Латвийский художник Владислав Лакше украсил новый зал баскетбольного клуба "Днiпро" масштабной панорамой "Битва за Днепр", в которой отразил патриотический подъем украинцев, дух казацкой вольницы и бунтарские настроения молодежных уличных субкультур. Объект спортивного дизайна превратился в художественное событие, которое отметила пресса. Вот что пишет "Комсомольская правда в Украине": "Отдельной достопримечательностью стали стены зала: по всему периметру они украшены сюжетной графикой, где перемешаны символы города, баскетбольные эпизоды с казацкими аллюзиями, мускулистые персонажи и толпы болельщиков – практически батальное полотно". Тренер команды предстал перед зрителями в образе гетмана с булавой в руке, а игрок замахивается мячом на фоне своего сказочного двойника, рубящего сплеча казацкой саблей. Лакше окрестил проект своей Сикстинской капеллой.
В активе у Влада Лакше, участника движения уличного баскетбола, оформление множества турниров стритбола: Ghetto Basket в Риге и Москве, Ghetto Games в Риге, Moscow Open, Piter Street Games, Pacifiс Open во Владивостоке и турнира памяти легенды стритбола Alimoe Black Widow в Гарлеме, Нью-Йорк. Он создал дизайн для нескольких клубов "большого" баскетбола и разрабатывал стиль для звезд NBA Леброна Джеймса, Дуайта Ховарда и Андрея Кириленко.
– Я заканчивал дипломную работу в магистратуре по теме "Агитационный плакат военного времени, – рассказывает Влад. – В то время меня это очень сильно увлекало, и до сих пор нравится плакатный пафос. Уделял внимание позитивной провокации, потому что плакат как вид искусства сильно воздействует на психику человека до сих пор, заставляя его действовать, прислушиваясь к тому, что говорит изображение. Поэтому в моих дизайнерских работах присутствует до сих пор некий плакатный психологизм, который акцентирует особые моменты и заставляет обратить на них внимание.
– Эстетика "Триумфа воли" Лени Рифеншталь вас вдохновляет?
– Красивая, сильная женщина. Вообще, я люблю слоганы. Этот мне нравится. Для меня он несет в себе то, что несет, без всяких политических подтекстов, показывая готовность человека, страны бороться за спортивные достижения, быть лучшим.
– Проектом в Днепропетровске вы демонстрируете свою политическую позицию в украинском конфликте?
– Спорт вне политики. Моя задача – максимально красиво показать баскетбол.
– Как случилось, что вы расписали зал "Днепра"?
– Я оформлял в Киеве баскетбольный зал команды "Авангард". Люди увидели мою работу, она им понравилась, и меня попросили помочь оформить зал в Днепропетровске, на что я охотно согласился. Мне нравится и тематика спорта, и непосредственно баскетбол, я сам играю. Спортом занимаюсь с раннего детства. Окончил баскетбольную школу VEF, играл на улицах, принимал участие в различных турнирах.
– Как вы обозначите свой стиль?
– Это образы сильных атлетов. В спортивный дизайн я их перенес из своих творческих работ. Но они, безусловно, привязаны к концептуальным идеям, даже спортивное оформление несет какую-то идею. Это не просто какие-то фигуры с мячами, а "Битва за Днепр". Спортсмены борются с соперниками из различных баскетбольных клубов в надежде победить. Надеюсь, что новый зал поможет им в этом.
– Да, там очень духоподъемные мотивы национальные. Я видела, например, человека героического вида с оселедцем. Вы вжились в атмосферу, почувствовали на Украине особый дух?
– Так как во мне течет отчасти и украинская кровь, наверное, мне было легче вжиться. Концепция такова: баскетболисты отбрасывают тени в виде силуэтов национальных героев, которые сражались за Украину, и просто героев былин, сказок, которых я решил включить в это панно.
– Патриотический подъем на Украине дал возможность развить этот патетический стиль?
– Там больше иронии, но да, все совпало.
– Почувствовали что-то особенное в людях, с которыми общались?
– Не знаю, сейчас ли появилось в них это особенное. Это интересные люди, они мало чем отличаются в общении от представителей ЦСКА, команд Нижнего Новгорода или Киева, с которыми я работал. Они все увлечены баскетболом, национальных проблем в плане какой-то обиды или воинственного настроя я не чувствовал. Впрочем, это логично, потому что люди занимаются спортом и их интересуют другого рода сражения, на площадке. Этим, наверное, баскетбол и интересен, что, выходя на площадку, ты отдаешься одной цели – выиграть.
– Спорт сильно завязан на патриотизме.
– Украинцы как нация – большие патриоты, и вообще, и в спорте. Может быть, здесь и пролегает эта тонкая красная линия, отличие, которое я почувствовал именно в "Днепре", потому что эти люди все делали для клуба, сами построили с нуля зал, они огромные фанаты своего дела, и поклонники у них абсолютно фанатичны. Особенно приятно работать, зная, что отклик будет на весь город и вообще на всю Украину. Пресса написала, что появился неожиданно сильный проект, связанный с поднятием духа команды, вообще украинской нации.
– Вы обозначили свой стиль как Ghetto Art. В нем присутствуют отголоски граффити гарлемского гетто, американских "черных" кварталов?
– Да, есть параллели – это уличная культура, на улице можно почувствовать себя свободным, когда играешь в баскетбол, потому что над тобой нет ни тренера, ни судей, ты выходишь на площадку с мальчишками и честно с ними сражаешься: жестко, по правилам жизни. Улица живет по законам природы, и ты вместе с ней функционируешь более или менее гармонично. Мне нравится этот подход "геттовский", жесткий, реалистичный. Естественно, фигуры отражают это все: портреты, тела атлетов, готовые держать удар. Это ответ системе: свобода прежде всего. Свобода, какой ее видят ребята на улице.
– Эта культура пересекается с духом уличного протестного движения на Украине?
– Отчасти да, как и мой стиль в целом. И непосредственно в этих панно есть свобода и выход этой энергии, свободы личности вне системы, вне ограничений, личности, которая хочет себя реализовать так, как считает правильным это сделать.
Я общался на Украине с представителями уличного движения: с лигой стритбола USL. В ней играют обычные пацаны из рабочих кварталов. Я им в прошлом году помогал оформлять всеукраинский турнир: в нем задействованы команды из Киева, Днепропетровска, Харькова и других городов.
– Этих людей сейчас не раскололо политическое противостояние?
– Как ни странно, они держатся молодцом. Ничего их не раскололо, потому что игра и вообще спорт объединяют. Удивительно приятно, что они организовывают в эти тяжелые времена турниры, патриотично настроены. Как говорит один из организаторов: турнир, и никакой политики в спорте. Спорт – это абсолютная свобода тела и духа. И мы пытаемся абстрагироваться от всего, что мешает нам проживать эту баскетбольную жизнь.
– Вы делали и какие-то объекты в Москве, связанные со стритболом, и в оформлении Сочинской олимпиады тоже участвовали?
– В Сочи участвовал минимально. Я оформлял российский турнир по стритболу Moscow Open, в Лужниках. Там меня заметили, пригласили второй, третий раз, потом в Питер, Владивосток и Нижний Новгород. Потом Украина появилась.
– Получается, вы основали особое направление в стрит-арте?
– Я не первооткрыватель, потому что в Америке эта культура существовала до меня, но до сих пор об оформлении баскетбола в таких масштабах, о такой отрисовке деталей, живописи я не слышал. Наверное, я пока такой один. Помимо панно и рисунков я придумываю слоганы, целый набор вдохновляющих слоганов на сезон, подбираю основные цвета, чтобы это держалось вместе, иногда разрабатываю форму для игроков. Сейчас оформляю турнир в Гарлеме, на родине стиля, и это очень почетно. Они в прошлом году ко мне обратились, и, наверное, для меня это был подарок судьбы номер один, потому что я вырос на этой культуре, она меня вдохновила.