Ссылки для упрощенного доступа

Саакашвили-одессит. Медведев заговорил по-украински. Трилобиты, агенты США. Острая фаза кризиса позади, впереди и посередине. Два Владимира и муравьи

Лайвблог о дискуссиях в Сети

12:26 1.6.2015

Саакашвили-одессит. Медведев заговорил по-украински. В ожидании нового чуда. "Варяги" во власти: за и против. Януковича - в губернаторы Дагестана! Слишком много шуточек

Назначение Михаила Саакашвили главой Одесской областной администрации не оставило равнодушным почти никого. При этом ярых сторонников и яростных противников нового губернатора иногда было даже трудно отличить друг от друга - и тех, и других захлестывали эмоции:

И даже насчет "Мишки - одессита" и те и другие шутили в примерно равных пропорциях:

Сам Саакашвили не смог удержаться:

Ostap Karmodi
Это очень сильный ход - не знаю пока насчет политически, но сюжетно - точно.

Сюжетов в сетевых дискуссиях вокруг назначения Саакашвили было несколько.

Первый - многоязычный твит Дмитрия Медведева.

Внезапная украиноязычность Медведева вызвала язвительные комментарии:

Станислав Яковлев

Так мы узнали что на клавиатуре российского премьер-министра есть украинская раскладка

Ostap Karmodi
Назначение Саакашвили приносит первые плоды. Медведев заговорил по-украински.

Nato Dvali

"Кого б ще призначити в Україні, щоб прем'єр-міністр Росії почав твітити винятково українською?" (с) Dmytro Kuleba

Впрочем, Медведеву досталось и по существу.

Леонид Волков
Боже это невероятно
Вот же жалкий клоун

Владимир Милов
@MedvedevRussia - все еще премьер. Шапито-шоу продолжается. Бедная Россия

Николай Травкин
Видно, что переживает очень за братьев-соседей.
Даже не стал через пресс-секретаря, а взял айфон, расчехлил Твиттер и посочувствовал...

Конечно, что может быть важнее для премьер-министра страны и руководителя правящей партии, чем назначение губернатора в другом государстве?
Ну, не реагировать же по поводу раненых пленных наёмников, которые выдают себя за служащих армии государства, правительство которого и возглавляет Д.Медведев.

Зачем Медведеву все это понадобилось? Логичное объяснение дает Роман Федосеев

Если от Медведева, в общем, уже ничего не ждут, кроме смешных твитов, то с Саакашвили у многих связаны большие ожидания. И это - второй сюжет в связи с его назначением. От Саакашвили ждут, например, превращения Одессы в "новый Батуми", беспощадной борьбы с коррупцией и прочих достижений, которые ассоциируются с "грузинским чудом".

Sergei Loiko
С понедельника в Одессе не останется ни одного коррумпированного гаишника... Завтра большой отъезд толстожопых и краснорожих хорошей упитанности мужиков в штатском... В ДНР...

При этом многие россияне, критически настроенные по отношению к Путину, кажется, обрадовались назначению Саакашвили даже больше, чем украинцы.

Mitya Aleshkovskiy
Я своими глазами видел как расцвела Грузия при Саакашвили.

про Михаила Николозовича хочу сказать следующее.

1. Саакашвили мог остаться у власти. <...> Но этого не произошло, потому, что сохранение демократической процедуры перехода власти от одной политической силы к другой — значительно важнее, чем сохранение личной власти. <...>

2. Сейчас, по прошествии 3 лет с момента смены власти в Грузии можно с уверенностью утверждать, что реформы проведенные под руководством Саакашвили заложили настолько мощный фундамент для развития страны, что сколько бы их не уничтожали новые власти, отката назад всё равно долгое время удавалось избегать. <..>

3. Только безумный может не понимать как много Саакашвили сделал для развития Грузии.

Соединив в единое целое эти три факта я могу с уверенностью утверждать, что одесситам очень повезло с новым губернатором.

Elena Rykovtseva
В Грузии я была при его правлении. Если бы я там не побывала - никогда не поверила бы, что такое бывает, про что рассказывали. Отношение там к нему было разным. <...> Но даже те, кто его ненавидел, признавали, что в Грузии исчезли очереди как класс – любую справку вы стали получать мгновенно. Да, за деньги. Но в бюджет, не чиновнице на булавки. Отдельным аттракционом шла таможня. Любой контейнер оформлялся за 15 минут. Бюджет страны на тот момент за три года вырос с 30 миллионов до 4,5 миллиарда долларов именно из-за того, что таможня легализовала свои доходы и стала отдавать их стране. <...> Когда они своего Мишу скинули, мне было не его лично жалко, мне было жалко, если они растеряют всю эту сказку, которую ему удалось там выстроить.

Владимир Малышев​

В Батуми построили небоскреб, часть помещений из которого было передано университету. Так сейчас, когда Саакашвили не выбрали на новый срок, университет выселяют, а туда переезжают городские чиновники Батуми. И конечно, это сделано, потому что небоскреб, в котором заранее, еще при проектировании учитывалось, что там будет университет, совершенно не подходит для университета.

И эти люди еще в чем-то обвиняют Саакашвили?!

Евгений Юрьев

Невозможны эффективные реформы в "линейной", инерционной, имитационной системе, когда инновационная команда встраивается и прислуживает команде чиновников, а не главенствует над ней в течение всего периода модернизации. И когда нет целостной, последовательной концепции и программы реформ, неотвратимой. И этот ход, с Саакашвили, может тоже восприниматься как имитационный и дискретный, по многим признакам. И есть огромные риски дискредитации и идеи, и персоны.

Но это тот случай, когда начальная мотивация не имеет значения, когда сам прецедент, сама авантюра, ее креативность может изменять реальность. И из прецедента формируется система. Команда. Любое движение к модернизации я склонен оценивать не скептически, а идеалистически, даже если это противоречит моему тезису: все или ничего.

Среди украинских сторонников реформ мнения разделились. Многие приветствуют назначение Саакашвили хотя бы потому, что оно разозлило Кремль.

Alessio Di Vittorio Guerrasimentti
у ваты феерия в связи с саакашвили. давно столько говна не лили: потопит одессу в крови, убьет весь бизнес, потеря территорий. самые лучшие пожелания, короче.

гоблин-аксенов, чалый, мутко с английским, медведев с айфоном, юрист кадыров - никаких вопросов. все ок. и как-то живут с ними.

Юрий Бирюков
Зачем-то куча народа просит прокомментить Саакашвили. Да, други! Меня тоже поразил тот факт, что в моем любимом в детстве сериале "Четыре танкиста и собака" фамилия одного танкиста Ярош, а другого - Саакашвили.

Другие тоже ждут реформ и решительной победы над коррупцией.

Anton Gerashchenko

Контрабандисты и их покровители, поняли что одним из первых дел на посту губернатора Михаил Саакашвили перекроет контрабандные потоки, рекой льющиеся сейчас через Одесские порты при попустительстве СБУ.

И плевать он хотел на чины и погоны киевских коррупционеров.

И мы поможем Михаилу Саакашвили в борьбе с контрабандой и реформами в одесском регионе, которые станут примером для всех остальных областей Украины !

Но есть и скептические голоса.

Борис Филатов

Сторонники патернализма "ах, Михо построит новый Батуми" пытаются переубедить скептиков <...> Нового Батуми не будет. Не потому, что Михо не хочет. А потому, что "батумимечтатели" в рамках одной области плохо соображают, как функционирует государственный механизм. Ни один, даже самый гениальный председатель ОГА, без системных изменений в стране, на местном уровне ничего не изменит кардинально.

А вот российским "ястребам" все ясно: Саакашвили назначили в Одессу для того, чтобы начать войну против Приднестровья. Войну эту Украина, конечно, проиграет - добавляют ястребы - но разве это остановит "киевскую хунту"?

Yuriy Romanenko
Шедевр логики. Даже Гитлер обзавидовался бы

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что Украина может напасть на Приднестровье и находящийся там российский военный контингент.

"Поскольку они поняли, что втянуть Россию в военный конфликт невозможно, они смотрят на Приднестровье. <...>

Если будет нападение на российских миротворцев, Россия не сможет не вступить в войну. Киевский режим таким образом падет, и все последствия политики, которую осуществлял послемайданный Киев окажутся на наших плечах. Если мы вступим в войну, то победившей стороне придется отвечать за все", - заявил Железняк в эфире телепрограммы "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

Сергей Железняк
Еще одно демонстративное унижение для одесситов, притом и нормальных, и скакунов.
С таким губернатором жди беды. Настрой Киева на организацию провокаций в отношении наших миротворцев в Приднестровье становится все более очевидным.

Дмитрий Ольшанский о том же - но подоходчивее.

Назначение Саакашвили губернатором Одессы - это прекрасная новость.
Как можно было лучше качнуть настроения в Одессе в нашу сторону?
Ну разве что огромный золотой памятник Бандере поставить.
Да и Путину будет приятно - кажется, это то самое "решение проблемы Приднестровья", после которого кому-то снова придется жевать галстук.
Молодцы.

Хотя сам Саакашвили, прибыв в Одессу, ничего не говорил о Приднестровье, и должность губернатора с Приднестровьем никак не связана. Более того, приятно удивлен был даже сторонник "антимайдана" журналист Юрий Ткачев

Есть одна штука, которая меня приятно удивила. Саакашвили через слово говорил об уникальности Одессы. Не в том смысле, что "мимими, одессочка", а в смысле осознания её самобытности. Там даже звучало что-то вроде "Одесса это не то, чтобы отдельная страна", как Одесса переваривает национальности и т.п... Хм, он ведь реально это сказал! <...>

Понимаю, что это, скорее всего, такой пиар-ход. Но это значит, что они понимают, по крайней мере, что НАДО говорить. Оцените разницу между этим и "бандеровской Одессой" Порошенко образца лета прошлого года.

- но это российских комментаторов не остановило. Что наводит на некоторые мысли. Всегда, впрочем, можно надеяться на лучшее - в том числе и на мирное сосуществование.

Oleg Kozyrev
Величайшее экономическое соревнование в истории. Крымом управляет Путин. Одессой Саакашвили. Как думаете, у кого результаты будут лучше?

Maxim Goryunov дает Саакашвили совет о том, как воспользоваться повышенным вниманием российской патриотической общественности.
не понимаю, почему саакашвили до сих пор не отрастил усы и не начал курить трубку? произнеси он пару раз на камеру
- врагов народа буду наказывать -
с таким ещё, знаете ли, характерным грузинским акцентом
- на-а-казивать! - господи, у коллективного проханова-прилепина-зюганова-лимонова руки сами, в обход воли, потянуться к клавиатуре сочинять чего-нибудь пасфосное и хвалебное.
страх перед усатым эффективным менеджером-грузином, смокчущим курительную трубку - это же генетическое, нутряное, грунт и фундамент советского человека. они плакать будут, кричать
- нет! нет! остановите меня! что я делаю! - а пальцы, повинуясь инстинкту, со скоростью мысли набирают
- слава великому одесскому вождю! слава его твёрдой руке! веди нас, великий кормчий!

с усами наперевес, саакашвили присоединит к одессе россию в два счёта. она сама к нему притянется, как хвалебные речи к устам проханова.

Третий сюжет в связи с назначением Саакашвили - обсуждение допустимости привлечения к работе на столь высоких постах иностранных специалистов.

Gleb Pavlovsky

мы истово персоналистичны в политике: ключевое слово здесь ‪#‎при‬ - "при таком-то". Но человек уместный в одних условиях, бесполезен в других. Сам Ли Куан-Ю ничего б не сделал в Одессе, нагрянув туда на полгода-год варягом, и думая только о том, как вернуться на родину

С другой стороны, мотивация Саакашвили нам не известна.

Vladimir Varfolomeev
Мне понравилась новость про Саакашвили и Одессу.
Назначение иностранных профи на посты министров или губернаторов - правильная практика, если уж отечественные толковые специалисты в дефиците.

Владимир Милов видит в этом "дефиците" большую проблему для Украины - Саакашвили один, а страна большая.

к сожалению, это высвечивает огромную проблему вакуума управленческого класса в Украине. Просто черная дыра, пустота. Старая номенклатура vs майдановские (другое слово зачеркнуто) глашатаи, вот и все. Для реформ это убийственная история. <...> назначение Саакашвили грустные впечатления оставляет в этом плане. Это как бы такая яркая и очень недвусмысленная расписка в том, что больше в запасе ничего нет. Грустно.

Ярослав Шимов предлагает не грустить, а обратиться к благородным традиционным ценностям.

А вообще все вот ржут насчет "одессита" Саакашвили, а ведь еще лет 150-200 назад подобного рода назначение никому странным не показалось бы. Ну да, тот же самый город и герцог "Эммануил Осипович" де Ришелье, хотя бы. А потом сразу оп-па и в премьеры родной Франции при Людовике XVIII - и что? Имя таким карьерам было легион, от Шлиппенбаха до Меттерниха.
Беда, однако, в том, что подобного рода кульбиты теперь по определению кажутся пародиями. Предыдущий век, век национализма, вбил в головы большинства ту "истину", что человек кровь из носу должен иметь национальную "приписку". Вот и ржут: ха, грузин, в Одессе!

По больше всего, конечно, шуток по поводу того, кого куда еще можно назначить.

Jaroslav Šimov
Ждем назначения Шрёдера губернатором Петербурга.

Дмитрий Бавырин
Предлагаю назначить Виктора Януковича губернатором Дагестана.

​Павел Пряников
а Гиви Таргамадзе сделать губернатором Донецкой области.

Maxim Goryunov
раз пошла такая пьянка и боян уже порвали,
а пусть киевляне поменяют мэра на какого-нибудь невероятно крутого датско-шведско-норвего-исландского сити-менеджера по имени Rørik?
чтобы киевом управлял нормальный такой Рюрик,
как в старые добрые времена. и чтобы всем понятно было где русь, а где меря.

Наконец, четвертый сюжет - фейковый твиттер Саакашвили, который начали было цитировать даже серьезные СМИ.

О целях ведения фейкового твиттера пишет его автор Денис Ку-Ку Епта
За 2 дня подписчиками @saakashvily стали почти 9000 человек, учетная запись вошла в ТОП-6 русскоязычного Твиттера, но что было особенно удивительно, твитты начали подхватывать информационные агентства (российские и украинские). Russia Today, РБК, РБК Украина, Unian, РИА Новости, Эхо Москвы, ТСН, Газета.ру, Цензор и еще с десяток изданий.

Все поголовно твитили любую ересь, не удосужившись проверить достоверность инфы. Они писали о сокращении персонала в ОГА, о размещении урны в правительственном здании, об экономии 4,1 млн гривен за счет увольнения бесполезных сотрудников и даже о переезде семьи Михаила Николозовича в Одессу.

Бред? Бред.


Вся эта каша заварилась настолько сильно, что сам экс-президент Грузии был вынужден сообщить, что мой аккаунт - это фейк.

И вот, что я подумал.

В век "информационного противостояния", когда от одного слова в Твиттере может начаться всё что угодно, даже реальная война, информагентства (как российские так и украинские) позволяют себе копипастить неподтвержденные сведения. Они не понимают уровня ответственности, который возложен на "человека пера" и кормят Россию и Украину "подножным кормом". <...>

Заведя этот блог, у меня не было цели кого-то обидеть или "развести". Целенаправленно старался не затрагивать особо больные темы. Я ставил цель проверить: "можно ли доверять журналистам обеих сторон конфликта?". Ответ, я думаю, ясен. <...>
Приношу извинения, если кого-то оскорбил, обидел или подарил излишние надежды. Новому главе Одесчины я желаю удачи и плодотворной работы, а россиянам и украинцам мира.
Думайте своими головами, интернет - это такой же зомбоящик как и ТВ.


Не слишком ли много шуточек? - спрашивает ​Вера Кичанова:

Сегодня я в очередной раз убедилась, что переехать в Украину было правильной идеей. И не когда прочитала про назначение Саакашвили губернатором Одесской области (которое, хочется надеяться, все-таки состоится). А когда увидела реакцию той части российского интернета, которую принято считать прогрессивной/либеральной. Все эти шуточки про то, что надо теперь назначить Януковича губернатором Ростовской области, Славу Рабиновича — Луганской и так далее. Я искренне не понимаю, что смешного или нелепого в этой новости и почему человека, который проявил себя как хороший реформатор и управленец в одной стране, нельзя пригласить на должность в другую. Идея, что управлять городом должны непременно аборигены — это пережиток, который исчезает с развитием глобального рынка политических менеджеров. Можно спорить о том, насколько эффективно проявил себя Саакашвили и подходит ли он для новой должности, но вы ведь не этим занимаетесь, верно? Вы хихикаете. Знаете, за пределами России очень быстро понимаешь, что вся эта тотальная ирония и пересмешничество — не что иное, как защитная реакция в ситуации, когда от тебя вообще ничего не зависит, необходимая, чтобы не сойти с ума. Признак выученной беспомощности. <...> если российский Мустафа Найем (а я даже представить не могу, кто бы из наших журналистов мог сыграть эту роль) напишет пост с призывом выходить на улицы, то через час в фейсбуке появится пятьдесят пародий на этот пост, а на площади Революции арестуют привычные двадцать человек.

14:00 1.6.2015

Дебаты Навального и Чубайса о либерализме. «Острая фаза кризиса в России позади, впереди и посередине». Греф хочет, чтобы его уволили. Страшная Чечня: благотворительный фонд Кадырова. Инстаграм Рамзана слов на ветер не бросает

Продолжается крайне содержательная полемика между Анатолием Чубайсом и Алексеем Навальным. Чубайс прочитал интервью Навального Радио Свобода и Голосу Америки (где Навальный объясняет, почему Чубайс не либерал), и это побудило его написать в ЖЖ следующее:

Случилось страшное! Меня разжаловали. Разжаловали из либералов – и не кто-нибудь, а лично Алексей Анатольевич Навальный. Начинаю думать, как жить дальше?

Михаил Соколов: А вот они, опять же, спрашивают: а системные либералы – как вы к ним относитесь? Вот Чубайс. Вы на него напали как-то неприлично в компании с "Комсомольской правдой". Наверное, лучше было бы не с "Комсомольской правдой".

Алексей Навальный: В этом рассуждении есть две очень важные ошибки. Большая ошибка – назвать Чубайса системным либералом. Он не является никаким либералом. И попытки в системе "свой – чужой" Чубайса отнести к нам – это большая ошибка. Чубайс – это человек, который 4 года назад заявлял, что нам в России не нужны свободные выборы, потому что на свободных выборах к власти придет Рогозин. Сейчас он с Рогозиным сидит в одном правительстве и прекрасно себя чувствует. Так что он давно никакой не либерал. Это первое.

Во-вторых, что касается моего отношения к Роснано и моих последних заявлений по Роснано... Кому-то кажется, что они синхронизированы с "Комсомольской правдой", но это просто смехотворно. Было просто очевидный новостной повод – проверка Счетной палаты. Был поход Чубайса на фракцию "Единая Россия" к своему новому начальству. Он им сказал, и я процитировал это сообщение "Интерфаксу": вы знаете, ребята, извините, да, мы за 7 лет не смогли сделать систему контроля, не смогли рассчитать риски, все посчитали неправильно, и поэтому во многом провалились. Ну, я и написал об этом. Я считаю, что так и есть. Ребята, вы за 7 лет ничего не создали...

Правда, он же меня и повысил. Дословно сказал следующее «Сейчас он с Рогозиным сидит в одном правительстве». Видимо, он что-то знает. Стало немного легче.

Но он же меня опять разгромил за работу в Роснано: «Ребята, вы за 7 лет ничего не создали». То есть все озвученные факты, цифры, аргументы – ни о чем. Всё, что было сказано в ответ – Алексею всё божья роса.

Видимо, я погорячился, когда пытался убедить Алексея Анатольевича, что прямая ложь в политике не дает серьезного стратегического результата. Постарел я, отстал от жизни. Надо учиться у молодых. Тем более, что они явно учатся у классиков: «Пропаганда должна ограничится минимумом и повторять это постоянно». Это правило номер 8 из «Декалога пропаганды», составленного Гюставом Лебоном для Йозефа Геббельса.

К «диалогу» двух политиков вскоре подключится не только «Комсомольская правда» (с которой Навальный, по мнению Чубайса, состоит в сговоре), но и телеканал «Дождь»:

Остается только гадать, повторит ли Дм. Медведев свой знаменитый твит про шапито шоу еще и в связи с этой полемикой.

Куда более содержательным оказалось интервью системного либерала Алексея Кудрина «Интерфаксу». Про Навального там сказано следующее:

- Навальный - в общем-то, яркий политик. Другое дело, у него маргинальная программа. Он выбрал достаточно популистскую тему борьбы с коррупцией, что, наверное, правильно с точки зрения тактики политической борьбы. Однако другие аспекты его программы мне неясны. Поэтому для меня это, скорее, человек-загадка. Кроме того, у меня есть одна принципиальная позиция в отношении оппозиционных политиков, и не важно, кто это – Навальный или кто-то другой. Я против того, чтобы обращаться к западным государствам с призывами об усилении политических и экономических санкций против своей страны или даже против отдельных граждан. Отчасти понимаю таких политиков: они располагают скудным набором инструментов политической борьбы, они незаслуженно, безнадежно ограничены в своих действиях. Но просьбы надавить на собственную страну недопустимы для любой оппозиции. Не могу поддерживать таких людей.

- Фонд борьбы с коррупцией, который возглавляет Навальный, играет позитивную роль?

- Скорее положительную. В целом, такие структуры должны быть. Любая борьба с коррупцией в рамках закона полезна. Главное - не дискредитировать честных людей.

Экономические прогнозы, высказанные Алексеем Кудриным, - не столь позитивны:

Сейчас в правительстве все чаще говорят о том, что острая фаза кризиса пройдена. Вы с этим согласны?

- Острая фаза кризиса впереди. Спад ВВП в России во втором квартале 2015 года будет большим, чем в первом. В этой ситуации говорить, что пик в прошлом, нельзя. Скорее всего, он придется на второй квартал. Дальше ситуация может выровняться, и спад остановится, но все равно статистически ВВП будет показывать падение по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. То есть в третьем квартале 2015 года мы будем фиксировать спад по отношению к третьему кварталу 2014 года и т.д. Я по-прежнему прогнозирую, что в этом году падение ВВП будет около 4%, то есть это чуть больше, чем планирует МЭР.

Критическая ситуация миновала, пожалуй, только в банковском секторе. Какие-то кредитные учреждения не справятся с проблемами, но это будут единичные случаи.

Нельзя сбрасывать со счетов и потенциальные осложняющие факторы. Во-первых, мы не понимаем, какой будет цена на нефть, будет ли она держаться хотя бы на сегодняшнем уровне. Во-вторых, многое зависит от ситуации на Украине, где сохраняется хрупкое перемирие. Новый виток конфликта, который могут спровоцировать с обеих сторон, негативно отразится на экономике.

Повторю: мы переживаем полномасштабный кризис. Причем, спад в некоторых отраслях промышленности достиг пиковых значений 2008-2009 годов. С точки зрения валютного курса ситуация даже хуже, чем шесть лет назад. То же самое можно сказать об уровне жизни граждан. Если помните, в период предыдущего кризиса мы вообще не допустили падения реальных доходов граждан, а сейчас оно достигло 7%. Такого не было с того момента, когда Владимир Путин стал президентом в 2000 году.

С Алексеем Кудриным согласен и «Сбербанк». Вот как видятся руководству компании экономические итоги 2014 года:

Навальный, вывесивший в сеть этот ролик, пишет:

Сбербанковцы оценили отвисшие челюсти участников собрания акционеров и на сайт этот правдивый ролик не повесили. Хорошо, что журналистка "Ведомостей" успела снять его мобильным телефоном.

Этим коротким видео открыли ежегодное собрание акционеров Сбербанка - крупнейшего госбанка страны, контролирующего больше 20 % банковской системы.

Ролик сделан как набор новостей, повлиявших на экономику и конкретно Сбер - его доходы, прибыль и перспективы. Типа, "почему всё было неплохо и почему всё сломалось". Откровенно, как есть.

Остап Кармоди: Сильно. Действительно, такое ощущение, что Греф хочет, чтобы его уволили.

Касательно политики Кудрин высказался прогрессивно:

Кремль очень сильно влияет на характер выборов. В этом смысле нынешняя политическая система с точки зрения отбора и конкуренции партий работает неудовлетворительно. Я считаю, что в стране достаточно умеренных оппозиционных сил, которые могли бы представлять большие группы населения в парламенте. И пока государство не исправит ситуацию, партийная система не станет эффективной. У ряда политических организаций заранее занижены возможности. Это отпугивает многих нормальных людей от политической деятельности.

- Но тогда это тупик в политическом развитии страны.

- Я с вами согласен.

Тема страхов и отпугивания от политики в последние месяцы сосредоточена, однако, не на фигуре Путина, а на фигуре Рамзана Кадырова:

Этот твит Григория Туманова связан с его статьей в «Коммерсанте». Опубликованное сегодня исследование об устройстве благотворительного фонда им. Ахмата Кадырова в сете не то чтобы обсуждают – скорее, с ужасом принимают к сведению. Про фонд неизвестно ничего, но из того, что известно, картина получается такая:

В статье подробно рассказывается про каждую из этих компаний, а вот комментарий юриста:

По словам Ивана Павлова из "Команды-29", подобное устройство фонда выглядит беспрецедентным. "Закон не запрещает благотворительным фондам учреждать коммерческие структуры, но я впервые вижу, чтобы организация делала это в таком масштабе. Похоже, что это просто попытка перенаправить финансовые потоки в одно место", — считает он. <…>

Но сеть коммерческих фирм, господряды и тендеры — не единственный источник доходов фонда. Республиканские бюджетники переводят на благотворительность около 10% своих доходов. Средняя зарплата в Чечне, по данным местного управления Росстата, составляет около 20 тыс. руб. Опрошенные "Ъ" чеченские чиновники утверждают, что это происходит в добровольно-принудительной форме, хотя пожертвования оформляются официально. <…> Бывшая бюджетница Зайнап Межидова, сейчас возглавляющая местное НКО "Материнская тревога" и живущая в Чечне, факт пожертвований в фонд со стороны бюджетников подтверждает вполне открыто: "Обычно удерживают какой-то процент из зарплаты. Но потом говорят: зато у тебя пенсия будет хорошая".

Также в фонд охотно жертвуют и бизнесмены. В разное время средства на строительство школ, мечетей и других социальных объектов в фонд переводили как известные предприниматели Руслан Байсаров, Умар Джабраилов (оба оказались недоступны для комментариев), так и менее крупные. "Если ты чеченец, то будь добр, помогай республике — логика такая. По идее с такой инициативой люди сами выходят, это довольно почетно — жертвовать в фонд", — говорит "Ъ" оперативник МВД, занятый в работе по Северному Кавказу.

За контакты фонда с бизнесменами, как рассказали "Ъ" сразу несколько источников в бизнес-кругах, отвечает вице-премьер Чечни Бекхан Таймасханов. Семья Таймасхановых родом из того же села Центорой, что и род Кадыровых. "Очень интеллигентный и деликатный человек", — рассказывает "Ъ" источник, работавший с господином Таймасхановым.

Другой чеченский феномен, сеющий страхи среди «нормальных людей» - инстаграм Рамзана Кадырова и чеченское ТВ. Разбору этого феномена посвящена заметка Ивана Давыдова в New Times:

Глава Чечни уже довольно давно демонстрирует высокий уровень информационной открытости, обычно российским чиновникам не свойственный. Его публикации в Instagram СМИ цитируют много и охотно. Однако после убийства Бориса Немцова Рамзан Кадыров начал использовать информационное пространство по-новому: он уже не просто рассказывал читателям о свежепостроенных мечетях, поездках в гости к маме и спортивных тренировках. Его блог, а также официальные и неофициальные выступления, записи которых традиционно транслирует телерадиокомпания (ТРК) «Грозный», стали инструментами полемики с любыми критиками порядков, царящих в республике, — от представителей силовых ведомств до журналистов оппозиционных изданий. Но, видимо, этого оказалось мало. Теперь публикации о делах в Чечне рассматриваются в широком контексте информационной войны, развернутой темными силами против России в целом и главы Чечни в частности, а происки врагов разоблачаются всей мощью чеченских медиа.

Все это производит неожиданный обратный эффект: постфактум обвинения в адрес главы Чечни получают дополнительное усиление, а позиции конспирологов крепнут: выступления Кадырова теперь можно трактовать как угрозы оппонентам.

Основной сюжет последних дней – реакция чеченской прессы на фильм «Открытой России» «Семья»:

Заместитель директора ИА «Грозный-Информ» Мавсар Вараев опубликовал на сайте агентства статью, уже одно название которой не может оставить читателя равнодушным: «Лживый Ходорковский и презренные либералы в фильме «Семья». Фильм Вараев разбирает едва ли не покадрово, опровергая каждое утверждение его авторов с прямотой и своеобразной наивностью. Вот как, например, объясняет он наличие в Чечне десятков тысяч силовиков, подчиненных лично Кадырову: «Но нет — и мы не глупые, и руководство страны приняло меры для защиты нас — граждан России. А хорошо обученные силовые подразделения Чеченской Республики, способные противостоять внешней агрессии, — это и есть одна из тех мер». <…>

Телерадиокомпания «Грозный» откликнулась на «Семью» собственным фильмом, выполненным примерно в той же манере, что и статья Вараева, но с привлечением экспертов федерального уровня. Помимо упомянутого выше Сергея Маркова зрителя убеждает в безупречности действий Кадырова Иосиф Кобзон, а депутат ГД Сергей Железняк повторяет мысль Вараева, правда, несколько аккуратней. Он говорит, что ответственность за войну в Чечне несут «шайтаны вроде Ходорковского». И разумеется, авторы фильма называют «Семью» «очередным ударом в условиях тотальной информационной войны, объявленной западными спецслужбами России». <…>

Но и главный канал официальной информации о делах в ЧР — Instagram главы республики — не остался в стороне от информационных баталий. 26 мая Рамзан Кадыров представил подписчикам промо-ролик фильма «Кто не понял, тот поймет». Горы. По каменистой дороге бежит глава Чечни — в камуфляже и с пулеметом, за ним едут джипы, тоже камуфляжной раскраски. Затем Кадыров начинает стрелять в воздух. «Это остросюжетная картина, в которой после продолжительных переговоров, я согласился на роль главного героя. Отдельные сцены уже сняты. Режиссером является автор знаменитых голливудских фильмов. Также в фильме заняты мировые звезды первой величины», — пояснил Рамзан Ахматович.

В «Открытой России» заявление о съемках фильма восприняли совершенно однозначно. Главный редактор сайта «Открытой России» Вероника Куцылло не сомневается, что ролик — реакция на фильм «Семья». «Речь не идет ни о каком фильме, это просто неприкрытая угроза со стороны Рамзана Кадырова, возможно, лично Михаилу Ходорковскому, — сказала Куцылло NT. — Он сказал, что некоторые сцены уже сняты. Вы же понимаете, какие сцены были у нас в Москве сняты не так давно, — я имею в виду убийство Бориса Немцова».

16:25 1.6.2015

Отсутствие одежды на туловище человека. Содомиты и barbarians. Госдума – оплаченная из-за рубежа провокация. Трилобиты, агенты США. Кто должен извиниться перед «Династией»? Зачем отстреливать спутники и рассуждать про священную Корсунь?

Дмитрий Калугин: День начался с определения: "Обнаженный вид - это полное отсутствие одежды на теле человека либо отсутствие одежды на туловище человека, а равно не покрытая одеждой нижняя часть туловища». А почему верхняя часть туловища, его навершие, в небрежении? Вот уж подлинный источник всяческой непристойности.

День продолжился вот такой вот акцией:

И Полтавченко, и Содомиты – с большой буквы. Это в культурной столице. Некультурная, впрочем, перенимает опыт по части безграмотности:

Виктор Сонькин: "Почему не работают водопроводы? — Идут варвары, спрашивайте их".

Есть еще мнение, что это не тупая ошибка, а оплаченная из-за рубежа провокация:

Тема оплаченной из-за рубежа провокации продолжает активно обсуждаться в связи с конфликтом вокруг фонда «Династия».

Вячеслав Данилов: Неожиданно в этом доме нашлась книга британского ученого, изданная фондом "Династия". Книга интересная и про трилобитов. Не динозавры, но все-таки. Вся книга полна трилобитами, вот они большие, а вот маленькие, слепые и глазастые, с шипами и сворачивающиеся мячиком, окаменелые и такие волосатые. В общем, удивительные зверьки, эти трилобиты. Сижу и листаю, ну не может быть так, чтобы иностранный агент взял и так просто издал хорошую книгу. Где-то должен быть подвох.

Подвох должен быть где-то!

Ага, а вот и он! В книжке есть карта, а на карте нарисовано, что Сибирь принадлежит Америке, а России там вообще нет! Причем вот что интересно, все страны света есть, Австралия есть, Индия есть, есть даже острова Великобритании, они, оказывается, всегда были островами и при Гондване, и при Пангее, есть даже Ньюфаундленд, и про него столько написано, как будто он пуп земли. А России - нет, и Сибирь входит в Америку! И все это доказывается трилобитами!

Так что придет к Путину президент Америки и скажет - британские ученые доказали, что нефть наша! Отдавайте по праву исторического первенства нам нашу Сибирь, а вас вообще исторически не должно быть. Возникли вы по ошибке. Вместо вас здесь должен быть Балтийский щит, столкнувшийся по пути к Америке с Азией.

Так что не зря, ой не зря Вероника Крашенинникова когда-то придумала закон про иностранных агентов. И что принимает наш богоспасаемый парламент - все это ведет к расцвету искусств и наук и способствует смягчению нравов.

Другой пример оплаченной из-за рубежа провокации – в посте Екатерины Шульман:

Выступаю свидетелем в Замоскворецком суде по делу "МШПИ против Минюста", поскольку фрагменты моей лекции о законотворческом процессе были приобщены министерством к делу о внесении Школы политических исследований в список иногентов, как доказательство политической деятельности. Точнее, пытаюсь выступать, потому что судья отказала стороне в вызове ее свидетелей. Ибо и так все ясно из материалов Минюста. В коридоре также сидели Федор Лукьянов и Андрей Захаров. Лукьянов (Россия в глобальной политике) попал за то, что процитировал послание президента о повороте нашей внешней политики на Восток, а Захаров за то, что назвал наш политический режим авторитарным.

То есть про трилобитов – почти не шутка.

До заседания совета «Династии» (где решится вопрос о прекращении деятельности фонда) остается 8 дней. Услышит ли Дмитрий Зимин извинения, которых он ждет? Григорий Ревзин (его колонка опубликована на сайте inliberty.ru) считает, что нет:

Если Путин извинится, а Дмитрий Зимин примет извинения, хватит? Или осадок останется? У меня останется.

Нет, смотря как, конечно, извинится. Если формально, дескать, ошибочка — недоглядел, то это не возвращает в состояние нормальности. Хотелось бы на «Первом канале» и немного с надрывом. Немного в жанре «дедушка прости засранца». Да, и не забыть про отставку Коновалова. И еще ту мразь, которая готовила это решение, тоже надо выявить. Разобраться с их имуществом, что есть, на какие деньги куплено, а разобравшись — посадить, ух, как посадить, потому что ведь точно воры и подонки (или сомневаетесь?) Так сойдет, а?

Но он же так не извинится. Тогда как? <…>

Хотелось бы, пожалуй, чтобы забастовали ученые. Зимин же спонсировал их — раздал сотни грантов, издал сотни книг, — запросто могли бы забастовать. Перестать ходить на работу в свои институты в знак протеста против закрытия фонда «Династия». Как думаете, поможет? Академию наук и так реформировали, а тут они сами. Удача.

Нет, нужно, чтобы забастовали студенты. Зимин — это же образовательные программы, гранты на лекции крупных ученых, инфраструктура обсуждения книг, это же все для студентов, это же про счастье вместе думать и узнавать. Могла бы, скажем, забастовать Высшая школа экономики, потом МГУ, Петербургский университет (пусть даже кроме юридического факультета). Занять здания, прекратить занятия, может даже баррикаду построить или там «Оккупай Абай» учинить. Ведь это брошенное государством в лицо оскорбление всей системе знания как таковой — глядишь, и 68-й год бы учинился…

Ну, 68-й год так бы не учинился. Опять же вузы и без того сокращают. В 68-м году в Париже это все получилось потому, что студентов поддержали рабочие — начались забастовки на фабриках «Рено» там, и дальше. У нас сейчас, правда, рабочих столько нет, потому что мы мало производим. Но могли бы забастовать, скажем, работники «РЖД». А что, поезд — это же сложная машина, тут нужны знания. Или, скажем, работники сотовой связи. Если бы ни Зимин, им бы и работать было негде, что ж они молчат? Представляете — нет мобильников. Может это произвело бы впечатление? Пусть не на Путина, у него, говорят, нет мобильника, но хоть на Медведева.

А знаете, что по-настоящему интересно? Почему вот это все — химера? Ведь действительно нанесено оскорбление науке, образованию, меценатской деятельности. Все очень обижены. Почему мы не можем ничего сделать, чтобы так — не было? Это же не борьба за власть, тут нет ничьих финансовых интересов, тут просто какая-то мразь бессмысленно куражится над замечательным человеком, который все делал только для России. Ему ничего не было нужно взамен, он это делал просто потому, что уважал себя и людей, которым помогал. Какого черта мы так бессильны?

Тут ключевое слово, по-моему, — это «уважал».

Во второй части статьи Ревзин так же подробно констатирует, что в России никто никого не уважает: государство не уважает ученых, ученые – бизнесменов, все граждане вообще не уважают государство. Все это верно – как и то, что к революции достоинства Григорий Ревзин в конце своей статьи не призывает. Видимо, не сложилась еще революционная ситуация.

Зато в адрес Дмитрия Зимина поступило первое извинение:

Почему за действия Минюста извиняется Совет по правам человека, понять сложно. Общее настроение остается крайне пессимистическим.

Сергей Немалевич: До вчерашнего сюжета на НТВ мне казалось, что включение Династии в реестр иностранных агентов это чересчур формальное исполнение (идиотского) закона, процедурный момент, вот, проверяем всех, дошли и до Зимина, а что он единственный в стране поддерживает на таком уровне просвещение, - ну, не разобрались, а откатить обратно стыдно. Но теперь ясно, что копали сознательно и глубоко, "Династия" никому особенно не интересна, а интересен лично ДБ Зимин. В связи с этим вопрос: а у нас вообще остались в стране кроме него состоятельные люди, открыто придерживающиеся либеральных взглядов? Ну, хоть один, у кого хотя бы 100 миллионов есть?

В ответах – можно сказать, что безмолвие. То есть две фамилии. Однако проблемы отечественной науки посредством бизнесменов с либеральными взглядами не решишь, даже если их будет не двое, а двести. Проблемы точных и естественных наук в России хорошо описал в интервью Надежде Петровой для «Коммерсанта-Власти» академик РАН, директор Института проблем передачи информации Александр Кулешов:

— Выделить людей, лаборатории, коллективы, которые могут заниматься фундаментальной наукой на международном уровне, довольно просто. <…> Если человека принимают на международных конференциях, если он публикуется в хороших журналах, значит, он может работать на современном международном уровне, надо просто дать ему возможность это делать. Не надо вмешиваться, не надо ему объяснять, что это несвоевременно, это не нужно для страны. По одной причине: мы не знаем, что окажется нужным завтра. <…>

Поэтому, что касается фундаментальной науки, главный принцип — дать людям заниматься тем, чем они хотят и могут заниматься. Нам очень важно удержать критическую массу. Даже если завтра где-нибудь в Нигерии родится, не знаю, Максим Концевич (французский академик, но все еще сотрудник ИППИ, лауреат Филдсовской премии), он там не задержится, уедет, потому что там нет критической массы, там не с кем разговаривать. У нас она еще есть, пусть и в минимальном объеме. Если мы ее разрушим — а мы сейчас на грани этого события, — потребуются многие поколения, чтобы ее воссоздать. Это вот первая часть — то, что касается фундаментальной науки.

Вторая часть, видимо, прикладная?

— Вторая часть должна быть сформирована под воздействием государственных потребностей. Государство должно уметь формулировать задачи. Как они формулируются в США. У них была программа по геному. В 2013 году Обама объявил, что программа закончена и каждый вложенный в нее доллар принес экономике США $140. Открыли программу по картированию мозга. Думаю, через пять-шесть лет будут очевидные результаты. <…>

То есть американское государство формулирует направления. К примеру: мне нужны исследования мозга. Ты можешь этим не заниматься — твое дело, но, если ты будешь этим заниматься, получишь вот это и вот то. Такой подход срабатывает — не столько из-за денег, сколько потому, что ученые нуждаются в признании. Социальный статус — великий рычаг, при его правильном использовании многого можно добиться.

А у нас государство не формулирует, что ему нужно от науки. И главное, исчез приводной механизм для удовлетворения этих запросов. В Советском Союзе формулировали госзадания, назначали ответственных, выделяли ресурсы — не хочу сказать, что это был очень хороший механизм, но он существовал. Сейчас никакого механизма нет. А потребности у государства есть в огромном количестве. У нас перестают работать антибиотики. У нас ракеты падают. Самый старый спутник GPS работает 25 лет, а у нас спутники отстреливают и отстреливают, а они все выходят из строя и выходят — а почему? Устойчивость против радиации — это мультидисциплинарная задача, это задача государственная. А ее никто не может сформулировать. У нас государство не связывает факт того, что падают ракеты, и то, что наука плохо финансируется. Для него это некоррелированные факты. И мы не в состоянии доказать свою необходимость для нашего государства. Вот это действительно радикальная проблема.

В гуманитарных науках ситуация куда серьезнее. О том, что творится в современной России с историей, пишет в «Ведомостях» Кирилл Кобрин:

В России XX век не кончился, порукой чему всеобщее помешательство на «истории». Ставлю это слово в кавычки, ведь речь не об историографии, историописании, историопонимании – мы имеем дело с одержимостью так называемым «прошлым», которое используется как неисчерпаемый ресурс для самооправдания во всякого рода делах, мелких и больших. Смесь кокаина и антидепрессанта. Пьяный мужик матерится, когда ему нечего больше сказать, а современный россиянин поминает «историю» всякий раз, когда у него нет рациональных объяснений и предложений по поводу жизни. При этом «история» не имеет собственных прав, собственных фактов и собственного содержания – все отдается на произвол распорядителя волшебного ресурса. Оруэлл писал в разгар Второй мировой (сам факт актуальности его эссеистики доказывает, что сознание российского общества – в XX в.): «Знаю, распространен взгляд, что всякая общепринятая история непременно лжет. Готов согласиться – история по большей части приблизительна и необъективна, но особой приметой нашей эпохи стал отказ от самогó представления, что правдивая история возможна».

В сегодняшней России «истории» отказывают в возможности быть правдивой, в существовании неопровержимых фактов. Назойливая любовь к «истории» обернулась бесцеремонностью, амикошонством и в конце концов циничным насилием. <…>

Дальше автор описывает судьбу истории в советское время (от марксистской социологии до сталинской державности и государственничества с царями, митрополитами – кратко она суммируется вот в этой картинке:

Огромный вклад в процесс историографической деградации внесли 1990-е с их духом развеселой бесцеремонности и милого цинизма. «История» становится товаром; сначала маркой водки – «Владимир Мономах», «Юрий Долгорукий», «Арина Родионовна рекомендует», затем описанием продукта: «Шоколад боярский. Изготовлен по рецептам наших предков», «Майонез древнерусский». Легитимация прошлым, известная в маркетинге всего мира, доходит здесь до абсурда – под историческими названиями можно продать все, что угодно. В конце 90-х задорно-циничные маркетологи с рекламщиками перекочевали из коммерции в политику; условный «мединский» – типичный продукт того времени.

И вот в 2015 г. российский исторический фронт держат полубезумные фантазеры-начетчики, невежественные потомки Пикуля и постаревшие, задумавшиеся о душе, тефлоновые рекламщики 90-х. Таков состав нового института всемирной истории русской цивилизации, который стремится заменить привычные способы производства и распространения знания о прошлом. Самое неприятное то, что в тылах этого фронта разместился классический российский бюрократ – тот самый, который когда-то цитировал выученные в партшколе три фразы Ленина. Сегодня он на ночь глядя почитывает такое, что даже автор верноподданнейшего дореволюционного учебника Иловайский сошел бы с ума от отвращения. Он счел бы сочинителей «сакральной Корсуни» опасными декадентами. Ну да, они и победили.

Сегодня в фб очень популярна вот такая иллюстрация этой статьи (обязательно послушайте!):

Виталий Куренной: В этой вот ситуации, господа, я полностью на стороне единого учебника. Не потому, что наивно полагаю, что в нем будет изложена правда, а потому, что в нашей школьной властной вертикали (которая никуда не делать за прошедшие годы, а лишь только укрепилась) эти вот учительницы будут бубнить историю по нему, производя наилучший эффект, который вообще может дать курс истории - а именно, скептицизм в отношении больших исторических нарративов.

В связи с этой апологией учебника хочется все же спросить: неужели так уж обязательно в любой ситуации из двух зол выбирать меньшее? Почему бы не попробовать хоть раз выбрать благо?

16:55 1.6.2015

Два Владимира и "придавленные муравьи". Мелкие лавочники из хрущевок. Внимание одномандатникам. Навальный едет в Сибирь. Непредсказуемость русской жизни

Идея установки многометрового князя на смотровой площадке у МГУ нравится не всем москвичам. Новости кампании против сооружения памятника публикует Любовь Соболь:

За выходные количество подписей за петицию «Не допустить опасное и незаконное строительство на Воробьевых горах»перевалило за 50 тыс. человек. На данный момент под петицией против установки памятника на Воробьевых горах уже более 52 тыс. подписей и темп сбора растет.

Петицию подписывают здесь. Протестуют, собственно, не против самого памятника, а против избранного для его установки места, и вот почему:

По данным геологического мониторинга («Геоцентр-Москва»), весь склон Воробьевых гор и часть прилегающей территории отнесены к чрезвычайно опасной категории геологического риска. Это зона оползневой активности, в том числе глубинных оползневых процессов. Требование экспертов – полностью исключить какое-либо строительство в этой области. Все попытки капитального строительства и даже возведения небольших легких сооружений, прокладки коммуникаций вызывали деформации склона, а со временем – повреждение и разрушение строений. <...> 90 ГА склонов Воробьевых гор отнесены к памятнику природы, имеющему уникальное геологическое и ландшафтное значение. Любое нарушение целостности склона запрещено. Это Государственный природный заказник, где запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, в том числе запрещено искажение исторически сложившегося ландшафта.

Петр Шкуматов
По поводу троянского памятника князю Владимиру, который будет чуть менее, чем полностью заслонять МГУ, чем разрушит уникальный архитектурный ансамбль и смешает религию и науку, как первое и второе в один большой и несъедобный винегрет. Единственный плюс от этого безумия я вижу в том, что строить собрались они этого Владимира на большом плывуне. А ведь в свое время здание ГЗ МГУ отодвинули подальше от склона именно по причине наличия плывуна. Поэтому, со временем, будет очень символическим крушение памятника Владимиру к ебеням в реку с учетом всех геологических факторов. Это сразу будет означать две вещи. Первая - что наука круче религии. А во-вторых, каждый первый будет проводить аналогии имени князя и имени ВВП. В общем этот бред надо остановить, а если его не остановят, то он сам себя остановит, физику и геологию никто не отменял, но с гораздо более серьезными политическими и символическими последствиями.

Дьякон Андрей Кураев тоже против:

24-метровый и 300-тонный памятник ставят на смотровой площадке. Спиной к университету и к людям на площадке.
Это значит, что люди, со всего мира приезжающие сюда, будут смотреть на задняя под платьем князя.
А себя будут ощущать придавленными муравьями - под массивом святой власти и официальной святости высотой с восьмиэтажный дом. Скульптор, считающий, что его персонаж жил в 11 веке и думал о будущем России, полагает, что меньшие размеры недопустимы.
Ощущение полета над городом исчезнет.
Такие громады можно ставить лишь там, где люди просто так не ходят и потому вблизи не видят (как статуя Христа в Рио).

А в "Вечерней Москве" все наоборот:

28 мая Мосгордума получила петицию в поддержку установки памятника князю Владимиру. Ее подписали 52 тысячи москвичей.
52 тысячи - прямо-таки сакральная цифра.

Там же, в "Вечерке" - интервью со скульптором Салаватом Щербаковым.

— Соседство скульптуры и здания МГУ логично, — уверен Салават Щербаков, — хотя бы потому, что без Владимира не было бы и Михаила Ломоносова. Установка этого памятника — новый и смелый шаг, шаг к нашим истокам, который сделали люди, знающие историю нашей страны. Я уверен, что подавляющее большинство москвичей нас поддерживает.

Не должно быть у памятника и технических проблем, к примеру, с его чисткой.

— У нас есть огромный опыт, — поясняет Салават Щербаков. — Памятник Петру I выше, но, как видите, стоит чистым. Вот и Владимир будет блистать.

В "Комсомольской правде" - мнения об установке памятника от "политолога" Егора Холмогорова:

- Мне очень нравится и идея такого памятника, и проект его. Князь Владимир - одна из центральных фигур русской истории и день его памяти, 28 июля, должен быть нашим национальным праздником. Величественный памятник вместо лыжного трамплина - это прекрасное градостроительное решение

и секретаря Дома Романовых Александра Закатова:

Это важно для молодого поколения, памятник расскажет им о единстве всех народов нашего общего цивилизационного пространства, которое и создал князь Владимир.

Главное - побольше рассказывать молодому поколению про единство народов, а не про исторического Владимира, не то может случиться конфуз:

Впрочем, в опросе "КП" допустили плюрализм мнений:

Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэтесса:

- Мне кажется, сейчас не время памятники устанавливать. Сейчас надо людям помогать.

Но все же - какое отношение имеет св. Владимир к Воробьевым горам?

Дмитрий Быков срывает покровы:

Воробьевы горы самим Богом охраняются, чтобы быть заповедником, лесом на берегу Москвы-реки, местом свиданий, вотчиной соловьев и черемухи. Они не потерпят никакой казенщины. <...> И у возводителей статуи великого князя Владимира на Воробьевых горах тоже ничего не выйдет. Дело даже не в порочности самой идеи – отнять у Киева статус матери городов русских: проблема в том, что Владимирская горка все равно есть только в одном городе, пусть даже этот город сегодня нам враждебен и сами мы для этого сделали очень многое. Ничего не поделаешь – Владимир крестил Русь не в Москве-реке. <...> Но мало того что идея эта нехороша – она бесперспективна: Воробьевы горы отторгают любые попытки использовать их в интересах мирской власти. <...> нечистые замыслы и сомнительные инициативы этим конкретным местом отторгаются. Ведь не во славу веры ставят там Владимира, а чтобы угодить совсем другому Владимиру. Так вы этого Владимира там и поставьте. Прикольно будет смотреть, как он довольно скоро... Молчу, молчу.
Сюжет с установкой памятника Владимиру можно рассматривать в общем контексте "всеобщего помешательства на «истории»", о котором пишет сегодня в "Ведомостях" Кирилл Кобрин. Понятная иллюстрация к этому тексту - у Сергея Пархоменко.

Кстати, насчет того, что коррупция - это не только когда деньги конвертами или чемоданами кому-то под столом в руки пихают.

Коррупция бывает еще и такая, например.

Вот эти три книги - единственные издания, размещенные прямо на кассе книжно-газетных киосков аэропорта "Шереметьево".

Три книги - это "Мифы о России" Мединского, тома 1, 2 и 3.

Ilya Klishin считает идеалом пресловутых "86 процентов" дореволюционных мелких лавочников. Само по себе это не так ужасно, но беда в том, что сейчас вовсе не 1913 год:
если коротко, то современная россия по своему духу мещанско-кулацкая. ну то есть это, конечно, третье-четвертое колено от дореволюционных горожан и крестьян (причем через сито двух войн, коллективизации и репрессий). то есть на самом деле скорее всего среднестатистический человек из спального района любого российского областного центра происходит от бедняка, который сам еще пожег дом зажиточного соседа в гражданскую войну, но воспроизводит он в очень извращенном виде дореволюционную логику очень мелкого буржуа. это такая варварская эрзац-реконструкция по картинке. <...> сейчас интеллигенция как идеал очевидно повержена, а ее лояльная авторитарному правительству часть ориетирована на эту псевдонеомещанскую эстетику. она появляется сразу по двум причинам: 1) копирование худшего с запада (образ реднека) 2) подспудное желание вернуться к исходной точке (в той же логике учреждение государственной думу или даже газеты коммерсант). но получается все это ужасно. пожилые комсомольцы во власти думают, что они победоносцев или, скажем, граф витте, а они по-прежнему жулики и воры, только теперь еще и по локоть в крови. а жильцы протекающих хрущевок от размахивания флагом не становят мелкими лавочниками, а увы остаются жильцами протекающих хрущевок

В "Коммерсанте" сегодня - большой текст Елизаветы Сурначевой о том, как могут выглядеть предстоящие выборы в Госдуму, если их-таки перенесут на сентябрь 2016-го.

Сдвиг даты выборов и, соответственно, сроков проведения кампании в итоге может повлиять на общую конструкцию выборов. Если с парламентскими партиями и лидерами их избирательных списков вопрос вроде бы решенный, то кто станет номером один в списке "Единой России" — вопрос пока открытый. Если перенос выборов на сентябрь действительно означает ставку на максимально тихую кампанию, то кураторы избирательного процесса постараются привлечь к ней как можно меньше внимания: никакой громкой борьбы с пятой колонной и, возможно, никаких триумфальных съездов с речью президента в пользу партии "Единая Россия". Вся агитационная кампания (и съезды с выдвижением списков) придется на сезон летних отпусков и пройдет формально. Однако избранные по партийным спискам составят лишь половину состава будущей Думы: следующие выборы пройдут по смешанной системе, то есть 225 депутатов пройдут от одномандатных избирательных округов. И именно на эту часть претендует "Общероссийский народный фронт" (ОНФ) — созданная накануне выборов 2011 года организация в поддержку Владимира Путина, не имеющая статуса политической партии, но имеющая несколько партий в своем составе. Именно ОНФ в сдвинутых сроках проведения кампании получит наибольшие агитационные преференции.
Иными словами, главную угрозу в Кремле видят в возможности прохождения в Думу независимых "одномандатников", поскольку по партийным спискам - как считают опять-таки в Кремле - в Думу вряд ли пройдет кто-то, кроме нынешней партийной "четверки". Алексей Навальный с этим не согласен. 7 июня он - впервые за долгое время - покидает Москву, чтобы выступить на митинге в Новосибирске, где готовятся "праймериз демократической коалиции":

Лично я очень рад, что мы возвращаем к жизни настоящую политику.

Ну когда было такое, что предвыборный список неизвестен незадолго до выборов и кандидаты конкурируют, споря на дебатах?

Так и должна сложиться сильная оппозиция: через внутреннюю конкуренцию, открытые дискуссии и, главное, общее голосование.

В ожидании дебатов Навального с Чубайсом свое подобие дебатов устроили бывший соратник Чубайса Альфред Кох и нынешний - Навального Владимир Ашурков.

Кох Альфред

Я не знаю чем он занимается в этом своем РосНАНО. Честно. Но на уровне ощущений: если составить очередь на правеж из "путинских директоров", то Чубайс ней должен стоять последним. А до него, кроме хрестоматийных Сечина, Якунина и Миллера, еще Токарев, Чемезов, Дмитриев и еще с десяток других орлов типа Костина. И вот когда они все сядут (вариант: хотя бы будут уволены), то тогда можно будет браться за Чубайса. Потому, что в отличие от вышеназванных граждан, у Чубайса есть хоть какие-то заслуги в прошлом: приватизация (как бы вы к ней не относились), финансовая стабилизация и Бурейская ГЭС, которую без него никто бы не построил.

Vladimir Ashurkov

Я не согласен к людям, как Чубайс, облеченным властью и возможностями, прежде всего, возможностью, без особых последствий для себя говорить правду, а не лгать, применять такой низкий стандарт оценки, как построенная много лет назад электростанция.

Кох Альфред

А себя, Володь, ты не пробовал мерять той меркой, которой ты Чубайса мерить собрался? Ведь у тебя вообще никакой электростанции в бэкграунде нет, не так ли?

Vladimir Ashurkov

У меня нет талантов Чубайса, да и я был я в других местах: когда он приватизацию организовывал, я на втором курсе матанализ сдавал. Ты меня моей меркой мерь. А Чубайса - его меркой. Ну разве для человека у которого под контролем была вся электроэнергетика страны строительство электростанции является какой-то сверхзаслугой, а не служебными обязанностями? Если так посмотреть, то заслуги есть и у Сечина, и у Якунина, и у Миллера. И право на их критику тоже нужно заслужить, и они об этом так и говорят. Просто они с тобой не были никогда близки, а Чубайс был.

И так далее.

Интервью с Ашурковым, который вынужден участвовать в российской политической жизни (в том числе и в нынешней предвыборной кампании), находясь в Лондоне - на "Медузе". О Чубайсе там ни слова:

— Чего вы ждете и на что рассчитываете в ходе этой кампании?

— Я не думаю в таких терминах — «прогноз» или «ожидание». Как сложно было предугадать политические процессы, идущие в России сейчас, так же сложно и говорить о том, что будет на региональных выборах. Банально: делай, что должно, и будь, что будет.

Мы понимаем, что выборы — это штука, подверженная манипуляциям со стороны власти на всех этапах — от регистрации кандидатов до подсчета голосов. Тем не менее, это важная для нас история. Будем стараться получить максимальный результат как с точки зрения подготовки людей, которые будут кандидатами и волонтерами, так и с точки зрения электоральных результатов. <...>

— Если допустить, что сначала выборы в Думу пройдут по сценарию власти, а потом Путин объявит о новом сроке и изберется еще на шесть лет — вас хватит на то, чтобы все это время продолжать оставаться беженцем, инвестировать в стартапы и наблюдать за Россией через интернет?

— Жить в Лондоне чуть проще, чем быть под домашним арестом или сидеть на зоне как Олег Навальный или «узники Болотной». Мне глупо жаловаться, в то время как многие наши соратники находятся под серьезным прессом. У меня нет волшебного блюдечка, которое показывало бы мне будущее. Исходя из общих исторических соображений, я отдаю себе отчет в том, что долго происходящее у нас сейчас продолжаться не может. Но два это года, пять или десять — нет смысла устанавливать такие горизонты. <...>

Многие люди не видят связи между тем, что они могут сделать, занимаясь гражданской или политической деятельностью, и реальным результатом. А я — после того, как начал работать с Навальным — понял, что результаты эти вижу. Они не окончательны, но осязаемы, и их все больше.

Как раз о бесполезности "установки горизонтов" говорится вот в этом популярном статусе:

Anton Baiton
а теперь представьте, что кто-то из сегодняшнего дня попадает в 2012 год, приходит к шустеру и рассказывает, что через год <януковича свергнут>, президентом станет порошенко, рашка оттяпает крым, а на донбассе будет война. ну, допустим, какие-то упоротые параноики и поверили бы. но тут этот перец говорит: "и да, чуть не забыл, одесским губернатором станет саакашвили". ну всё, после этого его увезут в больницу павлова

К непредсказуемости русской жизни можно отнестись с оптимизмом. Но это не обязательно. Олег Кашин на (платном) "Слоне" выдвигает тезис о том, что

вопросы жизни и смерти в самом буквальном смысле давно стали обычным фактором российской общественно-политической жизни. Смерть – это такой же субъект российской политики, как власть или оппозиция, причем, как показывает опыт того же Бориса Немцова, оппозиция – это гораздо более слабый субъект, чем смерть. В идеальном мире политик, говоря или делая что-то, думает о том, как это скажется на его электоральных перспективах и на политической карьере. Российская реальность добавляет к этим вопросам еще один, более важный – могут ли за сделанное или сказанное убить.

XS
SM
MD
LG