Ссылки для упрощенного доступа

«Цхинвали согласовывает свои действия с Москвой»


Как и в случае с Приднестровьем, Россия рекомендует Западу «прислушаться» к мнению жителей Южной Осетии
Как и в случае с Приднестровьем, Россия рекомендует Западу «прислушаться» к мнению жителей Южной Осетии

За ходом выборов и референдумом о независимости в Южной Осетии следили наблюдатели из 11 стран, включая непризнанные Абхазию, Приднестровье, Нагорный Карабах. Официальный Тбилиси никак не комментирует итоги голосования в бывшей грузинской автономии, в том числе и так называемые альтернативные выборы на подконтрольных грузинским властям территориях.


«Согласны ли вы с тем, чтобы Южная Осетия сохранила свой статус независимого государства и была признана международным сообществом?» По данным местного Центризбиркома, положительно на этот вопрос ответили 99 процентов граждан, пришедших на участки для голосования. Чуть меньшее единодушие жители региона проявили при выборе президента. За действующего главу Южной Осетии Эдуарда Кокойты проголосовали 96 процентов избирателей.


В результатах голосования не сомневался никто: сразу после закрытия избирательных участков в центре Цхинвали начался праздничный концерт, завершившийся салютом. Конкуренты у действующего президента были номинальными. По словам жителя Цхинвали Олега Джоева, выборной кампании в Южной Осетии как таковой не проводилось, агитационных плакатов в республике видно не было. Председатель югоосетинского Центризбиркома Белла Плиева утверждает, что выборы прошли без нарушений. Некоторые наблюдатели, по ее словам, «выразили восхищение» тем, проходило голосование.


Кроме наблюдателей из Абхазии, Приднестровья и Нагорного Карабаха, за выборами наблюдали представители России, Польши, Германии, Латвии, Украины, Иордании, Испании и Венесуэлы. По итогам голосования международная группа наблюдателей сделала заявление, в котором назвала прошедшие выборы соответствующими демократическим принципам.


Грузинские власти выборы в Южной Осетии игнорируют. Официальный Тбилиси не комментируют и так называемые альтернативные выборы, которые прошли в грузинских селах региона. Там победителем стал экс-премьер-министр Южной Осетии Дмитрий Санакоев. Этот политик, которого цхинвальские власти обвиняют в измене родине, не скрывает своих прогрузинских позиций.


Согласно данным Центральной избирательной комиссии по проведению альтернативных выборов и альтернативного референдума в Южной Осетии, в альтернативном голосовании приняли участие около половины всего взрослого населения Южной Осетии. Голосование состоялось в грузинских сёлах Цхинвальского района и смешанных сёлах Ахалгорского района Южной Осетии. Для участия в выборах в эти районы Южной Осетии из Тбилиси и других городов Грузии прибыли несколько тысяч грузинских беженцев. Они проголосовали в посёлке Эргнети, пригороде столицы непризнанной республики Цхинвали.


Председатель альтернативной Центральной избирательной комиссии Урузмаг Каркусов обвинил цхинвальские власти в том, что они препятствовали передвижению людей в села, где были открыты участки для альтернативного голосования. Победивший на альтернативных президентских выборах экс-премьер и министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев заявил, что видит республику Южная Осетия в составе единой, федеративной Грузии: «Хотел бы еще раз подчеркнуть, чтобы народы Южной Осетии и Грузии подружились заново, помирились, создали новое государство. Вот этого я ожидаю. Вот это скоро будет».


Большинство избирателей, принявших участие в альтернативном голосовании, ответили утвердительно на вопрос о трансформации Грузии в федеративное государство с предоставлением республике Южная Осетия статуса субъекта Федерации. Тем временем пресс-служба генерального секретаря Совета Европы распространила заявление, в котором говорится: «Референдум в Южной Осетии был бесполезным, несвоевременным и нечестным. Голосование никоим образом не способствовало поискам мирного политического урегулирования ситуации».


Политолог Алексей Власов из «Информационно-аналитического центра постсоветского пространства» считает, что Южная Осетия оказалась в правовом тупике: «Очевидно, что евробюрократы не признают результаты референдума и не согласятся на то, чтобы косовский прецедент был распространен на непризнанные республики на постсоветском пространстве».


Российские наблюдатели, следившие за голосованием, считают, что выборы в Южной Осетии соответствовали всем демократическим нормам. Однако Кремль вряд ли официально признает итоги референдума, полагает Алексей Власов: «Вопрос в том, в какой степени российское руководство сейчас готово отойти от достаточно сложного позиционного маневрирования в вопросе о признании Южной Осетии и Абхазии и однозначно заявить о том, что Россия готова принять их в свой состав на каких-то определенных условиях или, по крайней мере, в принципе поддерживает это стремление. Я думаю, что российская власть пока не готова делать такие заявления».


В то же время Алексей Власов считает, что, проводя подобное голосование, Цхинвали согласовывает свои действия с Москвой: «Очевидно, что идет некое накопление в правовую копилку обоснований того, чтобы статус непризнанных государств постоянно выносился на обсуждение, и Россия претендует на участие в этом процессе в качестве гаранта [бесконфликтного развития событий]. А постоянные отсылки к евроструктурам - это напоминание о том, что проблема Косова существует и для постсоветских республик. Я думаю, действительно существует негласная стратегия, в которую как раз и вписаны референдумы и в Абхазии, и в Южной Осетии, и в Приднестровье. Иного пути решения проблемы этих территорий, кроме кулуарного согласования позиций с участием всех заинтересованных сторон, я не вижу».
XS
SM
MD
LG