Ссылки для упрощенного доступа

Спасти красноармейца


Фрагмент мозаики на станции киевского метро "Дворец Украина"
Фрагмент мозаики на станции киевского метро "Дворец Украина"

Киевские искусствоведы призывают сохранить мозаики с изображением советской символики вопреки принятому закону о запрете коммунистической пропаганды

Раньше эта станция киевского метрополитена называлась "Красноармейская" и с тех пор ее вестибюль украшает внушительных размеров мозаичное панно с изображением красноармейца с винтовкой и аббревиатурой Рабоче-крестьянской Красной армии. После принятия на Украине закона о запрете коммунистической символики и пропаганды в Киевский городской совет на рассмотрение внесен проект закона о демонтаже фрагментов отделки некоторых станций столичного метрополитена.

Мозаичное панно на станции метро "Шулявская"
Мозаичное панно на станции метро "Шулявская"

Киевские искусствоведы призывают сохранить красноармейца и пятиконечные звезды на бывшей станции "Красноармейская", которая в 1993 году была переименована в "Дворец Украина", а также мозаику на станции метро "Шулявская", раньше называвшейся "Завод "Большевик" (здесь уже 40 лет находится мозаичное панно с изображением рабочих и фабрики с дымящимися трубами). По мнению Евгении Моляр из арт-центра "Изоляция", координатора проекта Soviet mosaics in Ukraine, речь идет не только об идеологической составляющей предмета спора, но о произведениях искусства:

Евгения Моляр о сохранении советских мозаик в метро
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:52 0:00
Скачать медиафайл
Прошло почти полстолетия, и мы снова пытаемся уничтожить работу того же автора

– Архитектурные ансамбли некоторых станций метрополитена еще в начале 90-х годов были внесены в реестры памятников. Но даже если особая охрана не распространяется на советские мозаики, достаточно вспомнить историю, чтобы не согласиться с демонтажем. Например, мозаика Ивана Литовченко на станции метро "Шулявская", где изображена аллегорическая сцена "мирного атома", – работа 1963 года. В конце 70-х он создал другое монументальное мозаичное панно на проспекте Победы. Оно называется "Во славу труда". И тогда Виталий Щербицкий (бывший первый секретарь ЦК Компартии Украины. – РС) хотел его уничтожить, потому что это было слишком выразительно, слишком символически, слишком свободно для советского времени. И это панно на проспекте Победы чудом сохранилось. Прошло почти полстолетия, мы пытаемся уничтожить советские памятники, снова пытаемся уничтожить работу того же автора. Эта параллель показательна. История повторяется: неугодное искусство должно исчезнуть. Но то, что искусство того же автора пытались уничтожить в советское время, никто не задумывается.

– Почему арт-центр "Изоляция" решил обратить внимание на мозаики и начал активную кампанию по сохранению советских следов в киевском метрополитене?

Раньше на станции метро "Шулявская" на карнизе были написаны слова "Коммунизм, мир, труд, счастье"
Раньше на станции метро "Шулявская" на карнизе были написаны слова "Коммунизм, мир, труд, счастье"

– Наш проект Soviet mosaics in Ukraine был создан в феврале 2014 года, еще когда фонд "Изоляция" находился в Донецке. Наши коллеги работали там с наследием украинской художницы Аллы Горской, которая создала очень много монументальных мозаик в Донбассе. Когда началась эта работа, выяснилось, что это огромный пласт нашей культуры, который практически не исследован. По всей территории Украины находится огромное количество этих объектов, и полной информации о них ни у кого нет. Поэтому был инициирован проект, мы создали открытую платформу для размещения фотоархива всех мозаичных произведений на территории Украины. Это фото, описания и информация о времени создания, об авторах, о художниках. Сейчас фонд "Изоляция" находится в Киеве, так как территория Донецка оккупирована сепаратистами, и мы активно включились в киевский процесс просто потому, что сохранение мозаик – сфера наших профессиональных интересов. Я бы хотела отметить, что мы не пытаемся сохранить все советское, а говорим о монументальном декоративном искусстве. Потому что именно в этой области очень часто работали художники, которые не были согласны с официальной идеологией. Есть много художников-шестидесятников, которые за свое мнение поплатились не просто карьерой, но и жизнью. Создавая монументальное искусство, они закладывали в него этот конфликт. Для развития и формирования современной украинской культуры советский период очень важен. Украинские произведения создавались тогда вопреки тому, как действовала цензура и идеология.

– На Украине был принят закон о запрете коммунистической пропаганды. И хотя вы говорите о художественной ценности мозаик, их можно также рассматривать как коммунистическую символику. Как, по вашему мнению, можно решать вот это противоречие?

Пятиконечная звезда на станции метро "Дворец Украина"
Пятиконечная звезда на станции метро "Дворец Украина"

– Наша основная идея в связи с этим законом: все решения относительно монументального декоративного искусства советского времени должны приниматься независимым экспертным советом, куда войдут художники, искусствоведы, историки, архитекторы и обязательно городские планировщики. Потому что любое монументальное декоративное произведение – это часть архитектурного ансамбля и нельзя просто взять одну часть целого и убрать. В законе речь идет о том, что его положения не распространяются на произведения искусства, созданные до вступления в силу этого документа. То есть произведения искусства, которые были созданы в XX веке, не могут быть немедленно демонтированы. В данном случае возникает мировоззренческий вопрос, который невозможно урегулировать законодательно: что является произведением искусства, а что не является? Волюнтаристским решением одного депутата, которому просто не нравится то или иное произведение, невозможно инициировать такие процессы в нашей стране. Это должно решать экспертное сообщество – с участием представителей из министерства культуры и представителей муниципалитетов тех регионов, где есть мозаики. А они есть практически на всей территории Украины, – говорит искусствовед Евгения Моляр.

XS
SM
MD
LG