Россия и США подписали двусторонние соглашения по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Представитель российской делегации министр экономического развития Герман Греф заявил, что таким образом завершен этап двусторонних переговоров о вступлении России в ВТО. Все это происходило в Ханое параллельно с саммитом организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества, который также сегодня завершился принятием заявления по проблемам глобальной торговли.
Впрочем, при подписании соглашения между Россией и США сегодня утром возникли некоторые проблемы. Оно было назначено на 11 утра по местному времени, но за 15 минут до этого срока полный зал был оповещен о том, что подписание откладывается на неизвестное время, потому что возобновились переговоры по тексту соглашения. Это, конечно, произвело негативное впечатление, потому что отвечало самым мрачным предположениям, что в самый последний момент что-то сорвется.
Мне удалось выяснить буквально через 15 минут после оповещения, что проблема заключалась лишь в логистике, то есть в самой церемонии подписания, а отнюдь не в каких-то принципиальных политических сюжетах. Действительно, спустя два часа к журналистам пришли российский министр Герман Греф и посол Соединенных Штатов Сьюзен Шваб.
Сотрудники принесли с собой текст этого соглашения. Надо было видеть, как тяжело его нести. Текст составляет 900 страниц обычного формата – это стопка приблизительно в 14 сантиметров толщиной и, думаю, весом в несколько килограммов. Таков итог семилетний работы.
Очевидно, что Герман Греф и Сьюзен Шваб были очень довольны друг другом, источали комплименты и обменивались дежурными улыбками. Один эпизод мне особенно запомнился. Сьюзен Шваб объясняла журналистам, что вступление России в ВТО ознаменует собой улучшение самой атмосферы внутри мировой торговли, что Россия теперь может пользоваться всеми благами и преференциями как член ВТО, но при этом и берет на себя определенные обязательства. В этот момент она повернулась к своему коллеге Грефу и развела руками, словно извиняясь: мол, вы понимаете, я должна была это сказать, потому что это действительно так и есть. На что Герман Греф, без помощи рук, сделал соответствующий вид: мол, понимаю.
Так или иначе, это событие ознаменовало окончание двусторонних переговоров и открыло, как сказала Сьюзен Шваб, начало фазы многосторонних консультаций, что фактически является последним отрезком финишной прямой на пути вступления России в ВТО.
Теперь остается конкретный вопрос: когда же Россия сможет окончательно вступить в ВТО. Можно предположить, что это произойдет где-то в середине года будущего года, так как еще предстоит формально завершить переговоры с Коста-Рикой (технически они уже завершены, но остается подписать соответствующие протоколы). Кстати, такие же протоколы не подписаны с Гватемалой и Сальвадором в то время, когда сами переговоры тоже уже завершены.
И остается, как известно, проблема, а точнее возможное возобновление проблем с Грузией и с Молдавией. На этот счет в кругах российской делегации в Ханое испытывают сдержанный оптимизм и не намерены изображать некое ожидание серьезных сложностей.
Никаких новых заявлений по поводу возможных переговоров с Грузией и Молдавией в Ханое на данный момент не прозвучало.
Что касается остальных событий саммита АТЭС, то здесь можно выделить два важных момента. Во-первых, здесь окончательно оформилось вступление Вьетнама в ВТО. Во-вторых, примечательно, что за 30 лет, прошедшие после окончания войны с США, во Вьетнам во второй раз приехал американский президент. В 2000 году здесь был Билл Клинтон. Об этом здесь очень много говорят – это отдельная серьезная тема.
Кроме того, на этом саммите одним из самых серьезных моментов была история с заявлением по ядерной проблеме Северной Кореи. Ожидалось, что это заявление будет письменным - жесткий вариант, на котором настаивали Соединенные Штаты и Япония. Однако под серьезным давлением Китая, к которому присоединились Вьетнам и Россия, удалось перевести это заявление в устный формат, что является более щадящим ударом по Северной Корее, потому что чисто технически трудно цитировать документальное заявление, которое было оглашено председательствующим, то есть президентом Вьетнама.
Что же касается субстантивной части этого саммита, то здесь очень большие проблемы отмечены в связи с продолжением многосторонних переговоров, так называемой дохийской повестке дня о создании зоны свободной торговли и инвестиций для этого региона, в котором производится около 60% мирового валового продукта. Обнаруживается, что сильное стремление к свободной торговле для слабых развивающихся стран чревато серьезной социальной дифференциацией между богатыми и бедными. И это вынужден был зафиксировать председатель Китайской народной республики Ху Дзиньтао, который отметил негативные факторы в экономической модели развития Китая.
Не исключено, что в связи с этим участники придут к тому, что развивающиеся государства, экономики этих государств должны открываться более аккуратно и неторопливо. Стремительные темпы, которые раньше навязывались развитыми государствами, теперь, возможно, будут немножко сбавлены.