Памятники архитектуры Пскова приходят в упадок, ветшают и разрушаются прямо на глазах. На их месте появляются новые строения, постепенно уничтожающие облик древнего города.
"Когда такое отношение к памятникам – это грустно. У нас патриотизм – это когда ты кричишь, что "наша армия сильнее всех" и "бей американцев". А ценить собственную историю – это не патриотизм, к сожалению", – говорит лидер группы градозащитников Пскова Александр Окунев.
26 марта 2015 года с громким хлопком рухнула стена старинного Штабного флигеля 96-го Омского пехотного полка. О том, что обрушилась часть памятника регионального значения, Елене Яковлевой, председателю комитета Псковской области по охране культурного наследия, рассказала её мама – 83-летней женщине показалось, что рядом взорвалась бомба. Оказалось, что строители выкопали котлован вплотную к стене флигеля, и фундамент "пополз". Южный торец здания упал, центральный фасад из красного кирпича разрезала трещина.
Комитет тут же выдал предписание о приостановке работ и начал административное расследование. Впрочем, причины разрушений и так понятны: реставрация шла без авторского надзора и в максимально экономном режиме, потому что финансировалась благотворительными пожертвованиями – здания казарм Омского полка взял под свое покровительство храм Александра Невского.
В Пскове, где дома-памятники на каждом шагу, случаи частной реставрации настолько редки, что настоятелю храма отцу Олегу Тэору не грозит общественное порицание – у казарм Омского полка по крайней мере есть хозяин, а это как раз то, к чему стремится государственная власть в сфере сохранения исторического наследия.
С подавляющим числом других памятников дела обстоят намного хуже: дом Седельщикова (XVII в.) на улице Герцена пустует с 2010 года, когда муниципалитет зачем-то выселил из него "Центр образования "Подросток". В результате здание, стоящее в двух шагах от Псковского Кремля, еще пять лет назад целое и невредимое, чуть не сгорело и продолжает разрушаться. Дом Батова, часть архитектурного комплекса XVII – начала XX века, опустел на пару десятилетий раньше и теперь горит чуть ли не каждый год – он стал "ночлежкой" с великолепным видом на Кремль.
Ветшают Солодёжня и Дом Печенко – белокаменные палаты XVII века в исконно псковском стиле. В 2014 году у дома Печенко обвалилась часть восточной стены. В комитете по охране культурного наследия говорят, что эти дома скоро выставят на конкурс, но пока никто не позаботился о срочных работах, чтобы памятники просто дожили до появления новых хозяев.
– Местное население растаскивает на свои хозяйственные нужды камни и кирпичи, которые выпали из стен. Кладка XVII века хорошо расходится,– говорит Ирина Голубева, председатель псковского ВООПИиК. – Раньше там жил бомж, он хотя бы как-то караулил. Мы покупали замки и ключи, сама отдавала – один бомжу, другой –Росимуществу. Ничего этого уже нет, бомжа выгнали, всё настежь открыто.
В руинах лежит и комплекс средневековых памятников на Романовой горке. Это самый центр Пскова – три минуты ходьбы до мэрии, пять – до областной администрации. Через пробоины в доме, в котором по легенде жила в смутное время Марина Мнишек (XVII в.) виден кирпичный дом, построенный в советское время для нужд номенклатуры."Дом Марины Мнишек" оставался жилым до начала 90-х. А потом типичная история: расселили, чтобы начать реконструкцию, но государственное финансирование закончилось, а частное – так и не началось.
Рядом разрушаются Второй дом Сутоцкого и Дом Предводителя дворянства. Руины дома Карамышева уже не видны под слоем земли. Зато палаты Меншиковых сюда, на Романову горку, как магнит, тянут туристов: в этом восстановленном памятнике трест "Зеленхоз" открыл цветочный и сувенирный магазин. Казалось бы, идеальный способ сохранения исторического наследия. Но примеру "Зеленхоза" и гостиницы "Двор Подзноева", под которую были подняты из руин палаты Подзноевых (XVII в.), не спешат следовать другие псковские инвесторы. Бизнес можно понять: огромные средства, затраченные на реставрацию, Росимущество затем отказывается засчитывать в качестве арендной платы.
Единственный способ "выбить" у государства деньги на памятники в Пскове – это большой праздник. "Все участники процесса зарабатывают, то есть, здесь мотивация – деньги. – говорит реставратор Владимир Никитин – А у нас мотивация – воспользоваться ситуацией на благо объекта культурного наследия".
Так в 2012 году реставрировали Изборскую крепость – к 1150-летию российской государственности. Так под эгидой 700-летия Сергия Радонежского сейчас восстанавливают церковь Сергия с Залужья. Разрушенный в Великую Отечественную войну храм оказался на задворках жилой застройки в центре города, его использовали как гараж и туалет. Храм спасли местные жители, взявшие его под свою опеку, они организовали церковную общину, засыпали обращениями все уровни власти и не успокоились, пока строители не поставили во дворе храма свои вагончики.
– Застройщики и чиновники часто делают заявления в том духе, что "законсервировать исторический центр города невозможно". – говорит лидер градозащитников Пскова Алекандр Окунев – Их любимый аргумент – "Время не стоит на месте". Они говорят, что современный горожанин не может жить без горячей воды, нормальной электропроводки и кондиционера. Может быть они переживают за жильцов дома Беклешова по улице Георгиевской? Он построен в XVIII веке и до сих пор остается жилым. Условия жизни в этом доме не соответствуют не только XXI веку, но и веку XX. Может быть жители этого дома живут в жутких условиях из-за того, что исторический центр у нас "заморожен"? Нет. Активное строительство в исторической части Пскова идет и нисколько не помогло решить проблемы жильцов дома Беклешова – эти горожане как жили вне "благ цивилизации", так и живут. Современный Псков занимает площадь 96 квадратных километров. Историческая часть города – это всего 4 квадратных километров, то есть примерно 4 процентов от всей площади городских территорий, и нет никакой проблемы в том, чтобы полностью запретить здесь новое строительство. Это крайне важно, потому что такое строительство у нас почти всегда означает снос "руин" – памятников регионального значения. Когда застраивалась Золотая набережная напротив Кремля, все подлинные остатки зданий были разобраны. Есть опасения, что та же участь постигнет дом Дерюгиной на ул. Красных Партизан или дом Александровой на ул. Гоголя. Рядом с ними ведется активное строительство. После того как "закончатся" памятники местного и регионального значения, застройщики обратят свой взор и на другие места... Вот уже дом Печенко почти рухнул, и где гарантии, что не рухнет окончательно? И тут же, готов спорить, найдется желающий "возродить исторический квартал" на его месте. К сожалению, строительные компании хотят строить в центре даже не потому, что это престижно – просто в центре уже есть все инженерные коммуникации. А власти – ни городские, ни областные – не способны заинтересовать застройщика освоением территории за пределами исторического центра. Проблема, таким образом, не экономическая, а исключительно политическая. Очень больно наблюдать разрушение и снос памятников как подготовку площадки под новое строительство. Тем более, что это новое строительство по своим эстетическим качествам на два порядка ниже старинной псковской архитектуры. – подытожил Александр Окунев.