Ссылки для упрощенного доступа

Фильм Спилберга о шпионах


Афиша фильма Стивена Спилберга “Мост шпионов”
Афиша фильма Стивена Спилберга “Мост шпионов”

Гость АЧ - Пауэрс-младший

Александр Генис: Только что на американские экраны вышел новый фильм Стивена Спилберга “Мост шпионов”, который рассказывает об одном из самых ярких и напряженных эпизодов Холодной войны. Сегодня наш коллега Владимир Абаринов не только представляет картину, но и беседует с консультантом фильма, сыном одним из его главных героев Пауэрсом-младшим.

Владимир Абаринов: На первый взгляд, удивительно, что Голливуд до сих пор не снял фильм на этот сюжет. О полковнике Вилли Фишере, который при аресте назвался Рудольфом Абелем, об инциденте с американским разведывательным самолетом U-2 и о первом в истории Холодной войны обмене шпионами написаны книги, но экранизация появилась только теперь. Все дело в том, что было непонятно, кого следует сделать положительным героем этой исторической драмы. Абель был врагом, но и к захваченному в плен пилоту U-2 Фрэнсису Гэри Пауэрсу отношение в Америке было неоднозначным. Стивен Спилберг с присущим ему чутьем нашел ответ на этот вопрос – он сделал героем своего фильма нью-йоркского адвоката Джеймса Донована, который защищал в суде Абеля, а затем сумел договориться об обмене.

Премьера картины «Мост шпионов» стала большим праздником для сына Гэри Пауэрса, Фрэнсиса Гэри Пауэрса-младшего. Я познакомился с ним лет 12 назад в Вашингтоне, на конференции в Национальном архиве США, посвященной истории холодной войны. К 50-летию инцидента мы с ним сделали серию программ для Радио Свобода. Теперь я позвонил ему, что поздравить с выходом на экраны фильма.

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: И я, и вся семья Пауэрсов считаем для себя честью, что Стивен Спилберг решил сделать фильм на этот сюжет. Было бы совсем здорово сказать, что на эту мысль его натолкнул я, но это не так. Оказывается, отец Стивена Спилберга находился в Москве в 1960 году – это была деловая поездка в качестве представителя компании «Дженерал электрик». Он стал свидетелем инцидента со сбитым самолетом U-2, ходил смотреть на его обломки, выставленные в парке Горького, вступил там в конфликт со службой безопасности и сохранил очень яркие воспоминания обо всей этой истории и окружавшей ее атмосфере в Москве. Он рассказал ее Стивену Спилбергу, когда он был еще ребенком. Так что Спилберг получил свидетельство об этом событии и о моем отце из первых рук еще в раннем возрасте. И когда братья Коэны прислали ему на отзыв свой сценарий, Стивен Спилберг сразу ухватился за эту возможность снять картину на сюжет, с которым он уже был знаком и которая стала частью его фамильного предания.

Владимир Абаринов: Вы сами принимали какое-нибудь участие в этой работе?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Да. Я был техническим консультантом фильма. И еще я появляюсь в массовке среди пилотов, которых отобрали для разведывательных полетов на U-2 и которые проходят инструктаж на авиабазе в Пешаваре, Пакистан.

Владимир Абаринов: Значит, вы считаете себя членом команды, работавшей над фильмом?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Да. Я был членом команды, беседовал с продюсерами, говорил с г-ном Спилбергом, с актером Остином Стоуэллом, который играет моего отца. Я предоставил фотографии, использованные в фильме, передал аудиозаписи, на которых отец сам рассказывает о случившемся, и отвечал на множество вопросов в течение нескольких последних месяцев.

Владимир Абаринов: Насколько фильм близок к реальной истории?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший с отцом, 1976 год
Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший с отцом, 1976 год

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: В картине очень точно передана атмосфера в Америке 1950-60-х годов, настроения, с какими некоторые американцы воспринимали моего отца, Рудольфа Абеля и Джеймса Донована. Сюжет фильма сконцентрирован на фигуре Донована, это герой ленты, а мой отец и полковник Абель – роли второго плана. Конечно, в деталях фильм точен не на сто процентов. В игровой голливудской картине всегда есть пространство для легкой драматизации и художественной свободы. Но в целом, мы считаем, фильм верно уловил политический климат Америки того времени. В конечном счете он помогает восстановить истину в отношении моего отца, который действовал так, как подобало действовать в тот период.

Владимир Абаринов: Когда Джеймс Донован взялся защищать Абеля, он столкнулся с непониманием, нападками, в окна его дома бросали камни. В картине Спилберга даже собственная семья не понимает его: «Как ты можешь защищать шпиона, укравшего наши атомные секреты?» А Донован терпеливо объясняет, что такая у него работа и что иностранному шпиону должен быть гарантирован честный процесс, как любому другому подсудимому – в этом суть Америки, основа ее веры в закон и справедливость. Даже Абель не в силах понять своего адвоката. «Разве вам не интересно, шпион я или нет?» - спрашивает он Донована и получает ответ: «Нет. Пусть они доказывают, а мы посмотрим, как у них это получится.

Но что имеет в виду Гэри-младший, когда говорит о необходимости восстановить истину в отношении его отца? Дело в том, что родина встретила Пауэрса подозрением в предательстве. Его обвиняли в дезертирстве, в том, что он посадил самолет в полной исправности, что не уничтожил его, что не выполнил приказ покончить жизнь самоубийством, что разгласил военные секреты.

Процитирую нашу программу от апреля 2010 года.

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Первые семь суток после поимки он не сказал на допросах ни слова правды, пытался любыми способами ввести своих следователей в заблуждение и сохранить втайне максимум сведений. Но 7 мая мировой сенсацией стало заявление Хрущева о том, что они сбили самолет и захватили пилота. Все крупнейшие газеты опубликовали статьи об инциденте с комментариями по поводу его политических последствий. Одна из этих газет, New York Times, сообщила, где он проходил подготовку и что за самолет сбили русские. Один из следователей КГБ пришел в камеру к отцу с газетой в руках, сунул ему статью в лицо и заорал: «Ты нам врал! Ты говорил, что проходил подготовку в Аризоне, а «Нью-Йорк таймс» пишет, что тебя готовили в Неваде, на объекте 51. Рассказывай все, что знаешь – все равно американские газеты расскажут вместо тебя!»

Отец оказался между молотом и наковальней. Он ходил вокруг да около, говорил полуправду-полуложь тогда, когда понимал, что им что-то известно о предмете, но не настолько много, чтобы они могли поймать его на вранье. Ну, например, потолок высоты. Отец постоянно твердил, что он летел на высоте 68 тысяч футов, когда его сбили. Он сделал это по двум причинам. Во-первых, U-2 при выполнении боевого задания летит на высоте 70-75 тысяч футов. Если он убедит русских в том, что 68 тысяч футов – максимальная высота, которую должны достигнуть их ракеты, он спасет от риска других летчиков. Он также думал, что тем самым он подает сигнал ЦРУ: «Ребята, видите – я не говорю всей правды». Эта линия поведения выяснилась, когда он вернулся и давал отчет.

Владимир Абаринов: Гэри, вы рассказывали мне, что возвращение домой было непростым для вашего отца, что потребовалось много времени и сил, чтобы доказать, что он был не предателем, а героем. Что вы чувствуете сейчас? Миссия выполнена?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Я считаю, что мои усилия, направленные на то, чтобы восстановить доброе имя моего отца, усилия, продолжавшиеся много лет, увенчались успехом тогда, когда командование военно-воздушных сил посмертно наградило отца Серебряной Звездой – это произошло в июне 2012 года. Фильм «Мост шпионов» - для меня, в сущности, вишенка на торте. Я горжусь и польщен тем, что Стивен Спилберг заинтересовался этим сюжетом и сделал из него первоклассную картину. Благодаря этой картине память о моем отце не исчезнет. Будущие поколения благодаря этой картине научатся понимать ту эпоху. Ну и мне поможет с моим Музеем холодной войны, который я открыл в 1996 году, чтобы воздать должное ветеранам, сохранить историческую память и просветить молодое поколение.

Владимир Абаринов: Фильм выходит в момент, когда отношения США и России снова обострились. Спилберг сознательно приурочил прокат к этому новому кризису?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший в музее перед обломками самолета своего отца, апрель 2010
Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший в музее перед обломками самолета своего отца, апрель 2010

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Я думаю, это чистое совпадение, что фильм выходит на экраны именно сейчас, в октябре 2015-го. Я понимаю, что между Россией Путина и Америкой Обамы возникла напряженность, ставшая следствием действий России на Украине, в Сирии и других местах. Я называю это Холодной войной 2.0 и я надеюсь, что лидеры обеих наших стран окажутся способны найти мирное решение.

Владимир Абаринов: Думаете, ваше кино поможет этому?

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший: Не знаю, поможет ли кино международной дипломатии, но оно определенно поможет будущим поколениям больше узнать о той эпохе.

Владимир Абаринов: Фильм Спилберга наводит на размышления о том, что не бывает раз и навсегда установленной исторической истины и что ярлык предателя родины легко повесить, но трудно снять.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG