Ссылки для упрощенного доступа

Варварская история


Няни ухаживают за детьми в приюте для инвалидов
Няни ухаживают за детьми в приюте для инвалидов

Реальность, в которой живут семьи детей с инвалидностью

"Это реальность, в которой живут все семьи, воспитывающие детей с особенностями развития", – написала на своей странице в "Фейсбуке" модель Наталья Водянова, комментируя случай, когда ее сестру, больную ДЦП и аутизмом, выгнали из кафе в Нижнем Новгороде. Действительно, люди с инвалидностью сталкиваются с подобным отношением в России регулярно, причем не только в общественных местах, но даже в сфере соцзащиты. На днях администрация подмосковного санатория выгнала среди ночи при помощи охраны 9-летнюю девочку с ДЦП под предлогом, что она приехала на отдых без родителей. При этом у сопровождающей девочку учительницы были оформлены все необходимые документы, вместе с ребенком она уже два года ездила по социальным путевкам на лечение и отдых.

Путевку для 9-летней Лизы Котляр родители получали через Департамент культуры Москвы. Организацией детского отдыха для льготных категорий москвичей занимается подконтрольное этому ведомству государственное автономное учреждение культуры "Московское агентство организации отдыха и туризма" (сокращенно "Мосгортур"). На своем сайте учреждение гордо заявляет, что с 2014 года по решению Правительства России оно стало единственным оператором детского отдыха в Крыму. Впрочем, Лизе Котляр предстояла поездка не в новообретенные Россией территории, а в Мытищинский район Московской области. Родители привезли ее в дом отдыха "Подмосковье" в прошлую субботу, в воскресенье им на смену к девочке приехала ее домашняя учительница. Однако вскоре после этого выяснилось, что администрация санатория не приемлет нахождение ребенка-инвалида на своей территории без сопровождения родителя или опекуна. Девочку и учительницу грубо вытолкали за пределы дома отдыха, не позволив даже забрать вещи из номера, – рассказала в интервью Радио Свобода мама Лизы Александра Котляр:

– Сопровождающая приехала, это было вечером в воскресенье. Ее встретил представитель Мосгортура, сказал: "Дальше вы никуда не пойдете, вы нарушили закон, выходите за территорию". Стали их туда выталкивать. Пришел начальник охраны, практически физически их

Лиза сама по себе нервная, мы ходим по психологам, очень много занимаемся с ней. И тут все насмарку. Весь понедельник Лиза плакала

вытолкал. Ребенок стал просить, чтобы их пустили наверх, чтобы она могла забрать свои вещи. У нее осталась там сумка с игрушкой и одеждой. Ничего им не отдали. Был уже вечер. Мне позвонили, я сказала – оставьте их хотя бы до утра, я приеду заберу. Я пыталась узнать, на основании чего их выгоняют. Мне сказали, что я нарушила закон, и они сейчас вызовут полицию, если они сами "не уберутся". Они сказали, что находиться даже час на территории санатория без родителя ребенку нельзя. Там километр до остановки, уже темнело, им пришлось идти пешком. Ребенок плакал. У нее есть неврологические нарушения, задержка развития, она не понимала, почему так произошло. Хотя, наверное, любой ребенок девяти лет не понял бы, почему его выгоняют. Лиза уже собиралась идти на водоем, на дискотеку, подружилась с одной девочкой там. Она сама по себе нервная, мы ходим по психологам, очень много занимаемся с ней. И тут все насмарку. Весь понедельник Лиза плакала, была нервная. Видимо у нее был нервный стресс после всего этого.

Наталья Водянова
Наталья Водянова

По словам Александры Котляр, у домашней учительницы Лизы есть все документы, разрешающие ей сопровождать ребенка, и должная квалификация:

– Это не совсем ее няня, это учитель, профессиональный дефектолог. Лиза учится в коррекционной школе по индивидуальной программе, у нее в основном домашнее обучение. Ее домашняя учительница ездит с ней по всем реабилитациям. Департамент соцзащиты нам дает каждый год различные путевки. Лиза с учительницей ездит в санатории, в прошлом году ездили в Институт мозга в Санкт-Петербург. В соцзащите давали бесплатный билет сопровождающей. Это абсолютно нормально. У сопровождающей есть специально оформленная доверенность. Она также сопровождает Лизу в школу, в поликлинику.

Многие мамы детей с инвалидностью – абсолютно забитые. После такого они будут просто сидеть дома и плакать

Александра Котляр создала петицию в интернете с целью привлечь к ответственности администрацию дома отдыха "Подмосковье". По ее словам, среди подписавших петицию есть люди, которые также сталкивались с проблемами при поездках по путевкам от "Мосгортура". Например, точно так же выгнали из санатория трехлетнего ребенка, которого сопровождала бабушка. Александра Котляр хочет привлечь внимание к этой проблеме в надежде, что подобные случаи не будут повторяться:

– Это может произойти с кем угодно. Я, допустим, могу куда-то написать, у меня есть друзья, я включена в общество. А многие мамы детей с инвалидностью – абсолютно забитые. После такого они будут просто сидеть дома и плакать. Я бы очень не хотела, чтобы подобное случилось с кем-то еще. Поведение "Мосгортура" просто за гранью. Они считают себя абсолютно безнаказанными. В этом санатории отношение такое: вы к нам приехали и должны даже одному дню здесь радоваться. Я не думаю, что пойду в прокуратуру. У меня нет на это ни сил, ни времени. Лучше я потрачу силы и время на лечение своего ребенка. А петицию я намерена отправить на сайт Департамента культуры – в организацию, которая стоит выше "Мосгортура", – рассказала Александра Котляр.

В "Мосгортуре" Радио Свобода заявили, что большая часть из того, что написано в петиции, не соответствует действительности и девочку с учительницей выгнали не в течение полутора часов – ситуация якобы продолжалась в течение целых двух дней:

– Согласно 29-му постановлению Правительства Москвы об организации отдыха и оздоровления детей, отдых детей-инвалидов осуществляется только в сопровождении законного представителя – либо родителя, либо опекуна. Потому что на таком отдыхе за детей несет ответственность именно этот представитель. Что касается этого случая: мама привезла ребенка, их заселили. А потом наши сотрудники заметили, что мама куда-то делась, а ребенок ходит в сопровождении посторонней женщины. Девочка сама сказала, что это не ее мама, а няня. Правила базы были нарушены, им было предложено базу покинуть либо сделать все возможное, чтобы мама сама приехала на базу и оставалась с ребенком.

– Обязательно надо было решать эту проблему так спешно, в течение часа?

– Это преувеличение. Проблема эта обсуждалась пару дней, мама никак не реагировала, оскорбляла сотрудников, говорила, что не

Это просто вопиющее нарушение не только права ребенка, но и элементарно закона

собирается приезжать и, вообще, какое наше дело, с кем находится ребенок. Я читала то, что мама написала. Там половина неправда и злостное преувеличение. Я не знаю, с какой целью она сейчас клевещет. Вещи остались в номере только потому, что за ними не поднялись. Пусть она приезжает и забирает вещи – их никто там не удерживает. Рассказы о том, что ребенок плакал и хотел остаться, – это подливание масла в огонь и преувеличение. Такого не было, – заявила руководитель пиар-отдела "Мосгортура" Яна Фомина.

Руководитель фонда "Право ребенка" Борис Альтшулер назвал эту историю варварской. По его словам, администрация санатория не имела права выгонять девочку-инвалида с сопровождающей учительницей, и на лицо нарушение федерального закона:

Борис Альтшулер
Борис Альтшулер

– Если у няни на руках было официальное разрешение от родителей о том, что она может быть вместе с ребенком, то здесь просто вопиющее нарушение не только права ребенка, но и элементарно закона. Администрация этого учреждения абсолютно не вправе устанавливать свои законы там, где закон РФ уже давно все сказал. Например, дети отправляются в летний лагерь – там нет законных представителей, там есть педагоги. Дети там находятся, потому что есть заявления родителей о том, что они на это согласны. То же самое и здесь. Где это видано, чтобы квалифицированная няня, которая умеет обращаться с ребенком, не могла находиться с ним в лечебном учреждении или пансионате? Может быть, она лучше родителей с ним справляется. Это абсолютно домашнее изобретение наших дикарей. Никакая администрация была не в праве их вышвыривать, – уверен правозащитник Борис Альтшулер.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG