Мировые цены на нефть на этой неделе вновь заметно снизились, а в целом с начала ноября она подешевела примерно на 12%. Российский рубль за это же время потерял в цене к доллару в семь раз меньше. Еще в начале года рубль, наоборот, дешевел гораздо быстрее нефти, а к концу лета темпы их падения уже практически совпадали. Как долго может сохраняться нынешний разрыв? И на этом фоне – если цены на нефть упадут еще больше, каким может оказаться курс рубля?
Этот разрыв быстро увеличивался в последние месяцы. Так, за период с 24 августа, когда цена нефти Brent, к которой привязана и цена российской экспортной нефти Urals, рухнула до минимума с начала года – 42 доллара за баррель, к 19 ноября она выросла в целом менее чем на 5%. За это же время курс рубля к доллару повысился почти на 9%. Осенью динамика отличалась уже в разы. За период с 1 октября нефть в целом подешевела на 7%, тогда как рубль к доллару, наоборот, вырос на 1,5%. Наконец, за 18 дней ноября в отдельности цена нефти снизилась на 10%, а курс рубля – лишь на 1,5%.
В третьем квартале был период, когда рубль оказался существенно недооцененным, и за счет этого “резерва”, даже на фоне очередных снижений нефтяных цен, он торговался вполне уверенно, отмечает старший аналитик шведского банка Nordea в Москве Дмитрий Савченко. “Этот же эффект проявляется и сейчас, когда мы видим новую волну снижения цен на нефть. Курс рубля, по сути, оказывается равновесным относительно текущих цен на нефть”.
При цене нефти в 40 долларов за баррель и ниже обменный курс может вернуться к своим августовским минимумам.
На динамику курса рубля, помимо стоимости нефти, оказывает влияние и целый ряд других факторов, будь то геополитика или очередные налоговые платежи российских компаний-экспортеров, производимые в рублях. Основные платежи выпадают на вторую половину месяца. В такие периоды традиционно возрастает спрос на рубли, напоминает аналитик “Промсвязьбанка” Алексей Егоров.
Кроме того, по его словам, в России в последние месяцы сократился общий спрос на валюту, что делает рубль менее чувствительным к текущим колебаниям цен на нефть: “Банки с начала года накопили значительные валютные резервы. Население же, со своей стороны, довольно активно продавало ту валюту, которую скупало в течение всего 2014 года, но особенно – в третьем квартале”.
Значимым фактором для курсообразования рубля стало и изменение в 2015 году бюджетной политики. За любым значительным снижением мировых цен на нефть следует и соответствующее ослабление рубля, которое позволяет обеспечивать госбюджет запланированными рублевыми доходами, так как девальвация повышает “рублевую” стоимость барреля продаваемой нефти.
В итоге мы и видим сейчас некоторое снижение зависимости курса рубля от колебаний цен на нефть. Тем не менее, в будущем она, вероятно, вернется к прежним уровням.
Еще в начале года из-за резкого падения цен на нефть финансовым властям России пришлось пересчитывать уже сверстанный бюджет, продолжает Егоров. Необходимая для него рублевая цена нефти (если считать по нефти Brent) была снижена с уровней примерно в 3600 рублей за баррель до 3100-3200 рублей. А коль скоро она снижается, то и девальвация рубля может быть меньшей даже при дешевеющей нефти.
Кроме того, если нефтегазовые доходы традиционно обеспечивали половину всех доходов федеральной казны, то к осени 2015 года эта доля заметно сократилась. По данным за октябрь, она составила уже менее 40%, отмечает Алексей Егоров. Соответственно, рублевая цена нефти, необходимая для формирования доходов пересмотренного бюджета, оказывается еще меньшей, чем даже нынешний ориентир в 3100-3200 рублей за баррель. “В итоге мы и видим сейчас некоторое снижение зависимости курса рубля от колебаний цен на нефть. Тем не менее, в будущем она, вероятно, вернется к прежним уровням: рынок не может надолго отходить от фундаментально обоснованных моделей”. В середине дня в четверг рублевая цена нефти Brent, в пересчете по текущему курсу, составляла 2843 рубля за баррель.
Банки с начала года накопили значительные валютные резервы. Население же довольно активно продавало ту валюту, которую скупало в течение всего 2014 года.
Вспомним, в конце мая баррель нефти Brent стоил 67 долларов за баррель, а тогдашний курс составлял 50 рублей за доллар. К концу августа, когда нефть подешевела до 42 долларов, курс упал до 70 рублей. Исходя из этих еще недавних соотношений, можно представить некие равновесные курсы рубля к доллару как в случае, если цены на нефть вдруг снизятся уже до 40 долларов за баррель с нынешних 43-44, так и при еще более радикальном их падении – скажем, до 35 долларов за баррель.
Исходя из нашей модели, которая указывала на некоторую недооцененность рубля в конце августа, равновесный обменный курс при нефти по 40 долларов за баррель составит порядка 68 рублей за доллар, полагает Дмитрий Савченко. “Если же допустить падение нефти до 35 долларов, то равновесным оказывается курс примерно в 73-74 рубля за доллар”.
При падении цены нефти ниже 40 долларов за баррель на валютный рынок может вновь выйти Центральный банк со своими интервенциями, не исключает Алексей Егоров. Ослабление рубля неминуемо отразится на внутренних ценах, а основная задача ЦБ – удерживать инфляцию в определенных рамках, задаваемых как прогнозами, так и инфляционными ожиданиями, продолжает эксперт: “Поэтому, думаю, ЦБ просто не допустит сильного ослабления рубля. По нашим расчетам, при цене нефти в 40 долларов за баррель и ниже обменный курс может вернуться к своим августовским минимумам, составив примерно 73-74 рубля за доллар”.