После нескольких дней уверенного роста курсов акций и нефтяных цен на прошлой неделе казалось, что Уолл-стрит удалось переломить негативную тенденцию, и на биржи вернулся оптимизм. Однако он не устоял перед лицом новых данных о замедлении экономического роста в Китае, появившихся во вторник.
Падение курсов акций и нефти может затянуться надолго, поскольку рынки столкнулись с последствиями многолетнего вмешательства правительств США и Китая в рыночные процессы, считает американский экономист профессор колледжа Citadel в Южной Каролине Ричард Эбелинг:
– Многое из происходящего в последние недели показывает, сколь серьезными оказались негативные последствия попыток правительств разных стран стимулировать экономический рост во время финансового кризиса 2008–2009 годов. В то время как эти шаги, возможно, предотвратили экономическую катастрофу, они привели к появлению опасного дисбаланса на финансовых рынках и в инвестиционном секторе. Сейчас инвесторы, наконец, осознали, что политика фактически бесплатного кредита, резкого роста государственных расходов с целью оживления экономики не создала условий для уверенного экономического роста и дальше продолжаться не может. Результаты такой политики можно наблюдать в Китае, где я побывал несколько раз в течение последних двух лет. Излишек кредита там привел к появлению того, что в американской прессе называют городами-призраками, в которых созданы гигантские жилые комплексы, где, судя по всему, никто не живет, где пустуют торговые центры и офисные здания. Прежний уровень роста экономики в Китае не может сохраниться, гигантские кредиты, которые не будут возвращены, дадут о себе знать. И последствия этих процессов, конечно же, очень ощутимо отзовутся в мировой экономике. К этому необходимо добавить приближающееся повышение кредитной ставки американской Федеральной резервной системой. Она была ненормально низкой в течение семи лет. Даже малейшее ее повышение негативно скажется на прибыльности американского бизнеса. Естественно, все это вызывает нервозность на рынках.
– А велика ли, с вашей точки зрения, вероятность того, что дело не ограничится биржевой коррекцией, а мы столкнемся с новыми серьезными потрясениями на финансовых рынках?
В Китае созданы гигантские жилые комплексы, где, судя по всему, никто не живет, где пустуют торговые центры и офисные здания
– Ответ на этот вопрос сродни гаданию на картах. Дело в том, что последние годы с точки зрения финансовой политики были уникальны. Центральные банки США и других стран выдавали в гигантских объемах невероятно дешевые, по сути, бесплатные кредиты. Многие страны, в том числе США и европейские страны, в условиях финансового кризиса были вынуждены резко повысить расходы, что привело к рекордному росту государственного долга, росту дефицита бюджета. На приведение системы в сбалансированное состояние может потребоваться продолжительный срок. Нескольких недель или месяцев, в которые обычно укладывается процесс биржевой коррекции, может оказаться недостаточно на этот раз. На мой взгляд, главный вопрос сейчас состоит в том, окажется ли нынешнее падение на Уолл-стрит, что называется, обычной коррекцией, и в недалеком будущем рыночные индексы вернутся к рекордным высотам, или впереди у Уолл-стрит – затяжное серьезное падение, подобное падению 2008–2009 годов. Такого варианта развития событий исключить нельзя.
– Цены нефти несколько дней назад падали до уровня 2009 года, затем они в течение трех дней резко шли вверх, дав надежды тем странам, которые зависят от экспорта нефти. Во вторник они снова резко упали. Что все-таки происходит с ценами нефти?
В российском случае проблема состоит в том, что у нее, по сути, нет индустриальной базы, которая бы выиграла в результате низких цен энергоносителей
– Даже в условиях резкого падения цен стало ясно, что Саудовская Аравия потерпела провал в своих попытках обанкротить американских производителей сланцевой нефти. Они показали удивительную способность к новаторству, гибкость в сложных для них обстоятельствах. Себестоимость сланцевой нефти в США постоянно падает. Даже если цены нефти удержатся в пределах 35–40 долларов за баррель, многие нефтяные фирмы останутся прибыльными. Из доступных сейчас данных можно сделать вывод, что нефтяные цены, скорее всего, задержатся именно на этом уровне в обозримом будущем.
– Есть ли у России в данной ситуации поводы для оптимизма?
– Эти низкие цены нефти, если они, конечно, с нами надолго, представляют собой важнейший фактор, который будет способствовать стимулированию экономической активности в индустриальных странах, таких как США или Китай. Они означают снижение расходов на производство, транспортировку, более низкий уровень цен различных товаров. Но в российском случае проблема состоит в том, что у нее, по сути, нет индустриальной базы, которая бы выиграла в результате низких цен энергоносителей. Россия зависит от экспорта сырья. И для нее последние тенденции мировой экономики не обещают ничего хорошего.