Министерство обороны России допускает возможность создания в Сирии постоянной военной базы - такой вывод можно сделать из слов первого заместителя начальника Генерального штаба вооруженных сил РФ Николая Богдановского, сказанных им в среду журналистам в Новосибирске. На самом деле, Россия строит полноценную военную базу на берегу Средиземного моря уже несколько недель. Происходит это в сирийском городе Латакия, всего в 400 километрах от Тель-Авива и в 200 – от столицы Сирии Дамаска. Базу охраняют современные российские танки Т-90 и артиллерия, рядом со взлетно-посадочной полосой появилась новая контрольная вышка и возведены временные жилые строения для персонала – об этом говорят опубликованные в западных СМИ свежие спутниковые снимки. Премьер-министр Израиля, северная граница которого расположена в нескольких сотнях километров от этой базы, срочно едет в Москву, чтобы объяснить Владимиру Путину опасность поставок оружия в Сирию для его страны.
Россия не отрицает военной помощи Сирии, но по-прежнему утверждает, что она осуществляется в привычных рамках и соответствует заключенным еще несколько лет назад договорам. Однако скрыть реальные масштабы этой помощи в век спутниковых снимков и социальных сетей сложно. Англоязычное издание Foreign Policy раздобыло свежие снимки авиабазы под Латакией, расположенной по соседству с гражданским аэропортом города (код IATA – LTK), названным в честь старшего брата Башара Асада Басиля.
На фотографиях, если сравнить их с общедоступными спутниковыми снимками Google, видно, что за последние месяцы авиабаза подверглась серьезной реконструкции и обновлению – строятся новые вертолетные площадки, сооружена новая контрольная вышка и временное жилье. Источники газеты "Ведомости" в Министерстве обороны России объяснили это "ремонтом взлетно-посадочной полосы", но на снимках видно, что именно ВПП осталась в результате работ нетронутой. Похожие снимки опубликованы на сайте и в твиттере американского разведывательно-аналитического центра Stratfor:
Помощь Асаду идет, прежде всего, морским путем. Российские и зарубежные блогеры уже набили руку на отслеживании передвижения российских десантных кораблей через Босфор. Есть даже карта веб-камер, расположенных вдоль пролива, с помощью которых заняться созерцанием проходящих через Стамбул судов может любой желающий. По данным специализирующегося на этом сайта Bosphorus Naval News российские корабли, такие как "Николай Фильченков", последнее время все чаще следуют из Севастополя и Новороссийска в сирийский Тартус. Там находится пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России, персонал которого еще недавно, в 2011 году, составлял всего 4 человека. Москва довольно быстро попыталась "спрятать" истинный пункт назначения, теперь при проходе Босфора российские военные суда, пишет Foreign Policy, официально декларируют турецким властям своей целью египетский Порт Саид, а в последний момент "случайно" поворачивают в другую сторону. С легкой руки блогеров эти корабли уже прозвали "военторговозами".
Официальные представители США – вплоть до президента Барака Обамы – уже осудили вмешательство России в сирийский конфликт. Они опасаются, что Москва будет помогать Асаду не только (и не столько) в борьбе с "Исламским государством" (организация запрещена в России. – РС), сколько в противостоянии сирийской оппозиции. Пока эти опасения подтверждаются находками блогеров в интернете: видео боя, на котором виден новейший российский БТР-82А и слышна предположительно русская речь, снято именно к северо-востоку от Латакии, где никакого "Исламского государства" пока нет. В одном из твиттер-аккаунтов "Сирийской свободной армии" опубликованы еще две точки, где предположительно базируются российские войска, – помимо Латакии и Тартуса это база ВМФ Сирии аль-Байда, расположенная на полпути между ними, а также деревня ад-Даккак. Ближайшие населенные пункты, находящиеся под контролем "ИГИЛ", расположены в сотнях километров.
Агентство Reuters в понедельник сообщило со ссылкой на источники в Пентагоне, что Россия уже доставила в Латакию семь танков Т-90 (приняты на вооружение в 1992 году. – РС), артиллерию, 200 пехотинцев и современные средства противовоздушной обороны – зенитные ракетно-пушечные комплексы СА-22.
Впрочем, если верить источникам агентства Bloomberg, единства в администрации Обамы по поводу усиления российского присутствия в Сирии нет. Кто-то считает, что, даже если Россия будет помогать США в войне с "ИГИЛ", это будет равнозначно признанию поражения в борьбе за смещение Башара Асада, ответственного, по мнению Вашингтона, за развязывание и эскалацию гражданской войны в своей стране. Другие говорят, что помощью Москвы вполне можно было бы воспользоваться. При этом издание сообщает о тайных переговорах России, США и Саудовской Аравии о варианте "мягкого" ухода Асада со своего поста.
Места расположения российских военных баз в Сирии и карта боевых действий по версии немецкого журнала Bild:
Как бы ни обстояло дело в реальности, именно поддержка России в последние 5 лет позволила Башару Асаду и подконтрольным ему силам одновременно бороться сразу с несколькими соперниками – сирийскими повстанцами, умеренными исламистами, сирийскими курдами и "ИГИЛ" – и при этом не потерпеть окончательного поражения. Так считает Антон Павлушко, один из активистов волонтерского проекта InformNapalm, цель которого – выявлять в открытых источниках и предавать гласности доказательства российской милитаристской активности на Украине, в Сирии и других странах мира. По словам Павлушко, Москва в последнее время резко нарастила объем военной помощи Дамаску – об этом можно судить по статистике проходов больших российских десантных кораблей через Босфор за последние годы и их загруженности:
– Мы использовали такой турецкий сайт Bosphorus Naval News. Там любители военных кораблей просто фотографируют их проход через Босфор со всех ракурсов, выкладывают новости о том, что будут проходить те или иные учения, анализируют. За последние несколько лет там собраны таблицы со всеми военными кораблями, которые проходили через Босфор в сторону Черного моря и в сторону Средиземного моря. Мы просто взяли все эти таблицы, свели воедино, посмотрели, какие российские корабли были за это время в проходе Босфора, посмотрели, к каким флотам они относятся, и потом, собственно, через российские социальные сети, через российские новости попытались выяснить – куда же они ходят? Мы взяли все эти корабли, посмотрели, к какому флоту они относятся. Понятно, что большинство кораблей – Черноморский флот. А потом мы увидели, что более 70% [российского] трафика через Босфор – это проходы больших десантных кораблей. Довольно странная картина, потому что есть и другие корабли тоже, большие десантные корабли – это лишь малая часть российского флота. У нас получилась таблица, из которой видно, что часто корабли выходят парами, проходят через Босфор в сторону Средиземного моря и через 8 или 11 дней возвращаются назад. Мы просмотрели примерно 200 пабликов во "ВКонтакте", которые относятся к этим кораблям, и через жен, друзей, моряков мы узнали, что эти корабли ходят в Сирию.
Надо заметить, что активно ходить они начали, наверное, года с 2012-го, потому что до этого времени, в 90-е годы, в начале 2000-х годов база в Тартусе – это было жалкое зрелище, несколько бараков, несколько ангаров и больше ничего. Но как-то так совпало, что с началом сирийской войны российские большие десантные корабли очень активно стали ходить в Сирию. Россия не отрицает, что она поставляет Сирии оружие, она это называет "военно-техническим сотрудничеством", все правильно. Но это в отрыве от контекста правильно, а по-настоящему мы видим, как все это время в Сирии идет война, гибнут уже сотни тысяч людей, точно никто уже и не скажет, сколько там погибло. Количество беженцев тоже, говорят, от 7 до 10, кто-то говорит – 3 миллиона, но всем понятно, что это большое количество беженцев и сотни тысяч смертей. И вот все это время российские корабли поставляют оружие.
– Раньше в Европе, где вы живете, просто не обращали достаточного внимания на эти поставки? Или речь о том, что эти поставки в последние недели резко активизировались?
– Да, можно сказать, что эти поставки активизировались, потому что за 2013 год мы эмпирическим путем выявили примерно 25–30 рейсов, в 2014 году было примерно 40–45 рейсов, а за 9 месяцев этого года мы уже достигли уровня поставок прошлого, то есть где-то 45. Получается, что к концу года мы выходим на уровень – 60–65 рейсов за год. На 20–30 процентов больше, чем в прошлом году. По этой таблице можно видеть, что если раньше [российские десантные] корабли иногда возвращались через Босфор с разницей в 11–13 дней, это было нормально, то сейчас этот период – 8 дней. Ходили корабли "Николай Фильченков", "Цезарь Кунников", "Новочеркасск", а "Калининград" – вообще чемпион по прохождению Босфора. Да, наблюдается некоторая активность. Видимо, на фронте что-то произошло. Плюс к этому всему мы видим, что начинают блокироваться российские поставки в Сирию по воздуху, то Болгария закроет воздушное пространство, то Греция, поэтому морской путь остается единственной "дорогой жизни" для режима Башара Асада.
– Как с юридической точки зрения организован проход военных судов через Босфор? Почему Турция или США не могут повлиять на прохождение российских кораблей?
– В принципе, можно наладить такой "черный вариант" – когда берется сухогруз, на него грузится военное оружие, и он идет под панамским, например, флагом в сторону Сирии. Наверное, пару раз "прокатит", но рано или поздно такое гражданское судно все равно проверят, и будет скандал. Поэтому, видимо, еще в 2010–11 годах, когда началось активное хождение кораблей в Сирию, было принято решение ходить на военных кораблях. Ходить на военных кораблях с грузами на флоте могут большие десантные корабли. Проверять их не могут. Проход через Босфор регламентируется Конвенцией Монтрё еще от 1936 года. Не надо говорить, ни какой груз, ни кто куда проходит, просто надо уведомлять турецкую сторону о ближайшем проходе. То есть это практически неконтролируемый трафик. Мы не знаем, что везут эти корабли. В свое время примерно так же начинался Карибский кризис: кто-то куда-то что-то вез, а потом оказалось, что это ядерное оружие.
Примерно так же начинался Карибский кризис: кто-то куда-то что-то вез, а потом оказалось, что это ядерное оружие
– Можно по фотографиям судов делать какие-то предположения о том, насколько они загружены?
– Можно определить по осадке. Смотрите ватерлинию. Допустим, прошлый проход "Николая Фильченкова" – у него был явно виден крен сзади корабля, погрузили чуть больше, чем спереди. Что это был за груз? Возможно, какой-то негабаритный. Разобрали истребитель и вот так положили. Самое страшное, что мы не можем сказать, что там перевозится. Если завтра в Сирии вдруг окажутся какие-то непонятные российские ракеты и это будет считаться очередным козырем российской внешней политики, как бы не было слишком поздно. Тем более что за неполных три года мы насчитали примерно 120 таких полных рейсов.
– Большие десантные корабли в России – это довольно не новый флот. Если бы не было санкций, и Россия купила бы у Франции "Мистрали", то могли бы ходить через Босфор и они тоже?
– Мало того что это не новый флот, это старый флот. Все эти корабли были произведены еще во времена Советского Союза, многие на польских верфях. Годы постройки – 1964, 1970, есть и 80-е, и 90-е, но не раньше 1991-го. Всего в российском флоте 18 больших десантных кораблей, из них в Черноморском флоте – 7. Некоторые находятся в ремонте, некоторые просто в плохом состоянии, поэтому одновременно могут ходить на Черноморском флоте 4–5. Поэтому привлекают Балтийский флот. Непонятно, совпадение ли, что переговоры по "Мистралям" начались примерно в те же годы [что и война в Сирии]. "Мистраль" классом повыше, водоизмещение там в разы больше. Слава богу, что "Мистрали" не поставили, иначе мы наблюдали бы сейчас еще больше рейсов, и перевезти они могут в разы больше, чем сегодняшние российские корабли. Наверное, было бы еще больше беженцев, убитых. Мне кажется, что Россия не ставит перед собой конкретную цель – чтобы Башар Асад победил. Если мы посмотрим на сегодняшнюю карту, где находятся боевики, что контролирует Башар Асад, понятно, что для победы надо полностью переломить весь сегодняшний ход войны, и там одних кораблей не хватит. Такое ощущение, что Россия делает это просто для общей нестабильности в регионе, для создания своих внешнеполитических козырей, чтобы потом с ними выйти на какие-то переговоры.
– Как было и в случае с Донбассом?
Тут как с Афганистаном: вход – рубль, выход – два. Влезть-то он влезет, а что дальше делать с той базой, как потом ракеты оттуда выводить?
– Я бы сказал по-другому. После Майдана говорили, что Путин полез в Крым, чтобы с ним начали договариваться о пересмотре результатов Майдана. Потом Путин лезет на Донбасс, чтобы с ним начали договариваться по Крыму. Сейчас говорят: Путин лезет в Сирию, чтобы с ним начали договариваться о Донбассе, Крыме, Майдане и обо всем. Это просто уже смешно. Начинается еще одна война, и тут как с Афганистаном: вход – рубль, выход – два. Влезть-то он влезет, а что дальше делать с той базой, как потом ракеты оттуда выводить? И что будет, если завтра боевики проведут свою операцию в порту Тартуса и захватят его со всем грузом? А какой груз – мы не знаем. А вдруг там химическое оружие? А вдруг там какие-то ракеты, которые могут ударить по Израилю, допустим, или по Саудовской Аравии? Эта неопределенность в 21-м веке пугает (в среду стало известно, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на следующей неделе посетит Россию, чтобы, по данным источников агентства Reuters, "рассказать об угрозах Израилю, возникающих из-за увеличения потока вооружений в Сирию и попадания их в руки "Хезболлы" и других террористических группировок". – РС).
В Сирии замечена такая же российская техника, как и та, что использовалась в Донбассе, – например командно-штабная машина Р-149БМР (или сходная с ней внешне Р-166-0,5):
Президент России Владимир Путин во вторник на саммите ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. – РС) в Душанбе назвал ситуацию в Сирии "очень серьезной", призвал "мировое сообщество" "объединить усилия в борьбе с терроризмом", "отложить в сторону геополитические амбиции" и "отказаться от политики прямого или косвенного использования отдельных террористических группировок для достижения собственных конъюнктурных целей". Под "террористическими группировками" в этой схеме, надо полагать, подразумевается именно сирийская оппозиция, бойцы которой еще с марта проходят обучение американскими инструкторами в соседней Турции.
А пока политические споры вокруг ситуации в Сирии, вышедшие на уровень глав государств, продолжаются, Россия и Иран переправляют помощь Башару Асаду не только по воде, но и по воздуху. По некоторым данным, число рейсов военно-транспортных самолетов из Москвы в Сирию достигло двух в день, наблюдатели фиксируют и военные рейсы в Дамаск из Тегерана. Министерство обороны России настаивает на том, что внутри российских самолетов – гражданский груз и гуманитарная помощь. Фотографии самолета АН-124 с гуманитарной помощью из России были даже выложены на сайте министерства, однако, как рассказал Радио Свобода один из занимающихся расследованием полетов российской авиации в Сирию блогеров, таких рейсов было всего два, а остальные – их было куда больше – отправлялись из Моздока, Рязани и Иванова, городов, в которых базируются десантные части. Практически все эти полеты можно отследить через сервис Flightradar24. Сейчас российская авиация вынуждена летать в Сирию через Иран и Ирак – после того как свое воздушное пространство для них закрыли Греция и Болгария.
Интересно, что еще 9 сентября власти Болгарии согласились разрешить России пролет ее бортов, но лишь с условием их посадки и досмотра в этой стране. Россия на это предложение ответила молчанием. Один из "моздокских" рейсов в начале сентября не пропустил и Ирак (бывший заместитель директора ЦРУ Майкл Морелл в интервью американскому телеканалу CBS предполагал, что США попытаются уговорить иракские власти "закрыть шлагбаум" перед российскими АН-124 и ИЛ-76), но с тех пор пролеты российских самолетов над территорией Ирака, подконтрольной правительству, а не ИГИЛ, осуществляются без препятствий. По одной из версий, Путин с помощью сирийской операции не только пытается гарантировать Асаду сохранение верховной власти в Сирии, но и "переключает" внимание российского общества на новую войну – вместо затухающего конфликта в Донбассе. Однако, даже если часть санкций, введенных США и ЕС против России за аннексию Крыма и участие в войне на востоке Украины, будут сняты, на их место могут прийти санкции "за Сирию" – как сообщил представитель Белого дома Джош Эрнест во время короткого брифинга для прессы на борту президентского "Борта №1", "если российские власти будут продолжать поддержку нынешнего президента Сирии Башара Асада, то это изолирует их от международного сообщества еще больше".