Ставшая известной на всю Россию деревня Шимшурга расположена в не самом бедном Звениговском районе Республики Марий Эл. Правда, дорога, ведущая в районный центр из Йошкар-Олы, давно не ремонтировалась, да и в самой деревне не так много нормального дорожного покрытия, которое грозился "перекопать" глава Марий Эл Леонид Маркелов.
Шимшурга – довольно типичная деревня, как по марийским, так и среднероссийским меркам. Дорога в поселке действительно заасфальтирована методом "ямочного ремонта", хотя сделано это, кажется, недавно, а заканчивается отремонтированная часть уже метров сто после поворота на деревню с трассы – на перекрестке, ведущем к новострою, тому самому фельдшерско-акушерскому пункту, который приехал открывать губернатор.
Одна из бабушек, вышедших на улицу – погреться на солнышке, в ответ на вопрос о том, как жизнь, готова, кажется начать привычно ругаться. "Погоди ты!" – одергивает ее подруга и указывает на фотоаппарат задающего вопрос человека. "Как жизнь?" – "Как всюду. Недавно вот глава республики приезжал, открыл фельдшерский пункт. Чего еще надо? Дорогу бы в деревне сделали".
"Зато не гоняют на машинах – по таким ямам-то"
Про то, что дорога – главное, чего они ждут от властей, напоминают все встречные местные жители. Молодая женщина, вышедшая погулять с ребенком:
– Хорошо, что открытие ФАПа состоялось. Еще бы дорогу сделали по всей деревне, а не только к медпункту…
Ее соседка отмечает положительный момент:
– Зато не гоняют на машинах – попробуй по таким ямам пронестись…
После ФАПа, на всей оставшейся территории деревни, дорога требует ремонта. Ямы и лужи, вероятно, – постоянный источник критического настроя шимшургинцев, неожиданно проявившегося в ответственный момент встречи высокого гостя. К концу сентября шимшургинцам обещали сделать дорогу до местного магазина "Чайка". Ну, как сделать – пока засыпать ямы. Это, вообще-то, будет только полдороги – Шимшурга магазином не заканчивается. На это местные жители тоже обращают внимание. "Выборы скоро, голосовать будем – за кого, не скажем".
Деревня кажется безлюдной – кто-то на работе, кто-то копает картошку. Люди вспоминают времена Советского Союза, когда в Шимшурге было свое коллективное хозяйство. Сейчас колхоза здесь нет, работы немного.
– Вон, спроси его, – предлагают шимшургинцы, – он работает на лесопилке.
– Работаю, – соглашается мужичок в камуфляже и продолжает движение, не выказывая желания останавливаться и вести разговор с незнакомцем.
В магазине – это до него шимшургинцам обещали проложить дорогу после выборов – многолюдно: продавец и две покупательницы. Обе на велосипедах, обе преподавательницы местной школы. Многозначительно улыбаются в ответ на предположение, что Шимшурга стала известной на всю Россию. "Что произошло? – Маркелов приезжал, ФАП открывать. Выборы скоро, голосовать будем, но не скажем за кого. А сейчас вот спешим – в два часа в клубе встреча населения с главой района. По какому поводу? Сходим и узнаем".
Местные, несмотря на жалобы на жизнь, не производят впечатления политизированных людей. Из кандидатов, кроме временно исполняющего обязанности главы региона Маркелова, упоминают еще коммуниста Сергея Мамаева. Никакой агитации на информационном стенде у местного клуба нет – лишь избиркомовский плакат, предлагающий сделать "правильный выбор" 13 сентября, да объявление о той самой встрече с главой района (после того, как она состоялась, агентство ТАСС даже опубликовало о ней новость, подчеркнув, что жители деревни осуждают авторов видеозаписи и выражают поддержку Леониду Маркелову).
"Нормально встретили, концерт, всё…"
– У нас тут интернет есть, читали, – говорит молодая женщина, вышедшая с ребенком погулять.
Она, конечно, имеет в виду резонанс от снятого на видео и показанного даже по телевидению выступления Леонида Маркелова.
– А вы откуда? Из Йошкар-Олы? А… – разочарованно реагирует ее соседка, вышедшая пообщаться.
– Расскажем вам вот сейчас, а потом накажут нас. Как? Да мало ли… – тем не менее, продолжает она разговор.
– Проблем много – и работы нет, и дороги. А куда нам деваться? Всю жизнь здесь прожили…
– Вот интересно, кто же это запись-то сделал, вы не знаете? – задает она вопрос.
– Раз уж про проблемы можно говорить, так я скажу, чего тут, – решается молодой парень, вышедший на разговор. – Вот почему с нас деньги собирали для того, чтобы газ провести? Разве это не государственная программа – газификация села? Потом – землю невозможно получить. Для чего? Да хотя бы, чтобы дом построить.
Впрочем, большинство моих собеседников в Шимшурге не походили на смутьянов и любителей высказать публично недовольство. Кажется, в любой деревне, попытайся узнать, что не нравится или чего не хватает для счастья, ответы были бы похожими.
– Правда ли, что в Шимшурге живет много приезжих – дачников?
– Зимой приезжайте, посмотрите – в каких домах нет света, там дачники. Не знаю, может тридцать процентов, может половина неместных. Откуда они? Многие из Чебоксар, Новочебоксарска, Йошкар-Олы.
Моя последняя собеседница, работающая в почтовом отделении, отправляется на работу и, вероятно, на встречу с главой района. По дороге пообщаться с ней и с новым человеком выходит один из многочисленных дачников, проживающих в Шимшурге.
– Я из Новочебоксарска. Мне здесь нравится. Все хорошо у нас. Выступление Маркелова? Глава наш что сказал, – дачник из соседней Чувашии тоже считает главу Марий Эл немного своим: – "Мне не понравилось, как меня тут приняли, сейчас дорогу разломаю". Это как? – задумывается он.
– Нормально встретили, концерт, всё… – обращается он к работнице почтового отделения. – Может стол не накрыли?