Биография Ивана Арцишевского могла бы стать основой для увлекательного романа. Иван Сергеевич родился в Китае, в семье русских эмигрантов. Детство и юность он провел в Бразилии. В 1967 году семья Арцишевских получает разрешение въехать в СССР. Школа, армия, учеба на физико-математическом факультете Латвийского государственного университета. Переезд в Ленинград, работа в "Интуристе", длительная командировка в Африку.
В 1991 году Иван Арцишевский проводит в Ленинграде первый Конгресс соотечественников, а в 1998-м руководит рабочей группой по перезахоронению императора Николая II, его семьи и слуг, пишет сценарий захоронения. В том же году становится представителем семьи Романовых в России, остается им и до сих пор. С этого же года по 2006 год возглавляет Управление государственного протокола Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга. Потом уходит из Смольного и создает "Центр эффективных коммуникаций" – своеобразную школу протокола и этикета.
– Иван Сергеевич, в канун годовщины расстрела семьи Романовых, который был осуществлен в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, российское правительство создало рабочую группу по вопросам исследования останков царской семьи. Об этом говорится в распоряжении, которое подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Судя по сообщению пресс-службы, размещенному на сайте правительства, исследование и перезахоронение касается только останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовой. "Деятельность рабочей группы направлена на сохранение исторического наследия народов России и формирование гражданской идентичности российской нации", – говорится в сообщении.
В последнее время в России раздается очень много голосов в поддержку идеи придания потомкам Романова особого статуса
В последнее время в России раздается очень много голосов в поддержку идеи придания потомкам Романова особого статуса, приглашения их в Россию. Прежде, чем мы обсудим эти темы, скажите, пожалуйста, кто сегодня является главными представителями семьи Романовых?
– Существует "Объединение членов рода Романовых". Это все члены семьи, все потомки. Это швейцарская общественная организация, которая была организована еще великими князьями в семидесятых годах прошлого века. Она объединила всех потомков, которые живут на всех пяти континентах мира. И есть так называемый "Императорский дом", который возглавляет Мария Владимировна. Она – дочка Владимира Кирилловича, который был сыном Кирилла Владимировича, третьего наследника Николая II. Первым его наследником был сын Алексей, вторым – брат Николая II Михаил Александрович, а третьим – Кирилл Владимирович. Кирилл Владимирович в начале века влюбился. Поехал в Германию и встретил там принцессу Гессенскую, которая была вдовой (она не православная). Любовь. И он решил жениться. Николай II, когда Кирилл Владимирович возвратился в Россию, заявил ему, что, если он женится на не православной, да еще и морганатическим браком, то он лишит его наследства. Но министры выступили против, заявили, что наследование трона – это вещь божественная, поэтому император не имеет права этим распоряжаться. Из-за этого Николай II не подписал указ, лишающий Кирилла Владимировича наследства на престол. Кирилл Владимирович женился в 1911 году.
Наследование трона – вещь божественная, поэтому император не имеет права этим распоряжаться
Он никогда не думал, что вернется когда-нибудь в Россию в качестве претендента, начнет претендовать на трон. Но когда произошла февральская революция, он вернулся. Существует история о том, что он ходил с красным бантом, но никто не знает, было ли такое на самом деле. В любом случае, есть замечательное его интервью "Петербургским ведомостям", где он императора и всю монархию называет совершенно не лестными словами. Когда Михаил Александрович подписывает отречение, после того как отрекся Николай II, отречение подписывает и Кирилл Владимирович. Но подписывает хитро: "присоединяюсь к Михаилу", то есть он сам как бы не отрекся (и это сегодня тоже является предметом спекуляции) и уехал в Финляндию. Михаил Александрович погибает. Кирилл Владимирович перебирается во Францию и там объявляет себя императором, что вызывает резко негативное отношение у Николая Николаевича, брата Николая II, и матери Николая II Марии Федоровны.
Большинство русской эмиграции (а я это очень хорошо знаю, потому что сам родился и вырос в эмиграции) не приняло Кирилла Владимировича как императора. Была лишь небольшая группа его принявших, которых называли "кирилловцы". Это носило если не сатирический, то несколько юмористический характер. Играли во двор. И Кирилл Владимирович достойно выполнял роль императора. Его сын, молодой человек, Владимир Кириллович встречает девушку Леониду и влюбляется. Она была танцовщицей в Мадриде и замужем за американцем, который погиб при таинственных обстоятельствах во время войны. Они тайно поженились в католической церкви, когда узнали, что Лидия овдовела (мужа ее звали Самнер Мур Кёрби). Леонида Георгиевна Багратион-Мухранская из рода грузинских князей, и здесь тоже все очень сложно, так как после присоединения Грузии к России в XIX веке они потеряли свой царский статус. Они были князьями, причем по иерархии не шестой Бархатной книги, а пятой. Я – шестая, а они – пятая. Это по отцовской линии. А мать Леониды Георгиевны – простая полька, дворянка, но не аристократического происхождения, без звания. Это тоже является морганатическим браком. Конечно, Кирилл Владимирович, отец Владимира Кирилловича, в ужасе от этого брака, но принимает меры для включения Леониды Георгиевны в царское сословие.
Я говорю сейчас очень коротко, ко мне могут придраться историки, потому что я опускаю тонкости и нюансы. Их там очень много, потому и идет такой спор. Кирилл Владимирович умирает, Владимир Кириллович остается с Леонидой Георгиевной. У них рождается дочь – Мария Владимировна. В 23 года она выходит замуж за Франца Вильгельма Прусского, правнука кайзера Вильгельма из рода Гогенцоллернов, и рожает сына, получившего имя Георгий Михайлович, Георгий Гогенцоллерн. Если мы посмотрим Готский Альманах и все генеалогические справочники мира, то увидим, что мальчик Георгий относится не к Романовым, а к Гогенцоллернам. Он – прусский принц, а не русский. И когда Мария Владимировна попыталась сделать его Романовым, то Франция отказала ей, а наш посол Рыжов дал ей паспорт с фамилией "Романов". Так что здесь все было сделано абсолютно неправильно, с моей точки зрения.
И потом началась эта игра: "Императорский дом", Мария Владимировна
Когда по инициативе Анатолия Собчака мы пригласили в Петербург Леониду Георгиевну и Владимира Кирилловича, мы их принимали, и все было хорошо, но возникло московское Дворянское собрание, которое меня убедительно просило повстречаться здесь с Марией Владимировной, и я, не думая о последствиях, разрешил. Они встречались. И потом началась эта игра: "Императорский дом", Мария Владимировна… Когда умер Владимир Кириллович, ее стали называть "Ее Величество"… Страшное, страшное дело… Все забыли, что она вышла замуж за Гогенцоллерна, и, хотя и развелась, но мальчик – Гогенцоллерн, и она осталась Гогенцоллерн. Все остальные члены семьи не приняли ее в роли "Ее Величества" и не воспринимают ее как представительницу Романовых. Существует "Объединение членов рода Романовых", которое я представляю в России, и "Императорский дом", который совершенно нелегитимен, так же как нелегитимны все и в "Объединении членов рода Романовых", потому что у всех морганатические браки.
Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области готовят законопроект "Об особом положении представителей царской фамилии"
– Сейчас депутаты Законодательного собрания Ленинградской области готовят законопроект "Об особом положении представителей царской фамилии". В качестве официальной резиденции Романовых в России предлагается выделить дворец в пригородах Санкт-Петербурга или в Крыму. Депутат Владимир Петров написал письмо потомкам дома Романовых с предложением вернуться в Россию. Как вы можете прокомментировать эту идею?
– Во-первых, Дмитрий Романович Романов никакого письма не получал, поэтому – посылал, не посылал уважаемый господин Петров письмо, не знаю. Что же касается самой инициативы, то она не была согласована с Романовыми. Дмитрий Романович с удивлением узнал об этом из газет и из моего звонка. Понятно, что эта ветвь Романовых, входящих в "Объединение членов рода Романовых", вся инкорпорирована в Европу, является частью ее культуры. У них там дома, дети, внуки, не говорящие по-русски. Они Россию не знают, понимаете? И мне кажется, что никто из них не собирается приезжать в Россию. Другое дело – Мария Владимировна, которая говорила о такой возможности при особом статусе и т. д. Но я считаю, что это какая-то политическая игра, либо это пиар господина Петрова.
– Он собирается участвовать в выборах губернатора Ленинградской области.
Эта ветвь Романовых вся инкорпорирована в Европу, является частью ее культуры
– Ну, вот, возможно, это какая-то политическая игра. Либо это то, что я называю социальным инфантилизмом: мы прекрасно знаем, что у людей есть такое мнение: "Позовите царя, он сейчас придет, и, как в 1613 году, когда пришел Миша Романов, сей миг наведет порядок!" Тогда, в 1613 году Мининым и Пожарским была создана определенная структура, которая требовала управления сверху. А сейчас такой структуры нет. Мы с умилением смотрим, как женятся английские принцы, голландские принцы и принцессы, но это все – внешняя сторона. Даже если в России будет принят какой-то указ о представителе Романовского Дома, то надо понимать, что царь – помазанник Божий. Все это очень связано с Православной Церковью, с отношением РПЦ. Это связано с тем, какова личность самого представителя, потому что при всем моем уважении к Марии Владимировне, которую я очень хорошо знаю… Она искренне интересуется и очень любит Россию, но она ее не знает. Она всю жизнь прожила за границей, в совершенно других условиях, и Россию она знает из рассказов своего окружения и т. д. То же самое можно сказать и об остальных Романовых. Поэтому привезти сюда Романовых для того, чтобы возить их на машинах и умиленно смотреть, как они женятся, это иначе как социальным инфантилизмом не назовешь. Это непонимание людей. А всё остальное не работает и работать не будет, потому что, хоть мы и говорим, что они не будут иметь отношения к политике, и их не будут к ней привлекать, я считаю, что это невозможно. Хоть Романовы и категорически отказываются от участия в политике, от любой политической оценки, совсем ее избежать невозможно. Нет, все это – политическая возня.
– Но ведь инициатива депутата Владимира Петрова – далеко не единственная. Таких инициатив несколько. Например, так называемый "Императорский дворцовый фонд", созданный Монархической партией, занимается постройкой в России по старым проектам трех царских дворцов, которым будут приданы представительские и туристические функции с целью популяризации идеи монархизма в стране. А в Екатеринбурге монархисты предлагают Владимиру Путину создать город-государство под названием "Императорский всероссийский престол", и список можно продолжить. Чем вы объясните это?
Люди хотят царя: "придет царь – и всё будет хорошо". Это глубочайшая ошибка
– Только тем, что люди хотят царя: "придет царь – и всё будет хорошо". Это глубочайшая ошибка. Это подмена понятий. Мы прекрасно понимаем, что в этом сложном, постоянно усложняющемся мире управлять должен человек, который мало-мальски понимает политические реалии сегодняшнего дня во всем мире. Этого нет и быть не может. А зачем нам некая декорация? В России что, больше некуда тратить средства? Есть на что. Старикам помочь, пенсии увеличить. Я думаю, что это было бы намного эффективнее, чем содержать какого-то представителя Романовых. Тем более, что монархия – это уходящий способ управления государством.
– А если серьезно отнестись к этой инициативе и допустить, что она будет осуществлена, может ли возвращение в страну Романовых объединить общество, как считают монархисты, или наоборот, это внесет раскол?
– Это, безусловно, вызовет раскол в обществе.
– Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил создать в России политическую систему, сочетающую элементы монархии и социализма. "Державность, справедливость и солидарность – это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединяла монархию и социализм", – заявил он. По его словам, у россиян есть симпатии к идеалам и социализма, и монархизма, а потому необходимо отстаивать право иметь сильную центральную власть и социальное государство. Вы согласны с этим? Кстати, а почему слова "сильная центральная власть" вызывают у многих негативное отношение?
Монархия – это уходящий способ управления государством
– Мы знаем, что в России со времен Ивана Грозного нужен был кулак, чтобы объединить эти земли. Но дело в том, что мир развивается, меняется, становится совершенно другим. Мы видим контуры этого будущего постиндустриального мира. Форма регуляции этого общества должна быть другой. Сегодня очевидно, что мир развивается так, что важнее становится не совокупность личностей, а каждая личность сама по себе. Как бы вы ни хотели от этого отказаться, это исторический факт. Социально это закономерно. Против этого можно бороться, выступать, но это все равно придет. Личность становится во главе угла. Посмотрите, постепенно уходит значение государственности, и наоборот, приобретают значение социальные сети… Идут целые процессы – то, что мы называем глобализацией.
Иногда выступления этого уважаемого батюшки вызывают у меня воспоминания о замечательном произведении Достоевского под названием "Легенда о Великом Инквизиторе". Когда вернулся Христос, Инквизитор, 96-летний старик, спросил его: "Ты зачем к нам пришел? Мы без тебя уже все сделали!". Сегодня я это часто вспоминаю, потому что очень многие иерархи РПЦ постоянно напоминают мне этого Инквизитора. Это страшная подмена. Я учился у замечательных православных батюшек, которые мне объясняли, что Христос учил жить и радоваться. А все время каяться и говорить: "Господи, прости меня!", – это, мне кажется, является подменой. А нас пытаются все время вогнать в это "прокрустово ложе" – "Господи помилуй! Господи помилуй!". И это, мне кажется, есть некое политическое орудие для того, чтобы направлять людей в нужном направлении. Я – с детства православный, верующий, я провел первый крестный ход в Петербурге по Невскому проспекту, я его организовал. И мне сегодня очень больно смотреть на то, что происходит, потому что подменяются основы, ценности христианства. Не хочу учить наших иерархов, не мое это дело. Но иногда приду в храм, встану в уголочке, чтобы никто не видел – для себя, потому что для себя я и умру православным и верующим человеком. Но страшно смотреть на эту подмену.
– До сих пор Русская Православная церковь не признает останки императора Николая II, членов его семьи и слуг подлинными. Чем это можно объяснить?
Не надо возвращать живого царя, не надо придумывать. Вот он
– Это непризнание иерархами подлинными останков императора я называю обскурантизмом. Мы собирали несколько конференций, приглашали ученых из РАН, генетиков, следователей из Следственного Комитета, и все они подтверждают подлинность останков и с точки зрения криминалистики, и с точки зрения генетики. А Церковь упрямо отрицает это. Сейчас мы предлагаем Церкви: "Хорошо, тогда пусть комиссию соберет сама Церковь, и мы можем ответить на все вопросы с точки зрения генетики и криминалистики!". И что вы думаете? Ничего. Церковь нам не отвечает. Мы говорим, что хотим иметь какую-то основу – нравственную, моральную. Почему эта основа не может быть русской историей, поклонением останкам императора в Екатерининском пределе Петропавловского Собора? Вот оно! Тот, кто ценит русскую историю, любит ее, приходи и поклонись официально признанным останкам русского царя! Почему они не хотят это сделать? Для меня это – тайна, покрытая мраком. Я не могу в этом разобраться, хотя говорил об этом и с предыдущим, и с нынешним патриархом, и с тем же отцом Всеволодом Чаплиным. Есть какая-то причина. Для меня она – тайная. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что в Государственном архиве РФ (ГАРФ) лежит картонная коробка, в которой содержатся 70 грамм останков царевича Алексея и великой княжны Марии, которые генетика и криминалистика признали подлинными. И этот вопрос не решается. Я не считаю наших патриарха и иерархов неграмотными людьми, которые не верят генетикам. Генетика была признана через одиннадцать лет после смерти ее создателя. А мы что, тоже должны столько же ждать?
Так что – нет, давайте не будем верить в этот обскурантизм иерархов. Значит, есть какая-то политическая причина, по которой они этого не хотят. Не надо возвращать живого царя, не надо придумывать. Вот он. Давайте мы поклонимся и скажем: "Николай!".
Кстати, очень многие меня спрашивают: "Как это "Николашку-кровавого" признали святым?". Объясняю всем. Его причислили к лику святых за мученическую смерть, а не за прекрасную жизнь, которая, как у любого исторического лица, спорна. Ведь что-то он делал правильно, а что-то – нет. Он ошибался. Он был человеком. А за мученическую смерть он и его близкие были признаны "страстотерпцами". Это надо четко разделять. Мы у себя в обществе даже этого понять не можем. А "царя давай обратно!"...
– Не кажется ли вам, что эта кампания по обсуждению темы возвращения Романовых в Россию инициирована сверху, из Кремля? Смотрите, только что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ "О создании межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых". Что это значит?
Я допускаю, что обсуждение этой темы носит политический характер
– Я допускаю, что обсуждение этой темы носит политический характер. Осенью, я думаю, эта комиссия должна начать работать. Допускаю, что это сделано для того, чтобы отвлечь внимание общественности от различных проблем. Конечно, политиками это будет превращено в политическое действо. Я допускаю, что это сделано намеренно, а не из каких-то благих побуждений. Хотя понятно – то, что у нас царевич лежит в ГАРФ – это ужасно.
– Депутат Владимир Петров высказался также и о дворянстве. По его мнению, дворянство можно покупать, и в этом нет ничего зазорного. В 2007 году директор ФСБ Николай Патрушев с женой и двумя сыновьями, всей семьей стали потомственными дворянами с занесением фамилии в 3 часть Общероссийской дворянской родословной книги. Это нормально – покупать дворянство?
Дворянство – это сильное ощущение своих предков. Но это ощущение еще больше повышает мою ответственность, а не "крутизну"
– Дворянство раздает Мария Владимировна. Допускаю, что за деньги (хотя у меня и нет прямых доказательств этого). Я и несколько людей в Петербурге предлагали Николаю Романовичу к 400-летию Романовых выпустить просто значок: "400 лет Романовым". Мы сделали этот значок. Я ездил в Рим показывать его Николаю Романовичу. Он сказал: "Ничего никому не давать!". Не давать потому, что никто не имеет на это права. Дворянство само по себе перестало существовать.
Можно гордиться своими предками. Я, например, состою членом парижского Союза русских дворян. Это организация, которая пытается соблюдать какие-то дворянские правила и т.д. Но это тоже, опять-таки, не до конца реально, потому что мир меняется. Дворянство было в России институтом. На балах женили, решали вопросы. Это была в своей массе передовая часть общества, люди служивые, честные, которые создали замечательную страну под названием "Российская империя". Сегодня это всё устарело. Сегодня важно то, что ты умеешь и знаешь. Это главное. Дворянство – это сильное ощущение своих предков. Но это ощущение еще больше повышает мою ответственность, а не "крутизну". Будь достоин своих предков и делай, что тебе положено.