Во вторую неделю июля в Перми впервые состоялся летний городской общественный фестиваль "После Пилорамы", ставший своего рода откликом на закрытие международного форума "Пилорама", проводившегося в музее истории политических репрессий "Пермь-36" с 2005 по 2012 годы. Оргкомитет из десяти человек с помощью волонтеров за два с половиной месяца организовали мероприятие на свои личные средства и на собранные пожертвования (около 100 тысяч рублей). Фестиваль состоял из 37 событий: дискуссий, концертов, поэтических вечеров, выставок, акций, экскурсий, лекций и мастер-классов.
Форум "Пилорама" почти полностью финансировался властями Пермского края. В 2013 году, после смены губернатора, финансирование неожиданно сократилось вдвое – с 5 до 2,5 миллиона рублей. Об этом было объявлено буквально за две недели до старта форума. То, что новая администрация до последнего держала организаторов в неведении относительно сроков и объема финансирования, сделало проведение "Пилорамы-2013" невозможным. Тогда организаторы перенесли форум на осень, он состоялся как череда разрозненных и разнесенных во времени мероприятий.
В 2014 году события вокруг музея "Пермь-36", признанного "иностранным агентом", а также новые приоритеты краевых властей не позволяли даже думать о том, что проведение форума может быть возобновлено. "После смены губернатора Пермского края произошел, по сути, рейдерский захват государством некогда общественного музея "Пермь-36", а проект "Пилорама" был закрыт", – напоминают события на сайте нового фестиваля.
Тогда же, в 2014-м, было принято решение продолжить и переосмыслить "пилорамную" миссию. Журналисты Юрий Бобров и Игорь Лазарев организовали гражданский пикник на месте, где раньше располагался палаточный лагерь прекратившего свое существование форума. В прежние годы в лагере собиралось до 12 тысяч человек. Летом 2014 года на пикник приехало три с небольшим десятка – гражданские активисты и просто неравнодушные пермяки. Именно тогда, у стен внезапно закрытого на санитарный день музея, было решено сделать что-то взамен утраченного форума. Без участия властей и собственными силами.
Новейшая история
Спустя почти год, в апреле 2015-го, бывший программный директор радиостанции "Эхо Перми" Анастасия Сечина инициировала создание оргкомитета нового фестиваля. В него вошли самые разные люди, прежде никогда не работавшие вместе в таком составе: кроме самой Сечиной, председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, соучредитель Музея советского наива Надежда Агишева, журналист Владимир Соколов, руководитель центра ГРАНИ Светлана Маковецкая, председатель пермского отделения общества “Мемориал” Роберт Латыпов, сотрудник “Мемориала” Ирина Кизилова, организатор фестивалей Светлана Чергик, доцент исторического факультета ПГГПУ Виталий Ковин, доцент социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ в Перми Алексей Каменских.
Получив поддержку инициативы от членов общественного совета международного форума “Пилорама”, оргкомитет начал работу. За два с половиной месяца до фестиваля не было ничего, кроме энтузиазма – ни названия, ни концепции, ни программы, ни решения о сроках проведения, ни понимания объема и источников финансирования. Ответы на вопросы искали постепенно. Изначально было решено: каждый сделает ровно то, что сможет, и на собственные деньги. Однако быстро стало ясно, что совсем без привлечения средств со стороны не обойтись. Тогда был запущен сбор средств на краудфандинговой платформе planeta.ru, и “После Пилорамы” стал первым пермским фестивалем, проведенным на народные деньги. "Мы могли найти спонсора, – говорит координатор проекта Анастасия Сечина, – но нам было важно, чтобы это был не один человек со ста тысячами рублей, а сто человек, с тысячей каждый". В итоге на фестиваль "скинулось" более 150 "акционеров". Половину от необходимой суммы собрали за четыре дня.
Кроме финансовой помощи, сторонникам и союзникам предложили иные формы поддержки: можно было участвовать в качестве волонтера, помочь с распространением информации о фестивале или заявить собственное мероприятие. По таким заявкам в рамках фестиваля состоялось четыре мероприятия: два поэтических вечера, одна лекция-презентация и одна экскурсия.
Основные события запланировали на городских площадках в течение четырех дней. Символический выезд в Кучино, к музею "Пермь-36", наметили на 12 июля. Тему обозначили как "Мосты в будущее". Все события поделили на четыре смысловые линейки: "Город, в котором можно", "Местный говор", "Завтра начинается вчера", "Будущее сейчас".
Сразу было решено отказаться от включения в дискуссионную часть фестиваля "горячих" на тот момент тем: события на Украине, празднование Дня Победы. Организаторы посчитали, что на сегодня об этом все сказано, дискуссия на эти темы получится бессмысленной, легко сводящей к "балагану". Также было решено не обсуждать конкретные политические партии, инициативы и движения, чтобы фестиваль не могли ассоциировать ни с одной из конкретных политических сил.
Ожидаемые трудности
С первыми трудностями оргкомитет столкнулся на этапе организации. Так, городские власти ответили отказом на заявки о проведении уличных акций "Возвращение имен" и "Вечер современной социальной поэзии" на площадках в центре города. Формулировка стандартная: "На заявленном вами месте состоится иное публичное мероприятие..., уведомление о котором было подано ранее". Взамен было предложено провести обе акции в Саду Декабристов – у стен прокуратуры и СИЗО.
Некоторых членов оргкомитета несколько раз вызывали в краевую администрацию для бесед, где, в частности, давали понять, что все дни фестиваля музей "Пермь-36" будет закрыт для посещений, и выражали настойчивые рекомендации исключить визит туда во избежание провокаций.
Несмотря на то что оргкомитет изначально отказался от попыток "зайти" на муниципальные и краевые площадки, проблем даже с частными заведениями избежать не удалось. Так, руководство отеля "Амакс", в зале которого должна была состояться дискуссия "Пермь после 2017 года", отказало в помещении и вернуло деньги за два дня до события, сообщив, что зал затопило. Впрочем, журналистам так и не дали убедиться в этом воочию.
На этом, правда, сложности с площадками закончились. Прочие мероприятия прошли без неожиданных эксцессов. И даже музей в итоге было решено не закрывать. "Не исключаю, что на изменение линии поведения повлиял приезд столичных и немецких документалистов, снимавших фильмы на фестивале. Мы не говорили об этом до самого старта проекта, – говорит Анастасия Сечина. – А может быть, просто возобладал здравый смысл. Должны же власти, наконец, понять, что подобное противодействие лишь вредит им".
"Информационная блокада" фестиваля, впрочем, снята не была. Оргкомитету стало известно о спущенном сверху указе игнорировать фестиваль в медиапространстве. СМИ запрещалось даже упоминать "После Пилорамы" в числе фестивальных событий пермского лета. Этим "рекомендациям" последовало большинство городских медиаплощадок.
Новые подходы в своей информационной политике краевая власть в полной мере продемонстрировала и с уже упомянутыми съемочными группами из Германии и Москвы. В их планы, кроме прочего, входило посещение музея "Пермь-36" и съемки на его территории. Немцам Министерство культуры, которому подчиняется теперь некогда общественный музей, предложило контракт "на оказание услуг по экскурсионному и информационному сопровождению" за 40 720 рублей. За интервью – отдельная плата. Руководитель съемочной группы Кёрстин Никкиг полушутя ответила, что согласна заплатить лишь 20 рублей, в ответ Минкульт сообщил о готовности "сбить" цену до 20 тысяч. Интересно, что за ту же самую услугу с московских журналистов министерство запросило уже 78 тысяч рублей (интервью также лишь за дополнительные деньги). В итоге от съемок в музее документалистам пришлось отказаться.
На многих событиях фестиваля присутствовали наблюдатели из Министерства юстиции. "Минюстовские надзиратели добросовестно отнеслись к своей миссии: они тщательно записывали все дискуссии [чтобы проверить их] на соответствие высказываний нашему безумному законодательству", – написал на своей страничке в фейсбуке один из организаторов фестиваля Игорь Аверкиев.
Кривотолки среди противников фестиваля вызвало посещение нескольких мероприятий генконсулом США в Екатеринбурге. Отдельные журналисты утверждали, что организаторы фестиваля пригласили Отто Ханс Ван Маерссена и при этом почему-то скрыли его визит. Другие заявляли, что консул прибыл "размайданить Пермь", почувствовав здесь "очаг сопротивления". Третьи отшучивались: "вражеский дипломат лично привез сундуки печенек". Оргкомитет в ответ на выпады заявил, что не только не приглашал консула, но даже отказал ему в участии в "Школе прав человека" – на момент подачи заявки регистрация уже была закрыта. "Отто Ханс Ван Маерссен посетил фестиваль по личной инициативе как частное лицо, свой приезд не афишировал, вел себя как обычный посетитель и встречи с организаторами не искал, если не считать просьбы посоветовать хороший ресторан", – рассказали в оргкомитете.
Во время фестиваля
Несмотря на все сложности, фестиваль состоялся. Особенно востребованными оказались дискуссии "О вреде истории для жизни" и "PR Сталина – PR на Сталине", много положительных отзывов в соцсетях собрала лекция-презентация Андрея Ростовцева о проекте "Диссернет". С успехом прошли "Городские гражданские выходные" и цикл неформальных вечеров авторской песни "Счастливые люди". Необычайно много посетителей собрали "живые книги" в рамках проекта "Живая библиотека". Бурю позитивных эмоций вызвал вечер "Поэзия тунеядцев", посвященный неподцензурной поэзии советского времени. И даже особенно ни на что не претендовавший самоироничный флешмоб "Завтрак интеллигента", с которого начался фестиваль, снискал положительные отзывы. "Это неформальное открытие мне очень понравилось, – рассказывает один из участников Роман Субботин. – Оно было насыщено внезапными и преднамеренными символами: это и вид на мост и реку, и кофе с печеньками не от Госдепа, и вагоны с нефтью, нависавшие над поляной, и засевшая в кустах охранка, от гордумского "кургинянца" до обычных "ментов" – их там было человек десять, а нас всего человек тридцать".
Организаторы и участники с удовольствием отмечали: многие мероприятия получились семейными – люди приходили вместе с детьми. "В этот раз в Перми меня поразило количество детей самых разных возрастов (начиная с грудного) среди публики, – поделилась наблюдением один из экспертов фестиваля, ученый-экономист Ирина Стародубровская. – Дети иногда становились частью общего процесса, иногда жили своей жизнью. Но ощущение, что и детей, и взрослых, и исполнителей такая ситуация совершенно не напрягала. Это здорово!"
В раздевалке барака стоит вешалка, а на ней – меховые шапки, телогрейки и, что меня потрясло, валенки. Их отродясь у политзэков не было, носили валенки только надзиратели!
Завершением фестиваля стал выезд в Кучино, к музею "Пермь-36". Несмотря на информацию о том, что он будет закрыт, было решено выезд не отменять и провести экскурсию если не внутри, то у стен учреждения. Однако музей оказался открыт, и все желающие сумели попасть в него. Импровизированную экскурсию по музею провел бывший сиделец "Перми-36" Виктор Пестов, приехавший на фестиваль из Екатеринбурга. "Я провел всех в свой барак 2-го отряда и увидел, что в раздевалке стоит вешалка, а на ней – меховые шапки, телогрейки и, что меня потрясло, валенки. Их отродясь у политзэков не было, носили валенки только надзиратели!" – позже выражал недоумение бывший политзаключенный.
"Очень сложное чувство, – поделилась впечатлениями от посещения "Перми-36" одна из участниц выезда Мария Горбач. – Я бы его назвала ощущением пустоты. И музейщики вроде предельно вежливы. И погуляли мы там хорошо – Виктор Пестов целый моноспектакль показал. Но как-то все странно. Серенькая девочка серой тенью скользит за нами по пустым помещениям – вдруг чего сопрем. Радостные плакатики ко Дню Победы выделяются на фоне монотонного пейзажа. Тоску всего и вся я осязала всеми фибрами души".
Точкой фестиваля стало создание ленд-арт-объекта в поле за рекой Боярка, где когда-то располагалась одна из площадок форума "Пилорамы". Дереву, шуршащему пятью сотнями листьев-вертушек (во время фестиваля их изготовили многочисленные волонтеры проекта), так и не смогли придумать единого названия, и каждый давал свое имя – "Ветер перемен", "Свежий ветер" и даже "Дерево безвременья".
Отзывы и итоги
Отзывы о фестивале в социальных сетях и на почту проекта оргкомитет получил разные. Много благодарностей, но немало и критики.
В частности, недовольство вызвало присутствие в программе двух закрытых дискуссий, участие в которых было возможно лишь по приглашениям. Организаторы объяснили это и желанием отсечь нежелательных "крикунов", способных свести дискуссию на нет, и заботой о безопасности спикеров в свете последних изменений законодательства, однако в будущем обещали учесть запрос на открытые дискуссии и сбалансировать дискуссионную программу.
Недовольство вызвало то, что все дискуссии состоялись в будние дни, в рабочее время. Это замечание организаторы также приняли к сведению. Критике были подвергнуты и тематические приоритеты.
Тема войны с Украиной – где, как не на "Пилораме", об этом можно поговорить в нашем городе? Как не говорить об этом?
"Тема войны с Украиной – где, как не на "Пилораме", об этом можно поговорить в нашем городе? – недоумевает одна из участниц. – Как не говорить об этом? Неужели у вас сердце не рвет от того, что мы воюем с украинцами? Но даже помимо этого сейчас так много тем, которые можно и нужно обсуждать публично. Страна со все возрастающей скоростью летит к пропасти, а на это даже намека не было на фестивале. Огорчена этим очень".
Будет ли продолжение фестиваля в 2016 году? Пока настроение оргкомитета совершенно определенное: будет. Собраться и обсудить дальнейшую жизнь проекта создатели "После Пилорамы" планируют в декабре. "Римейк "Пилорамы" прошел и, похоже, удался. Гештальт закрыт. Фестиваль может продолжаться, расти и совершенствоваться, если в следующем году потребность в нем сохранится", – подвел итоги один из организаторов Игорь Аверкиев. По его мнению, фестиваль доказал, что "даже в это антисанитарное время многое возможно, было бы желание и искренняя готовность очень разных людей делать реальное и общее дело".