николай Плотников: Очень точно к вопросу о скрепах и роли личности.
Только тут по-моему даже не "сословность" (в России сословий с правовыми гарантиями статуса и проч. толком никогда и не было), а почти религиозное поклонение групповым иерархиям, прислонившимся к власти.
Телочкогейт, день третий. Существует ли абьюз? Каминг-аут телочек в «Афише». Нулевая женская солидарность. Переприсвоение мужественности через телочку. В сей грозный час не до телочек. «Лохи вы все»
Телочкогейт (часть 1, часть 2) не мог завершиться вчерашним извинением «Медузы», потому что по поводу всего этого обязательно должна была появиться Колонка. Вот она – колонка Михаила Фишмана на «Слоне», по случаю чрезвычайной ситуации – бесплатная:
Важно понимать, что борьба с гендерной дискриминацией – это вовсе не набор четко прописанных правил и спущенных сверху слов, которые почему-то вдруг запрещают произносить вслух. Это сложная и подвижная система социальной самоцензуры, существующая не просто так, ради самой себя, а с очевидной для общества целью – обезопасить женщин, подавив агрессию и насилие.
Политическая корректность произрастает из осознания, что между сексистскими шутками, уличным харассментом и количеством изнасилований и убийств существует в конечном итоге прямая связь, – связь, которую мы не чувствуем не потому, что в России она отсутствует, а потому, что наше общество разорвано и к тому же подавлено государством. Мужики пьют и избивают своих жен и детей как будто не рядом с нами, а в какой-то другой реальности, существующей в основном в форме цифр Росстата (впрочем, ужасающих). Мы заведомо убеждены, что этой параллельной России, увы, помочь невозможно в принципе, и уж точно не прекращением шуток про телочек и блондинок.
И эта проблема, судя по всему, не решается простым переносом правил. Это не урок, который поддается простой зубрежке. Перенять политическую корректность по отношению к людям с другим цветом кожи проще – в конце концов, ее легче выучить, сыграть, сымитировать. Борьба с сексизмом – совсем другой случай. Она требует погружения в предмет, одного умственного напряжения недостаточно, необходима институциональная среда, где такие конфликты возникают постоянно и разрешаются неким естественным путем.
Но это вовсе не значит, что продвижение невозможно. И тем важнее и полезнее случившийся наконец разговор о «телочках» – политическая корректность, выстроенная на пережитых и осмысленных прецедентах, гораздо более устойчива и надежна. Мы уже недавно видели, как эффективно работают прецеденты, вот вам пример: два года назад государство предприняло гомофобную кампанию и натолкнулось на ответ. Пошли разговоры, вышел знаменитый номер журнала «Афиша» с каминг-аутами, и в итоге границы толерантности к геям среди прогрессивной общественности ощутимо расширились – благодаря реакции сопротивления на отвратительный гомофобный тренд, который спустили сверху.
Сейчас повторится нечто подобное. Мы очень скоро увидим: тех, кто полагает, что шутить про «телочек» – это безобидно и просто весело, среди наших друзей в фейсбуке станет заметно меньше. И даже новые карточки не понадобятся.
Гипотезу Михаила Фишмана о нежелании россиян признавать реальность подтверждает Татьяна Шуба:
Про харрасмент и абьюз женщины в массе не хотят говорить, потому что мужчины не желают этого слышать.
У меня тут давеча был примечательный разговор с френдом. 50 лет, все в России, есть жена, дети, есть много друзей, много читает, много знает. И вдруг ему кто-то рассказывает о харрасменте и абьюзе на примерах их собственной жизни и жизни близких. Он слушает, потом у меня и спрашивает: Да неужели это правда?,. Неужели это всё есть?.. Неужели так бывает, что девушка боится вечером одна пройти по улице, неужели в транспорте цепляются, тискают и трутся и т.д. и т.п. Никогда, — говорит, — мне никто ничего подобного не рассказывал. И делает вывод, что с этой его знакомой, может быть, "что-то не то".
А когда я ему начала говорить, что всё так, что женщины молчат, потому что в социуме нашем всегда обвиняют жертву, что жертвой насилия у нас в первую очередь быть стыдно, т.к. девочек с детства воспитывают в русле "с хорошими девочками такого не случается, такое случается только с дурными", и что сам факт того, что он не поверил своей знакомой, а предпочёл подумать "с ней что-то не то" объясняет молчание женщин о проблеме — тут он вышел из разговора. То ли напряжённо думать, то ли мирно спать.
Зато насчет прогрессивной роди журнала «Афиша» Михаил Фишман слегка погорячился – там вместо осмысления существа сексизма сделали каминг-аут телочек под заголовком (угадайте с трех раз, да, увы, верно) Je suis телочка:
Наталья Туровникова, ди-джей: Я позволяю себя называть телочкой только близким людям. Ну а вообще-то, я не телочка, я — абсолютный пацан, так что все мои девочки — пацаны. Меня это совершенно не могло бы обидеть, если бы меня назвали телочкой. К тому же телочка — это прекрасное русское слово, которое характеризует корову женского пола.
Ах.
Рита Митрофанова, радиоведущая: Я вообще проскочила этот момент, когда это сленговое слово появилось, то есть я стала старой до того, как слово «телочка» ко мне могло относиться. Ну и я привыкла к самоиронии, поэтому не обижаюсь на такие вещи. Но, может быть, кто-то и действительно заслуживает звания «телочки»: есть же реально телки, которые прямо одинаковые, и иначе их и не назовешь, черт возьми! Слово «телка» всегда идет с каким-то прилагательным: стремная телка, тупая телка, или крутая, или прикольная телка, — так что тут надо обижаться на это прилагательное, если уж обижаться. Это как английское baby, по сути.
Ах.
Даша Уточка, диджей и основатель сайта с фотографиями голых девушек: Честно говоря, это слово не выходит у меня из обихода. Мы делаем эротический журнал с фотографиями девушек и, общаясь между собой почти всегда в шутливой манере, называем наших принцесс подобным образом. Мне не кажется это слово грубым или оскорбительным, оно даже фонетически как-то по-милому звучит. Конечно, все еще зависит от контекста и от того, из чьих уст исходит подобное, допустим, от прохожего на улице, который решил у меня поинтересоваться, который час, я такого не потерплю. Но когда кто-то явно дружелюбный говорит мне что-то вроде «я услышал, что приезжают те телочки из Москвы», то на что уж тут обижаться. У людей, которых расстроила очевидно несерьезная вводка «Медузы», явно проблемы с самоиронией.
И вот еще один ах, уже вне афишевского каминг-аута телочек – Екатерина Винокурова пишет о заведомых карьерных преимуществах женщины в журналистике:
Я - за сексизм в его современной форме. Я получила образование, у меня есть работа, избирательные права имущественные и так далее. При этом дивная система дает мне возможность, хлопая глазами, беседуя с человеком, при желании прикинуться глупой дурочкой -- а вдруг "поплывет"? У меня по сравнению с парнем-корреспондентом на старте по сути есть до фига милых бонусов. Вот парень-корреспондент может себе позволит начать плакать в трубку и объяснять, что его уволят, если на том конце трубки немедленно не дадут комментарий? Парень может себе позволить строить мину провинившегося бульдога в нужной ситуации? То-то же.
Сексизм - это чудесно, именно им я оправдываю закупки очередных платьев и сумок к новому парламентскому сезону. Так-то были бы и не нужны, но что поделать - если буду ходить в трениках, источники перестанут общаться.
Более того. Вот я вся такая замечательная на самом деле очень редко слышу от мужчин самые для меня три заветных слова.
"Я все решу".
Да, больше всего на свете (к сожалению, таких случаев у меня по пальцам пересчитать) я люблю, когда меня вежливо ставят на место именно этими тремя словами. И сидишь дальше, как принцесса из сказки и хлопаешь ресницами только. Потом - снова сама, все сама, для себя и себе в удовольствие. А где-то на дне души так и затаилась эта бабочка, хлопающая ресницами. И я знаю, что это все никак не мешает мне строить ни с кем вполне равноправные отношения.
Тут самое место еще поговорить о преимуществах женщины на экзаменах (кто не помнит любительниц рыдать в доверительной беседе с преподавателем), преимуществах женщины в разговорах с ГАИшниками, требующими взятки, и преимуществах переводчицы Варвары перед Бузыкиным из «Осеннего марафона». Все это, естественно, предполагает существование мужчин, готовых выслушивать женский плач вместо ответа на экзамене, – с женщинами такие штуки обычно не проходят, отмечает Аля Кириллова:
Вот что страшно лично для меня, так это сами женщины. Если вы бывали беременны и ходили в женскую консультацию вы знаете о чем я. Как-то у меня во время беременности началось кровотечение я испугалась и побежала в консультацию. там была очередь из беременных. я спросила не могли бы они меня пропустить, так как у меня кровотечение (на языке женщин это самое святое) я получила коллективный отказ со словами "у нас у всех тут кровотечение". В отделах HR по моему опыту всегда сидят бабы. и они то своим профессиональным взглядом и вычисляют будущую роженицу и не берут в штат, чтобы не платить декрет. В моем случае, я уже родила, когда устроилась работать в штат, но именно женщина лишила меня всех привилегий увольнения как матери одиночки с работы, мужчины как раз всегда помогали. Надо ли вам напоминать историю с Филиппом Киркоровым и журналисткой, которую он при всех (при женщинах) назвал ТП (это так сокращается?) и, собственно, на этом дело и закончилось. Бабы как всегда сами разделились на две части и никто за эту женщину стеной не встал. И это явно не должны были делать мужики, потому что они не следят за светской хроникой, это прежде всего должны были сделать женщины. Солидарность! GIRL POWER! объявить бойкот Киркорову. НЕ ходить на концерты, не жать руку. В конце концов расклеить по Москве плакаты с его фото и подписью "сам ты ТП!". НО женщины предпочитают ахать и охать, прятаться подмышкой у своих мужиков и подняв брови домиком спрашивать "если бы меня так обидели, ты бы заступился???". Конечно заступился! (вряд ли Киркоров доберется до его девушки).
Но в том-то и дело, что отсутствие женской солидарности – это тоже проявление сексизма, на что указывает Михаил Берг:
Уровень сексизма в России проявляется во многом, но прежде всего - в способах репрезентации женственности. Яркая боевая раскраска, специфическая мода, презирающая стиль casual, агрессивное подчеркивание половых различий (столь разительно отличающее русских женщин от их товарок на Западе) - и есть лучшее подтверждение того, что сексизм в России не только есть, но настолько влиятелен, что уже неразличим как воздух. Им все дышат вне разделения на женщин и мужчин, и то, что его не видят и не хотят видеть мужчины - понятно, кому охота расставаться с властью, пусть и небольшой, но которой владеешь по праву рождения. Неразличение его женщинами более интересная социальная подробность, которая точнее всего похожа на стокгольмский синдром. Жертвам сексизма его реклама ни к чему, потому что приемы сосуществования с ним - часть привычной культуры, а другой просто нет. И как следствие: высокий уровень конкуренции и социальная незащищенность.
Более внимательный взгляд увидит, конечно, связь сексизма с патриархальностью, традиционализмом, восточными нравами. А если говорить проще: сексизм и есть половая версия русского деспотизма, путинизма, если хотите. В политике - авторитаризм, в культуре - традиционализм и патриархальность, в сексуальном поведении - махровый сексизм. Только поддерживают его не путинские 86 процентов, а сталинские 98: и это куда более отчетливая дистанция до горизонта равенства, чем что-либо другое.
Как и само появление «телочек» в дискурсе московских хипстеров можно объяснить особым отношением с собственной маскулинностью – Наталия Зайцева называет его переприсвоением:
Во всей этой истории меня больше всего тронул момент, когда женщины начали высказываться на тему того, обижает их это слово или нет. Я и раньше это наблюдала: моих подруг, принадлежащих к условному кругу знакомых Медузы (буквально знакомых - через одно рукопожатие), неважно насколько близки им феминистские взгляды, это слово не обижало. Потому что слово "телочка" (именно в этой форме, а не "телка", и именно в "ироничном" ключе) именно "знакомые Медузы" и придумали, ввели в обиход. Я не буду сейчас подробно этих людей типизировать, потому что речь не о них, а о женщинах, которые за ними стали повторять это слово. Есть мнение, что женщины таким образом присоединились к агрессии, чтобы ее нейтрализовать, взять под контроль, типа, да, я телочка, и меня это ничуть не обижает, я не какая-нибудь зануда, чтобы юмор не понимать, и вообще хорошее слово, нежное. Я с этим тезисом согласна, но мне кажется, есть еще один фактор, не имеющий отношение к противостоянию силе и возвращению контроля: это переприсвоение женственности - это когда я, например, всю жизнь чуралась розовых футболок с блестками, чтобы не прослыть дурой, а в 30 лет купила именно такую майку, чтобы всем показать, что я не запариваюсь. Так вот, защитницы слова "телочки" обычно говорят "ну, да, иногда хочется побыть просто телкой на каблах, сделать селфи с уточкой и вот это все". Хочется побыть "красивой", а способов таковой быть ограниченное количество, и все эти способы входят в какой-то культурный код. Один из этих кодов - "телочка", и этот код, несмотря на то, что он десять тысяч раз дискредитирован, все равно по всем конвенциям остается эталоном "женственности", переприсвоить которую и стремятся мои подруги. Они всю жизнь доказывали, что они умные, а не "телки на каблах", и поэтому теперь, когда дело доходит до "каблов", кокетливо называют себя телочками - но это, конечно, не всерьез, это поза, игра, постмодернистский жест, это ни в коем случае не их истинное лицо.
Возможно, у мальчиков из хороших московских школ, окончивших гуманитарные факультеты лучших столичных вузов, срабатывает тот же механизм: с помощью "телочек" и другого пацанского языка они переприсваивают мужественность, которой, как им кажется, они лишены.
Меня интересует вот что: возможно ли вырваться из-под власти культурных кодов и перестать определять себя через гиперссылки? Ведь когда умная, деловая женщина, которая дружит с лидерами политической оппозиции, подхватывает от них слово "телочка" и прикладывает его к себе, то весь юмор для нее как раз в том, что ее личность гораздо больше, и что ее большая личность вдруг сводится лишь к одной грани. Штука в том, что личность любой женщины больше, нет никаких стереотипных "телочек" в реальности, то, что вы видите в клипах Виагры, это тоже сконструированный образ. Зачем продолжать полемизировать с этим образом, когда можно жить и мыслить самостоятельно?
Еще одним важным аспектом дискуссии стала уместность подобных разговоров в наши нелегкие времена на фоне тревожных новостей и напряженной обстановки.
Кирилл Рогов: Этот щебет про телочек в течение суток умиляет. У вас фашист над ухом хочет вас убить, а вы ссоритесь, можно ли телочек называть телочками. Пока живы, можно.
Игорь Федюкин: Кирилл, правильно. И вообще надо вообще нахрен закрыть аккаунты фб. Ибо нефиг в грозный час.
Алексей Мунипов: Живо представляю себе, как Макс Авдеев или Марина Ахмедова возвращается, условно говоря, из Дебальцево, останавливаются в первой приличной гостинице, залезают проверить почту и читают ленту, забитую новостями про телочкагейт.
Или Нюта Федермессер возвращается домой из хосписа, где весь день обсуждала новый закон, по которому за памятку, где в Москве раковым больным получить обезболивание, можно заработать реальный срок. Или Елена Гремина после репетиции в новом Доке.
Мунипов чуть позже, правда, рефлексирует свою позицию:
Велик соблазн, конечно, объяснить все это безумие типичным эффектом переноса. Не хочется, потому что стремно — и на многое сложно повлиять — думать про действительно важные вещи: про войну, про собственное положение, про будущее детей, про то, что будет с твоей работой и твоим делом, ну, и много еще про что. Зато про телочек спорить легко и приятно (при том, что большинство спорящих эта тема, надо признать, довольно слабо касается и до вчерашнего дня не волновала никак). Можно выстроить осмысленную позицию, страстно ее защищать, почувствовать принадлежность к одной группе и отстроенность от другой — в общем, сплошной профит, как пишут теперь в "Комсомольской правде".
Тем временем буквально вчера читал в ленте, что единственный в городе крупный центр помощи женщинам, попавшим в трудную ситуацию (это место, куда, например, бегут от насилия в семье), переводят на самоокупаемость.
Маша Гессен недоумевает:
Ну вот, теперь умные приятные люди в моей ленте один за другим отвечают на вопрос о том, что важнее - быть цивилизованным человеком или не любить тирана. А дело даже не в том, что вопрос так не стоит - дело как раз в том, что вопрос стоит ровно наоборот: первое является не только необходимым, но и достаточным условием для второго.
Чтобы понять, почему вопрос ставится именно так, как его ставит Кирилл Рогов, имеет смысл прочитать статью Константина Зарубина «Кант – лох. Послесловие» на «Снобе» - это лучший текст об устройстве российского сознания из тех, что мне доводилось читать в последнее время. Она посвящена прославившейся на весь мир надписи «Кант-лох» на доме в поселке Веселовка, который год назад калининградские власти назначили еще одним музеем Канта. Константин Зарубин объясняет, что (а) никакой это не домик Канта и не музей, а обычный быстро ветшающий немецкий дом in the middle of nowhere и (б) что если есть руина и вокруг живут подростки, то на руине обязательно появятся графитти. Кант тут совершенно ни при чем. Но вот правы ли авторы графитти, лох ли Кант?
За помощью обратимся к экспертам. Философ Вадим Васильев однажды провел опрос о Канте среди коллег. Около сотни философов из разных стран, включая звезд вроде Ричарда Рорти и Карла-Отто Апеля, ответили, какие идеи прусского мыслителя, на их взгляд, «имеют всеобщее, непреходящее значение».
Философы много хвалят трансцендентализм. Восторгаются синтетическими априорными суждениями. Но из ответа в ответ кочуют и менее эзотерические жемчужины кантовского наследия. Например:
«Способность к критической рефлексии».
«Просвещенческий идеал индивидуальной свободы».
«Фундаментальное равенство людей».
«Идея обеспечения мира путем установления правовых отношений между государствами».
Как мантра, повторяется кантовская «идея о том, что каждый человек должен рассматриваться как цель сама по себе». Очень всем нравится, что «человек как личность имеет абсолютную ценность и поэтому ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как средство».
Можно было бы процитировать и этот нравственный закон, он же категорический императив, из которого, в частности, вытекает, что врать нехорошо и вообще нельзя. Но уважаемый читатель, несомненно, знает категорический императив Канта без меня и вообще ерзает на стуле, требуя развязки:
— Ну, понятно. Свобода, равенство, братство, нравственность, ООН, права человека, все дела. Знаем, проходили. При чем тут это? Вопрос про лоха был. Лох Кант или нет?
А рассудите сами. Представьте живого человека, который не просто знает и проходил, а натурально верит во все вышеперечисленное. Ну, вот меня представьте, раз уж я это пишу. Я реально верю во всю эту ботву: и в фундаментальное равенство людей, и в абсолютную ценность личности, и что правовые отношения нужны между государствами. Мне даже императив категорический нравится, с кое-какими поправками на последствия.
Лох я? Да стопудово лох. Развели меня не по-детски.
А теперь вспомним, что Кант во все это не просто верил. Он из тех, кто все это придумал. Всю жизнь горбатился за письменным столом — маленький (150 см), тщедушный, больной, перебивавшийся частными уроками в будущей Веселовке и бесконечными лекциями в университете. Всю жизнь искал тишины, но собственный дом смог купить только в 59 лет, уже после «Критики чистого разума».
Беда не в том, что «Дракончик, панда и морж» написали «Кант лох» поперек горе-музея. Они молодые. Им положено малевать нонконформистскую чушь на стенах бесхозных руин.
Беда в том, что они правы. В обществе, где любую критическую рефлексию опять заменяют коленные рефлексы, никем кроме лоха Кант слыть не может.
В связи с чем предлагаю правительству Калининградской области разместить крупный госзаказ на соответствующие футболки в студии «Околофутболок». Будет во что нарядить нашистов и бюджетников на очередном путинге. Ну и западная пресса с удовольствием напишет о массовых протестах против трансцендентального идеализма. Русские очень духовные, когда не в танке.
Вот и ответ на недоумение Маши Гессен: зачем быть цивилизованным человеком? Ты что, лох что ли?
И в заключение – напутствия российской интеллигенции от Ильи Файбисовича:
Прежде чем окончательно покинуть сумрачный лес, я рад предоставившейся мне возможности объявить запись на цикл эксклюзивных мастер-классов "Джунгли зовут!". Пока подтверждены следующие темы:
— "Евреи и жиды: как отличить?";
— "Стоило ли неграм уходить с плантаций?";
— "Почему Джереми Кларксон право имеет";
— "Рыгаем 15 секунд без перерыва. 5 простых шагов к успеху";
— "Туалетная бумага как буржуазная условность".
Вести занятия уже согласились осел, козел и косолапый мишка.
Цена договорная.
Не поминайте лихом.