Способы воспитания патриотизма, утвержденные государством и предписанные министерством, обычно сводятся к декларации и отбору определенных фактов в учебниках истории. Поэтому, как бы авторы не старались, такой патриотизм навсегда останется казенным, а отношение к истории сформируют общество и семья. При этом вовсе необязательно, что взгляды ребенка и его близких совпадут.
Как показал опыт киношколы им.МакГаффина, в которой был запущен проект, посвященный Великой Отечественной войне, дети умеют рефлексировать не хуже взрослых, и даже смелее – не только в выборе художественных средств, но и тем для сценариев. Поколение 11-15-летних не ограничено страхом и осторожностью предыдущих поколений, история для них не ограничивается параграфами из учебника, поскольку существуют другие источники информации, но, кроме того, они отражают специфику своего времени.
Какие сюжеты придумали ученики школы им.МакГаффина для проекта «Дети войны» Радио Свобода рассказали оператор-постановщик Максим Трапо, актриса, режиссер Галия Фатхутдинова и ученик киношколы Александр Клямкин.
Галия Фатхутдинова, актриса, режиссер:
- Когда мы работали над проектом "Дети войны", мы очень много общались с детьми и на современные темы, и на темы национализма, как его воспринимают дети. И не было ни одного сюжета из тех, что они предложили, который бы у нас вызвал чувство, что это невозможно, мы не будем его делать по этическим или идеологическим соображениям. И как ни странно, не предлагалось примитивных идей, совсем простых.
Был очень интересный проект, который мы, правда, не смогли воплотить. История про трех детей, которая развивается параллельно, один советский ребенок, второй – польский, третий – немецкий. И мы видим полиэкран, три картинки, как они параллельно двигаются. Рассказ о том, что было бы, если бы не случилась война, как продолжалась бы их линия жизни, и что с ними произошло в ситуации войны. Потрясающая идея! Она нас поразила. Но у нас не было возможности и ресурсов, чтобы достойно ее воплотить.
веселая история о том, как ребята на уроке начали играть в войнушку: я - Гитлер, ты - Сталин
Проект был совместный с Культурным центром ЗИЛ, где на два месяца обычные ребята, не из киношколы, собирались и обучались кинопроизводству, снимали фильм. Таким образом были сделаны два фильма – "Папка" и "Урок истории. Битва не линейках". Затея, надо сказать, достаточно смелая, потому что времени мало, ребята с нуля, без понимания, что такое кино и как оно делается. Правда, у автора "Папки", Ивана, уже на пичинге был готовый сценарий с раскадровками.
История про то, как мальчик, забредя в разрушенную церковь, видит, как полицай убивает его односельчанина, а потом заходит в эту церковь, чтобы зажечь свечу и помолиться. Мальчик узнает своего отца, происходит некая сцена, после которой сын стреляет, и отец, зажав рукой рану, пытается утешить мальчика, а потом выходит из храма, чтобы не умереть на глазах мальчика.
Вторая заявка "Битва на линейках" – там не было никакой истории вообще. Просто общий замысел, и изначально предполагалась комедия, такая веселая история о том, что ребята на уроке подрались, начав играть в войнушку: мол, я - Гитлер, ты - Сталин… Парень, который это представлял, ничего больше не придумал, но почему-то эта идея и ребят, и нас очень зацепила. И мы подобрали ребят под этот проект, но они оказались не такими веселыми, как автор идеи, и оэту веселую идею детского кино развернули с совершенно другой стороны.
В итоге получилось достаточно серьезное кино о выборе. Мальчик влюбляется в девочку и, желая произвести на нее впечатление на уроке истории, начинает агитировать ребят за фашизм, толком не понимая, что это такое. Просто эпатаж, хотел выделиться. Его соперник, наоборот, настроен очень антифашистски: "Я бы всех этих фашистов расстрелял!" Но наш герой очень харизматичный и обаятельный, он увлекается этой историей и, в конце концов, заражает весь класс идеей, что фашизм – на самом деле не так плохо. Сценарий переписывался очень много раз, каждый день раз по 15-20. Потом рисовали раскадровки, выверяли каждую реплику. И остались недовольны финальным вариантом, потому что тема сложная и для нас, а для детей тем более.
Максим Трапо, оператор-постановщик:
- Мне кажется, что идея «Урока истории» из всех четырех фильмов самая интересная. И это то, что мы сейчас наблюдаем очень близко – насколько легко популистские идеологии в момент исторического слома входят в общество. Дети же это не из пустоты придумывают, фашизм и коммунизм тоже приходили на сломах, когда простые и популистские идеологии рождаются моментально. И сам факт, что дети это чувствуют и улавливают, доказывает, что эти идеи витают в воздухе. Мне кажется, важно было просто поставить этот вопрос. Мне вообще нравится, что во всех этих фильмах дети не рассуждали штампованно, а ставили вопросы, не декларируя какой-то конечной морали. Такое кино, я думаю, наиболее эмоционально и современно с точки зрения ситуации, в которой мы сейчас живем.
способность рефлексировать на действительность и прошлое не зависит от возраста
Ребята сами рефлексируют на важные темы, и наше общение происходит абсолютно на равных. Может быть, опыт у нас разный, но способность рефлексировать на действительность и на прошлое – это абсолютно личностные вещи, и это не зависит от возраста. Кто-то в 11 лет способен говорить на серьезные темы, а кто-то в 40 лет не в состоянии это сделать. Технический профессионализм придет, а вот возможность рефлексировать, довести свою мысль до внятного результата, понять и прожить что-то для себя, углубиться и пойти дальше – это замечательные вещи, которые дети учатся делать сами. Во всех снятых ими фильмах – далеко не банальный взгляд на прошлое, на отношения с историей.
Знаете, когда была премьера на ЗИЛе, витало в воздухе, а не запретят ли показ альманаха? Тот же "Урок истории", где есть определенные декларативно-провокативные мысли в отношении фашизма, и кто-то из взрослых руководителей думал: а чем это нам будет грозить? То есть взрослые значительно чаще перестраховываются. Наша беда как раз в том, что мы, скорее, приспосабливаемся под действительность, нежели рефлексируем то прошлое, которое имеем.
Александр Клямкин, ученик школы им. МакГаффина:
- Кино – это очень хороший способ человеку донести что-то очень сложное. Первоначально кино в Советском Союзе использовалось как носитель идей, поскольку оно легко вбивает что-то в голову. Но сейчас уже не то время, и кино используется для того, чтобы доносить мысли, легко и просто.
Вообще, все зависит от тех людей, которые снимают. Есть дети, которые могут снимать детское кино, для еще более малых детей. А есть дети, над которыми нависли тяжелые мысли, и они воплощают их в кино. Такие мысли порой не увидишь даже во взрослых фильмах.
есть дети, над которым нависли тяжелые мысли, и они воплощают их в кино
Что касается военной темы, то дедушка мне рассказал, как они играли в эвакуации, когда были детьми. Хулиганили, подкладывая порох лошадям, и те от взрывов с испугом разбегались. И часто делились на две команды – фашистские и советские войска, и так играли. Мне кажется, они не до конца понимали, что недалеко от них по-настоящему воюют взрослые люди. Сценарий много раз переписывался, но в конце концов получился короткометражный фильм. Идея была в том, что дети порой делают что-то не очень осмысленно.